С 8 по 13 ноября в Чжухае (провинция Гуандун, КНР) прошел традиционный, уже 14-й по счету, международный авиационно-космический салон. В мероприятии приняли участие более 740 компаний из 43 стран, а экспозиция насчитывала тысячи экспонатов, в том числе — более сотни летательных аппаратов, выставленных на всеобщее обозрение. В летной программе поучаствовали 121 самолет. В ходе салона были заключены многочисленные контракты на общую сумму 39,8 млрд долларов США. Заключены сделки по приобретению в общей сложности 549 самолетов. Авиапредприятия Китая представили более 200 наименований своих последних научно-технических достижений, 70 (по другим данным — 55) из которых дебютировали в том году.
Жесточайшие коронавирусные ограничения, действующие в КНР, безусловно, наложили свой отпечаток на прошедший авиасалон. Так, по информации китайских СМИ, выставку посетили всего около 200 тыс. зрителей, что для почти полуторамиллиардного Китая — слёзы. Иностранных зрителей на Airshow China 2022 не было, т.к. посещение страны с туристическими целями в настоящее время невозможно. Аккредитованным журналистам, по информации Janes, предлагалось прибыть за трое суток до начала выставки и пройти все необходимые тесты на COVID.
Поэтому наш обзор выставки базируется исключительно на материалах зарубежных, в основном — китайских, СМИ и анализа сетевых фото- и видеоматериалов.
Гражданская авиация
В этом сегменте авиатехники, представленной на выставке, «звездой первой величины», безусловно, стал новейший магистральный COMAC С-919, который многие зарубежные СМИ называют «убийцей «Боингов» и «Эйрбас»». В сентябре этот лайнер получил национальный Сертификат летной годности, начало его коммерческой эксплуатации планируется на декабрь, когда первые машины начнут летать по маршрутам в ливрее China Eastern Airlines. По сообщению китайских СМИ, в ходе авиасалона семь лизинговых компаний, поддерживаемых национальными банками, подписали контракты на три сотни С-919.
По состоянию на октябрь текущего года СOMAC уже имел портфель заказов на 815 С919 от 28 авиакомпаний (в основном, китайских государственных). Не исключается появление и первого инозаказчика в лице молодой авиакомпании Nigeria Air, о чем в октябре агентству «Рейтер» заявлял министр авиации Нигерии Хаиди Сирика в ходе авиационной ассамблеи ООН. Однако даже максимальный ежегодный темп производства в 150 самолетов, на который планирует выйти производитель, вряд ли будет достаточным для создания ощутимой конкуренции дуополии Boeing и Airbus в данном сегменте. Ведь сопоставимое количество лайнеров западные гиганты производят за месяц.
Нельзя сбрасывать со счетов и отсутствие двигателей собственного производства для этого самолета. Создаваемый под С919 ТРДД высокой степени двухконтурности CJ-1000AX проходит испытания с 2018 г., и по планам должен быть готов в середине нынешнего десятилетия. Но, учитывая традиционные трудности китайских авиадвигателестроителей в плане доводки собственных изделий, можно предположить, что эти сроки сдвинутся вправо. И вряд ли в ближайшие годы им удастся достичь сопоставимой с западными двигателями топливной эффективности.
Не сбросить со счетов и международную обстановку и нагнетание напряженности между Китаем и Тайванем. А что бывает в этой жизни с теми, кто отстаивает свои интересы, очень хорошо известно на примере двигателей отечественного «Суперджета». Созданных, к слову, при участии того же CFM International — производителя установленных на С919 ТРДД LEAP. Косвенным подтверждением тому — отказ в выдаче экспортной лицензии на двигатели Pratt & Whitney Canada PW150C для перспективного турбовинтового лайнера МА700 китайской компании Xian, из-за чего перспективы этого регионального турбопропа под вопросом.
В целом же, создание современнейшего магистрального лайнера для китайского авиапрома — это большой успех и предмет гордости. Пожелаем же ему и его создателям успехов!
В ходе авиасалона корпорация COMAC продемонстрировала также медицинскую версию своего регионального самолета ARJ-21 и получила заказы на 30 таких машин. Самолет может иметь несколько вариантов оснащения, в том числе — модулем интенсивной терапии ICE.
Кроме пассажирских самолетов, в сегменте гражданской авиации был представлен также тяжелый многоцелевой турбовинтовой самолет-амфибия AVIC AG600M «Jiaolong» («Водяной дракон»). В ходе летного показа он выполнял весьма энергичные для своей «комплекции» маневры, а также осуществлял сброс воды.
Ожидается, что противопожарная модификация получит сертификат летной годности к 2024 году, а его спасательный вариант сможет пройти сертификацию к 2025-му.
Военная авиация
Именно она играла первую скрипку на этой выставке. Причем, как пилотируемая, так и беспилотная. Вторая, пожалуй, даже больше. В сегменте боевых самолетов «звездой №1» стал многофункциональный истребитель 5-го поколения AVIC J-20.
Самолет интенсивно демонстрировался на земле, а также в воздухе, в составе четверки, пары и одиночного пилотажа на малых высотах. Эффектным его пилотаж, судя по видеозаписям государственного телевидения КНР, назвать затруднительно. И ни в какое сравнение он не идет с тем, что демонстрируют наши летчики в ходе МАКСа на истребителях ОКБ ИМ. П.О. Сухого. В программе превалировали горизонтальные маневры, в ходе которых, впрочем, самолеты демонстрировали небольшие радиусы виражей и высокие скорости угловых разворотов при изменении траектории движения. Возможно, полноценному показу помешала неблагоприятная погода.
J-20 совершил свой первый полет в январе 2011 года и официально рассекречен в ноябре 2016 года на 11-м авиасалоне в Чжухае, когда он был продемонстрирован в полете. По экспертным оценкам, на вооружении ВВС НОАК на сегодняшний день находятся две сотни самолетов этого типа. Самолет постоянно совершенствуется. По утверждению главного конструктора J-20 Ян Вэя в интервью государственному телевидению КНР, у истребителя будут версии 1.0, 2.0 и 3.0 с постоянно возрастающими возможностями. «Кроме того, мы построим более интегрированную боевую систему, охватывающую землю, море, воздух и космос», — заявил Ян Вэй.
При внешнем осмотре J-20 западные эксперты отметили заметно возросшее качество обработки поверхности и значительное уменьшение зазоров по сравнению с предыдущими поколениями китайской авиатехники. Другой важной особенностью истребителя можно назвать «первый китайский турбовентиляторный двигатель с независимыми правами интеллектуальной собственности», что также является серьезным достижением. В целом, разработка и крупносерийное производство самолета такого уровня служит еще одним доказательством значительных успехов КНР в авиастроительной отрасли и уверенному вхождению ее в клуб мировых лидеров.
Кроме J-20, на земле и в воздухе демонстрировались многофункциональный J-16 и его модификация для прорыва ПВО J-16D. Истребитель Shenyang J-16 считается собственной разработкой компании на основе истребителя 4-го поколения J-11BS — дальнейшего развития отечественного Су-30МКК (что видно невооруженным взглядом) силами китайского авиапрома.
Но, на мой взгляд, более интересна модификация этого тяжелого истребителя с литерой D, предназначенная для подавления средств ПВО противника. Этакая «Дикая ласка» (Wild Weasel) по-китайски. Напомню, именно так назвались американские подразделения и специализированные самолеты аналогичного назначения еще в годы вьетнамской войны. За прошедшие полвека американцы, широко применявшие эту технику практически в каждом вооруженном конфликте со своим участием, казалось бы доказали необходимость таких групп в ударных боевых порядках. Однако на сегодняшний день помимо США только КНР, да и то — совсем недавно (J-16D был впервые показан на прошлом салоне в 2021 г.) обзавелись узкоспециализированным самолетом такого назначения.
На выставке также впервые была представлена последняя модификация самолета ДРЛО Shaanxi KJ-500A, отличающаяся от базовой модели наличием системы дозаправки топливом в воздухе. О других изменениях в новой модификации не сообщалось. Однако наличие дополнительных антенн сверху на фюзеляже может свидетельствовать об изменениях в бортовом РЭО.
Еще одной новинкой, представленной в эти дни в Чжухае, стал самолет-заправщик Xi’an YU-20, созданный на основе тяжелого военно-транспортного Y-20.
Судя по расположению средней точки заправки, самолет выполнен неконвертируемым в транспортный вариант. Крыльевые заправочные агрегаты имеют крыльчатки, что может свидетельствовать о работе перекачивающих насосов от набегающего потока.
На выставке также были представлены новые военные вертолеты национальной разработки — Z-8L, Z-10 и Z-20, состоящие на вооружении авиации сухопутных войск НОАК.
Changhe Z-8L является дальнейшим развитием транспортного Z-8G, «дедушкой» которого был лицензионный Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon. Внешнее сходство с которым «внук» практически утратил и стал больше похож на S-92 от компании Sikorsky.
По сравнению с предшественником вертолет имеет развитые спонсоны с размещенными в них топливными баками и расширенный почти на 60 см фюзеляжем с откидной аппарелью. Ширина фюзеляжа теперь составляет 2,4 м, что позволяет транспортировать легкие боевые транспортные средства внутри (в частности, вездеходы «Рысь»). Кроме того, вертолет может транспортировать боевую технику и на внешней подвеске, что демонстрировалось в ходе летной программы авиасалона.
Ударный Changhe Z-10 в особом представлении не нуждается. Он поступил на вооружении НОАК еще в 2007 г. и неоднократно участвовал в показах на прошлых авиасалонах. В ходе Airshow China 2022 китайские пилоты демонстрировали высокую маневренность вертолета, выполнив боевые развороты, воронку и другие элементы сложного пилотажа.
Еще одной новинкой, продемонстрированной на авиасалоне в Чжухае, стал Harbin Z-20. По компоновке очень напоминающий американский UH-60. На выставке была представлена десантно-транспортная модификация, имеющая, по оценкам специалистов, взлетную массу 10 тонн. Вместимость грузового отсека — 10 десантников.
Беспилотные летательные аппараты военного назначения
На прошедшей выставке китайский авиапром также представил широкий спектр беспилотных летательных аппаратов военного назначения. Причем, как в макетах перспективных разработок, так и в виде полнофункциональных натурных образцов. В общей сложности Китай продемонстрировал на авиасалоне 43 различных модели БПЛА самого различного назначения.
Так, компания AVIC представила новейшие Wing Loong 1E, Wing Loong 3 и Wing Loong 10A. Разведвательно-ударный Wing Loong 1E совершил свой первый полет в начале этого года. Он относится к средневысотным БПЛА большой продолжительности полета (MALE). Как сообщал Global Times, беспилотник может находиться в воздухе до 45 часов, максимальная дальность его полета составляет 7000 км, практический потолок — до 10 км. По заявлению Тан Юна, главного конструктора Wing Loong-1E, аппарат может эксплуатироваться с горных аэродромов высотой до 4000 м, а его взлетно-посадочные дистанции при максимальной взлетной массе в условиях стандартного аэродрома составляют несколько сот метров.
Wing-Loong 1E способен выполнять широкий круг задач: разведка, корректировка огня, подсветка целей, мониторинг и ретрансляция. Но не только. Образец, который демонстрировался в ходе авиасалона, по сообщению Janes, имел 4 узла с девятью подвешенными на них средствами поражения.
Более внушительный арсенал продемонстрировал новейший ударно-разведывательный Wing Loong 3. По данным China Daily, беспилотник WL-3 имеет длину 12,2 м, высоту 4,3 м и размах крыла 24 м. Он оснащен девятью точками подвески и может нести до 16 единиц оружия.
В дополнение к своим ударным возможностям, Wing Loong 3 также будет способен выполнять миссии разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также ретрансляционную работу.
Еще один интересный образец беспилотника, представленный на выставке корпорацией AVIC, это WL-10, также известный как WZ-10. Высотный БПЛА большой продолжительности полета (HALE) с размахом крыла около 10 м и высотой почти 2 м. Учитывая характерные обтекатели антенн на законцовках крыла, а также отсутствия узлов наружной подвески (существовавшие в предыдущих версиях этого БПЛА) можно сделать вывод, что WL-10 оптимизирован для ведения радиоэлектронной разведки и РЭБ.
Но, пожалуй, наиболее интересен представленный корпорацией проект БПЛА сопровождения FH-97A, который позиционируется как «верный ведомый» («Loyal Wingman») истребителя пятого поколения J-20. Компоновка, по мнению некоторых зарубежных экспертов, практически идентична разработанному в Австралии беспилотному самолету Boeing MQ-28 Ghost Bat. Правда, в отличие от детища Боинг, самолет имеет два двигателя. Сверху и по бокам носовой части фюзеляжа на макете размещена электронно-оптическая система, что указывает на приоритет задач класса «воздух-воздух» для его применения. Кроме того, FH-97A может использоваться для обеспечения раннего предупреждения об угрозах и расширенного наведения интеллектуальных боеприпасов; разведки, радиоэлектронной борьбы и подавления ПВО. Расчетная дальность полета — до 1000 км и максимальная продолжительность нахождения в воздухе — 6 часов.
Разработка БПЛА ведется компанией Feihong при Девятой академии Китайской государственной корпорации аэрокосмической науки и техники.
«Loyal Wingman — горячая тема в области БПЛА в последние годы, и многие считают его важной частью будущей беспилотной боевой системы», — сказал Дэн Шуай, главный конструктор беспилотника, в эксклюзивном интервью Global Times.
Целую линейку различных по конструкции и назначению дронов представила на выставке корпорация China Aerospace Science and Technology (CASC). В «модельный ряд» продемонстрированных БПЛА Caihong вошли БПЛА CH-3, новые модификации CH-4, CH-5 и СН-6, а также впервые показанный модернизированный прототип своего самого совершенного БПЛА-невидимки CH-7. С него и начнем.
Главный инженер БПЛА серии CH Ши Вэнь, рассказал Global Times в ходе выставки, что модернизированный ударный CH-7 имеет увеличенный на 4 м (до 26 м) размах крыла и максимальную взлетную массу 10 тонн. Практический потолок тоже увеличен. Теперь он составляет 15 км против 10-13 км у предыдущего прототипа.
Также корпорацией была продемонстрирована специализированная версия БПЛА СН-5 для операция над морем. По утверждению производителя, этот вариант БПЛА может использоваться в противолодочных операциях для постановки гидроакустических буев, По сравнению с противолодочными самолетами, такими как P-8A, дрон может нести меньше гидроакустических буев. В то же время он может осуществлять круглосуточную разведку и наблюдение в течение нескольких дней, поэтому большинству подводных лодок с обычными двигателями будет трудно избежать обнаружения.
CH-5 для морской службы имеет четыре отсека для размещения гидроакустических буев, поэтому его потенциал в этом плане аналогичен американскому MQ-9B. По словам экспертов, при совместных действиях с противолодочной авиацией и кораблями он может стать эффективным «охотником за подводными лодками».
Интересен и ударно-разведывательный СН-6 с силовой установкой из двух ТРДД.
БПЛА класса MALE, имеющий максимальную взлетную массу 7800 кг, может использоваться как ударный с 18-часовой продолжительностью полета и боевой нагрузкой 450 кг, или разведывательный (продолжительность полета — 21 час, полезная нагрузка — 120 кг).
Также на выставке были представлены и другие интересные новинки в области военной беспилотной авиации. В частности, в статической экспозиции был представлен БПЛА CS-5000T — еще один китайский дрон с аэродинамической схемой «летающее крыло». По мнению западных экспертов, аппарат очень напоминает американский Lockheed Martin RQ-170 Sentinel.
Несмотря на то, что некоторые элементы имеют маркеры «Снять перед полетом», нет определенности, что это: макет или летный образец. Практически отсутствовали и какие-либо характеристики аппарата. Однако, анализируя внешний вид и сходство с американским образцом, можно предположить, что это тяжелый (учитывая мощные стойки шасси) высотный БПЛА большой продолжительности полета с низким уровнем радиолокационной заметности.
Другим, заслуживающим внимания обзора, экспонатом выставки стал стратегический высотный разведчик Guizhou WZ-7 Soaring Dragon. Аппарат состоит на вооружении ВВС НОАК и, по сообщениям китайской прессы, успешно применяется .
По своим габаритам и назначению БПЛА, в целом, соответствует американскому RQ-4 Global Hawk, хотя и имеет, по официальным данным, более скромные характеристики. Силовая установка, предположительно, состоит из одного ТРД WP-13 — копии советского Р-13-300, применявшегося на истребителях МиГ-21 и Су-15.
Интересна аэродинамическая схема этого БПЛА. По сути это биплан с замкнутыми поверхностями крыла. Нижнее крыло имеет традиционную стреловидность, верхнее — обратную. Использование такой схемы выгодно, как для обеспечения необходимой жесткости крыла большого удлинения, так и уменьшения его индуктивного сопротивления.
Конечно, все представленные в ходе AirShow China 2022 экспонаты уместить в одном обзоре невозможно, даже новинки. Тем более, на выставке экспонировались не только образцы авиакосмической тематики, но также техника сухопутных сил, морская радиоэлектроника и т.д. Проводя аналогию с отечественными форумами, салон в Чжухае можно назвать симбиозом МАКСа и МВТФ «Армия». Причем, военно-техническая направленность прошедшей выставки заметна невооруженным глазом. Учитывая растущую напряженность между КНР и Тайванем (вместе с его заокеанскими покровителями) AirShow China 2022 наглядно продемонстрировала, что КНР имеет достаточный военно-промышленный потенциал для предотвращения возможных провокаций со стороны «партнеров». Кроме того, авиасалон явился очередным подтверждением того, что страна прочно заняла достойное место среди лидеров авиакосмической и оборонных отраслей промышленности, потеснив при этом по многим направлениям своих «учителей».
Полноразмерный макет национальной орбитальной станции, ракета-носитель с комбинированной силовой установкой (твердотопливные ускорители и жидкостная первая ступень), новейшие средства поражения, гиперзвуковой MD-22, двигатели с управляемым вектором тяги, в т.ч. — с двухмерным реактивным соплом… И еще десятки других экспонатов по всем перспективным направлениям авиации, космоса и оборонки — все это AirShow China 2022. «Полет в будущее» — так озаглавила серию репортажей с выставки Глобальная телевизионная сеть Китая. И с ними трудно не согласиться!