Что показали на авиасалоне в Чжухае
С 6 по 11 ноября 2018 г. в китайском Чжухае уже в 12-й раз проходила авиационно-космическая выставка China International Aviation & Aerospace Exhibition. Более известное наименование мероприятия — Airshow China 2018 или авиасалон в Чжухае. Своими фото, сделанными в дни авиашоу, с нами поделился уже знакомый посетителям сайта Gottfried Auer. Я лишь добавлю краткие аннотации к ним. Учитывая, что материалов по теме в сети относительно немного, наш репортаж наверняка будет интересен читателям.
По аналогии с МАКСом, Чжухайский авиасалон проводится раз в два года. Правда, он чуть «моложе» московского: его история началась в 1996 г. Традиционно здесь демонстрируются последние достижения в области авиастроения КНР и, пожалуй, «оборонки» в целом. Причем, если судить по 12-му авиасалону, доля «непрофильных» экспонатов только растет. И вы в этом сейчас убедитесь.
Интересно, что Китай ушел от советской практики сокрытия последних достижений в оборонных отраслях и, наоборот, стал активно их демонстрировать. На домашнем авиасалоне в Чжухае — в том числе. Думается, такой подход оправдан вдвойне, даже втройне. Налогоплательщику демонстрируется результат уплаты налогов, потенциальному покупателю — товар лицом, вероятному противнику — оборонный потенциал.
Львиную долю экспозиции, как на открытой стоянке, так и в павильонах, составляет техника военного или двойного назначения.
Компания Guizhou Aviation представила новейшую модификацию своего учебно-боевого FTC-2000, с литерой «G».
Родоначальником этой вполне современной машины является учебно-боевой МиГ-21У, но по внешности этого не скажешь. Многоцелевой истребитель предлагается тем, кому не по карману американская, российская или европейская авиатехника.
А этот дальний потомок нашего «двадцать первого» уже хорошо известен. Китайско-пакистанский JF-17 Thunder (он же Chengdu FC-1 Xiaolong) в ходе салона демонстрировался на земле (в павильоне на стенде СП CATIC&PAC)
и в воздухе, в ходе демонстрационной программы.
Еще один потомок советских машин — средний военно-транспортный Shaanxi Y-9, созданный в развитие лицензионной копии Ан-12, самолета Y-8.
Если поверить приводимым в печати данным, то Y-9 по большинству летно-тактических характеристик практически сравнялся с последней версией американского «Геркулеса» С-130J, а по грузоподъемности и перегоночной дальности превзошел его.
Самолет выпускается серийно и с 2012 г. поступает на вооружение ВВС НОАК. Присутствовавший на выставке Y-9 состоит на вооружении 10-го авиаполка китайских ВВС.
Легкий военно-транспортный Harbin Y-12 новинкой не назовешь. Его разработка и производство развернулись на рубеже 80-х гг. Машина довольно популярная, как в военной авиации (состоит на вооружении почти в двух десятках стран), так и у гражданских эксплуатантов.
Гордость китайского авиапрома в области военно-транспортной авиации — тяжелый Xian Y-20.
Самолет был создан в относительно короткие сроки. По утверждению некоторых СМИ, аванпроект самолета разрабатывали инженеры украинского ОКБ Антонова. Первый полет опытной машины состоялся в январе 2013 г.
По данным Flightglobal, в строю сейчас находятся 7 Y-20. Продемонстрированный на авиасалоне самолет принадлежит 12-му авиаполку ВВС НОАК.
Экспозицию самолетов военно-транспортной авиации дополняли экспонаты наземной боевой техники десантных войск.
Y-20 демонстрировался также в ходе летного показа.
Дальний бомбардировщик-ракетоносец Xian H-6K — дальнейшее развитие советского Ту-16 с отечественными двигателями Д-30КП-2. Самолет из состава 24-го авиаполка был вооружен двумя противокорабельными ракетами KD-63 (K/AKD-63, YJ-63, развитие
советской ракеты П-15), а также парой новейших крылатых ракет K/AKD20(GP). Последняя — «продолжение темы» крылатой ракеты CJ-10A, спроектированной на основе советской КР Х-55 (образцы и техдокументация, по утверждению СМИ, были получены на Украине).
Почти раритетный штурмовик Q-5L (A-5L) создан на основе советского истребителя МиГ-19С. По одним источникам такие машины покинули боевой состав ВВС в 2017 г., а по другим в составе ВВС НОАК до сих пор числятся 118 Q-5. Снятые с вооружения экземпляры предлагаются на экспорт странам, имеющим на вооружении устаревшие копии советских истребителей.
Истребитель Chengdu J-10B — модернизированная версия J-10 — этого современного самолета национальной разработки. Модификация имеет видоизмененную геометрию воздухозаборника и носовой части, новую бортовую РЛС с фазированной антенной решеткой, дополнительную оптико-электронную станцию. Самолет оборудован системой дозаправки в воздухе.
По информации Flightglobal, в строевых частях ВВС НОАК насчитывается 235 истребителей в одноместном (J-10A) и двухместном (J-10S) вариантах. Еще 25 таких машин числятся в авиации ВМФ Китая.
В один из дней авиасалона в воздухе был продемонстрирован опытный J-10C, оснащенный ТРДДФ собственного производства WS-10 с отклоняемым вектором тяги. А пилотажная группа ВВС КНР «1-е августа» регулярно радовала посетителей выставки своими выступлениями на серийных J-10A и J-10S.
А вот китайские пилотажники на земле.
В ходе салона свое летное мастерство демонстрировала и еще одна пилотажная группа ВВС Китая — «Красные соколы». Команда была сформирована в 2011 году и эксплуатирует реактивные УТС Nanchang JL-8 китайско-пакистанской разработки. Пакистанское наименование этого самолета — К-8 «Каракорум».
В составе «Красных Соколов» восемь самолетов и 18 пилотов-инструкторов 3-й Летной академии, базирующейся в Цзиньчжоу-Сиалоингзи в военном округе Шэньян.
В павильоне компании AVIC был продемонстрирован полноразмерный макет истребителя пятого поколения Shenyang FC-31, он же J-31.
Своим внешним видом самолет очень напоминает американский F-35, но некоторые его характеристики, если верить цифрам, приводимым разработчиком, лучше, чем у аналога из США.
Так, например, FC-31 обладает большей максимальной скоростью (2200 км/ч против 1930 км/ч), имеет более привлекательную цену (примерно 70 млн.$ против 83-108 млн.$) и два двигателя (у F-35 — один).
Правда, радужные перспективы экспорта этого самолета может омрачить отечественный Су-57 с каталожной ценой (из открытых источников) вдвое ниже. Также не прибавит ему очков и сложившееся мнение о низкой надежности авиадвигателей производства Поднебесной.
В Чжухае продемонстрировали новейший самолет ДРЛО Shaanxi KJ-500, созданный несколько лет назад на базе транспортного Y-9. В неподвижной «тарелке» скрыты три АФАР, обеспечивающие круговой обзор. По данным Flightglobal, в составе ВВС НОАК находятся 13 таких машин ДРЛО.
Помимо авиационной техники, на выставке присутствовало значительное (мне даже показалось — избыточное) количество образцов ракетной и другой военной техники. Зенитно-ракетные, оперативно-тактические и противокорабельные ракетные комплексы, машины обеспечения, всевозможные вездеходы и даже катера.
Рассматривая фото, мне показалось, что Чжухай — это некий такой симбиоз-аналог МАКСа и военно-технического форума «Армия» в парке «Патриот».
Гражданская составляющая на авиасалоне выглядела несколько слабее военной. Впервые был продемонстрирован макет кабины и салона китайско-российского CR929. Его же в этом году показывали на МАКСе (можно посмотреть здесь).
Уже во второй раз в Чжухае был продемонстрирован крупнейший зарубежный самолет-амфибия AVIC AG600 Jiaolong, который планируется использовать в качестве поисково-спасательного и противопожарного.
Нашлось место на салоне и авиации общего назначения. Это «китовый» самолет-амфибия SeaRey американской компании Progressive Aerodyne.
Многоцелевой самолет PAC P-750 XSTOL разработки новозеландской компании Pacific Aerospace на Airshow China 2018 был представлен в пассажирском варианте на 9 пассажирских мест.
Легкий спортивный и туристический самолет AG50 корпорации AVIC.
Макет перспективного тяжелого транспортного вертолета ALH, который совместно разрабатывается корпорацией AVIC и «Вертолетами России».
Однако, шире всего, как показалось, была представлена беспилотная техника, в разработке которой Китай добился прямо-таки потрясающих успехов. Какое-то несметное количество разведывательно-ударных машин от различных производителей, легкие и тяжелые квадрокоптеры, беспилотники — «невидимки», дистанционно пилотируемые вертолеты. Давайте просто взглянем на это многообразие, опуская подробности.
В целом же, Airshow China 2018 показала, что Китай активно борется за лидерство в клубе разработчиков и производителей сложнейшей авиационной и космической техники. Со своими последними разработками страна уже «наступает на пятки» лидерам по таким направлениям, как истребители 5-го поколения, тяжелые военно-транспортные самолеты, амфибии и, конечно, дистанционно пилотируемые летательные аппараты. В гражданском авиастроении также наблюдается динамичное развитие (проекты ARJ21, C919 и др.). Полагаю, не за горами время, когда мир будет «завален» не только китайскими товарами повседневного спроса, но и авиатехникой.
2 комментария
Игорь Михелевич
Vielen Dank!
ralf Schmidt
Hat mir sehr gefallen