Оговорюсь сразу: именно так переводится английское наименование этого музея. По-польски он именуется как Muzeum Lotnictwa Polskiego w Krakowie, т.е., говоря русским языком, — музей польской авиации. Нисколько не пытаясь умалить историю авиастроения в Польше, я склоняюсь все-таки к английскому переводу, который обозначен в заголовке поста. Просто потому, что коллекция этого прекрасного музея выходит далеко за рамки национальной авиаистории Речи Посполитой Польска. Итак, как вы уже поняли, этот авиамузей расположен в Кракове. На территории одного из старейших в мире аэропортов — Раковице-Кжижины (Rakowice-Czyzyny), закрытого для регулярных линий в 1963 г. А всего через год на его просторах была открыта первая экспозиция.
Коллекция музея насчитывает более 200 летательных аппаратов, около сотни двигателей, множество других интересных любителям авиации экспонатов. Большая часть коллекции — это послевоенная техника, но есть и настоящие раритеты, в том числе — чудом выживший во время Второй Мировой войны учебно-тренировочный биплан PWS-26. Ну, поскольку я являюсь фанатом военной реактивной техники 50-70 гг., можно сказать, что это «мой музей». Здесь собрана очень приличная коллекция боевых машин этого периода, со многими получилось встретиться только здесь.
Поскольку Польша до НАТО являлась членом противоположного блока (впрочем, как и все наши бывшие «союзники»), значительную долю экспонатов составляет советская авиатехника, а также ее варианты, выпускавшиеся по лицензии, или модифицированные силами польского авиапрома образцы.
Большая часть экспозиции размещена под открытым небом, и лишь небольшая пока часть — в ангарах. Вот как раз с приближением к одному из них, на котором рабочие ремонтировали крышу, у меня случился небольшой конфуз. Увлекшись съемкой американского F-105 «Тандерчиф», я не заметил, как попал в облако взвеси грунта, которым работяги, без всякого ограждения зоны и предупреждения, покрывали металлоконструкции свода ангара. На запах краски я не обратил внимание и продолжал снимать. Но вот когда опустил фотик — ахнул! Тушка и объектив — всё в мелкую серую крапинку… Понятное дело — вина музея. Не оградили, не предупредили. Но что делать теперь? Конечно, обращаться в дирекцию! Что я и сделал. К чести администрации и, в первую очередь, директора музея, они очень быстро сориентировались, посадили меня в машину и отвезли в фотосервис. Где за пару-тройку часов мою тогдашнюю «семерку» привели к состоянию только что купленного аппарата. Правда, в это время мне пришлось использовать видеокамеру в качестве фотоаппарата.
Переходим в один из ангаров (с которого меня «покрасили»). Теперь-то уж чего? 🙂
И это далеко не все, что можно увидеть в данном музее. Качество снимков с помощью видеокамеры, конечно, ужасное. Но перенести съемку остатков на след. день возможности не было, т.к. вечером я уже должен был быть в чешской Остраве: там начиналось ежегодное шоу «Дни НАТО», куда я, собственно, и направлялся. В целом, отличный музей. И если когда-нибудь доведется посетить Краков, обязательно прибавьте к Вавелю, Мариацкому костелу, Главному Рынку и эту достопримечательность!
Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!
Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)