5
(4)

Оговорюсь сразу: именно так переводится английское наименование этого музея. По-польски он именуется как Muzeum Lotnictwa Polskiego w Krakowie, т.е., говоря русским языком, – музей польской авиации. Нисколько не пытаясь умалить историю авиастроения в Польше, я склоняюсь все-таки к английскому переводу, который обозначен в заголовке поста. Просто потому, что коллекция этого прекрасного музея выходит далеко за рамки национальной авиаистории Речи Посполитой Польска.
Итак, как вы уже поняли, этот авиамузей расположен в Кракове. На территории одного из старейших в мире аэропортов – Раковице-Кжижины (Rakowice-Czyzyny), закрытого для регулярных линий в 1963 г. А всего через год на его просторах была открыта первая экспозиция.

Экспозиция музея начинается прямо у билетных касс. Красивое современное здание главного корпуса позволяет разместиться и управленческому звену, и приличной части музейных экспонатов, а также магазину и кафе
Многие польские асы воевали на таких вот “Спитфайрах” в составе антигитлеровской коалиции
Единственный сохранившийся в мире истребитель PZL P.11C польской постройки (он встречает посетителей прямо на входе)

Коллекция музея насчитывает более 200 летательных аппаратов, около сотни двигателей, множество других интересных любителям авиации экспонатов. Большая часть коллекции – это послевоенная техника, но есть и настоящие раритеты, в том числе – чудом выживший во время Второй Мировой войны учебно-тренировочный биплан PWS-26.
Ну, поскольку я являюсь фанатом военной реактивной техники 50-70 гг., можно сказать, что это “мой музей”. Здесь собрана очень приличная коллекция боевых машин этого периода, со многими получилось встретиться только здесь.

Французский УТС Фуга “Мажистер” можно встретить как в музеях, так и на различных авиашоу
Правительственный Ми-8. Поляки до сих пор эксплуатируют такие машины
Польский УТС PZL TS-11 Iskra из состава пилотажной группы “Бяло-Червоные Искры” польских ВВС. Скоро их можно будет увидеть только в музее: планируется пересадить эту группу на итальянские М346 “Мастер”
Итальянский перехватчик F-104S-ASA Starfighter – лицензионный вариант печально известного “летающего гроба”. К слову, эксплуатация этого творения Келли Джонсона в итальянских ВВС не подтвердила печальное прозвище, данное ему немцами. Может, не в самолете было дело?
Доступ ко всем экспонатам свободный. Никто не орёт “Убирайтесь за забор!”, потому что и ограждений-то около экспонатов нет. Поэтому – подходим, трогаем, фотографируем
Красивый окрас МиГа
Экспонат из Бельгии – тактический истребитель Рипаблик F-84F “Тандерстрик” / Republic F-84F Thunderstreak
Еще один экспонат из Бельгии – Дассо “Мираж”5В.
Киль бельгийской машины облюбован птичками
Еще один экспонат, который нечасто встречается в европейских музеях – штурмовик Линг Темко Воут А-7 “Корсар II” (LTV A-7 Corsair II). Вообще-то это палубная машина, но вот Греция и Португалия эксплуатировали упрощенную сухопутную версию. Этот самолет как раз из Португалии
Сразу два подарка из Вьетнама: Нортроп F-5E “Тайгер II” (Northrop F-5E Tiger II)…
… и легкий штурмовик Цессна А-37 “Дрэгонфлай” (Cessna A-37 Dragonfly). Обе машины из состава ВВС Южного Вьетнама времен вьетнамской войны. Этого “добра” на территории страны было в избытке и через 20 лет после войны, когда я там служил на базе Камрань. Правда, из-за жесткого ограничения свободы перемещения по стране увидеть и пощупать их там не довелось

Поскольку Польша до НАТО являлась членом противоположного блока (впрочем, как и все наши бывшие “союзники”), значительную долю экспонатов составляет советская авиатехника, а также ее варианты, выпускавшиеся по лицензии, или модифицированные силами польского авиапрома образцы.

Рядок из четырех Ми-2 различных модификаций
На противоположной стороне выстроились в ряд сельскохозяйственные машины. Сразу за Ми-2 – дальнейшее развитие советского Як-12, выпускавшееся в ПНР как PZL-101 Gawron (по-русски – “Ладья”)
Неудавшаяся попытка создать полноценную реактивную замену сельскохозяйственному варианту Ан-2 – PZL M-15
Своеобразный, конечно, самолет. Но погубила его не “экстравагантная внешность”, конечно, а экономические параметры эксплуатации. Вместо предполагавшихся 2,5-3 тыс. машин было построено в десять раз меньше, да и прослужили они относительно недолго. Но, как говорят, отрицательный результат – тоже результат
“Спарочка” МиГ-29УБ
Этот Ан-26 еще совсем недавно состоял на вооружении польских ВВС. Теперь вместо них служат EADS (CASA) C-295
Сухой Су-7БМ
Рядом – более поздняя модификация “летающей трубы” – Су-7БКЛ
Су-7БМ сзади. На заднем плане – “ЛОТовский” Ту-134. В весьма плачевном состоянии, надо заметить
А вот Су-22М4 до сих пор состоят на вооружении наших соседей. Многие – уже в современном НАТОвском светло-сером камуфляже
Пушечная установка СППУ-22 с отклоненными стволами пушки. Грозное оружие!
На МиГ-29УБ сопло правого двигателя частично разобрано. То ли как учебное пособие, то ли – банально на запчасти. Зато всем видно, насколько сложна конструкция сопла этого двигателя (РД-33)
МиГ-23МФ – экспортный вариант “эмки” для “близких друзей” из Варшавского Договора. Менее надежные сателлиты получали вариант “МС” с прицелом от МиГ-21
Су-20 – экспортная модификация Су-17М. Польше было поставлено 26 таких самолетов. На вооружении они состояли до 1997 г.
Первый сверхзвуковой серийный истребитель в мире МиГ-19 в модификации “ПМ” тоже состоял на вооружении ВВС ПНР
В ряду перед нами – тот же МиГ-19 и многочисленные модификации МиГ-17, в том числе – выпускавшиеся в Польше
А это тоже “аллея МиГов”, но других, “двадцать первых”. От Ф-13 до “бис”а и несколько “спарок”
Отреставрированный штурмовик Lim-6MR
Lim-6bis
Учебно-тренировочный PZL I-22 Irida польской разработки и постройки. На снимке – первый опытный экземпляр М93К. Недавно проходила информация о возможной реанимации программы, приостановленной в середине 90-х гг.
Яковлев Як-23 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение польских ВВС. Они же стали и самым крупным зарубежным эксплуатантом этих истребителей, приобретя в 1951 г. 90 машин
Ещё одна машина ОКБ Яковлева – Як-17УТИ
Учебно-тренировочный истребитель Як-11
Наш Ли-2 в музеях встречается гораздо реже, чем его “отец родной” Дуглас DC-3. Да еще в таком хорошем состоянии
А вот хорошо (я бы даже сказал – с любовью) отреставрированный Юнкерс Ю-52 как-то напряг. Я понимаю: историческая достоверность и всё такое…. Но фашистскую свастику я не встречал на экспонатах даже в немецких музеях. Эх, панове, короткая же у вас память…
Полноразмерный макет разрабатывавшегося в конце 90-х национального УТС для повышенной летной подготовки. Назывался аппарат EM-10 Bielik
Как я понял, дальше макета дело не пошло
Чехословацкое воздушное такси Аero – 145. В данном случае – санитарный вариант самолета
Знаменитый американский истребитель-бомбардировщик Rebublic F-105

Большая часть экспозиции размещена под открытым небом, и лишь небольшая пока часть – в ангарах. Вот как раз с приближением к одному из них, на котором рабочие ремонтировали крышу, у меня случился небольшой конфуз. Увлекшись съемкой американского F-105 “Тандерчиф”, я не заметил, как попал в облако взвеси грунта, которым работяги, без всякого ограждения зоны и предупреждения, покрывали металлоконструкции свода ангара. На запах краски я не обратил внимание и продолжал снимать. Но вот когда опустил фотик – ахнул! Тушка и объектив – всё в мелкую серую крапинку…
Понятное дело – вина музея. Не оградили, не предупредили. Но что делать теперь? Конечно, обращаться в дирекцию! Что я и сделал. К чести администрации и, в первую очередь, директора музея, они очень быстро сориентировались, посадили меня в машину и отвезли в фотосервис. Где за пару-тройку часов мою тогдашнюю “семерку” привели к состоянию только что купленного аппарата.
Правда, в это время мне пришлось использовать видеокамеру в качестве фотоаппарата.

Швеция представлена двумя экспонатами: истребителями – SAAB J 35J Draken
… и его “младшим братом” – SAAB AJSF 37 Viggen
Попытка польского авиапрома создать лайнер класса Ил-14, называется  MD-12. После испытаний в качестве пассажирского был переоборудован в самолет-картограф MD-12F (отсюда и стеклянный нос). Серийно не строился
Еще одно чешское аэротакси, но уже от фирмы Лет – L-200 Morava. В музее – тоже в санитарном варианте. А я на таком летал в детстве…

Переходим в один из ангаров (с которого меня “покрасили”). Теперь-то уж чего? 🙂

Первый английский реактивный палубный самолет – De Havilland DH.112 Sea Venom, дальнейшее развитие истребителя “Вампир”
А вот, собственно, и сам “Вампир
Avia B.33 – это лицензионный Ил-10, строившийся в послевоенной Чехословакии
Еще один раритет времен Великой Отечественной – Туполев Ту-2С
Малоизвестная машина – PZL M-4 Tarpan. Был разработан для спортсменов в начале 60-х гг., но не пошел в серию из-за высокой стоимости
А вот TS-8 Bies, напротив, – хорошо известен, т.к. это был первый серийный цельнометаллический самолет в послевоенной Польше. Построено более 200 машин, многие из которых летают до сих пор и участвуют в авиашоу, коих в Польше проводится предостаточно
Датский F-104 “Старфайтер”
Легкий связной/санитарный Аэро L-60 “Бригадир”, созданный в 50-е годы в Чехословакии
Миль Ми-4 в противолодочном варианте
PZL M-20 Mewa – не что иное, как лицензионная сборка американского Piper PA-34 Seneca II. Всего было собрано 34 экземпляра этой машины

И это далеко не все, что можно увидеть в данном музее.
Качество снимков с помощью видеокамеры, конечно, ужасное. Но перенести съемку остатков на след. день возможности не было, т.к. вечером я уже должен был быть в чешской Остраве: там начиналось ежегодное шоу “Дни НАТО”, куда я, собственно, и направлялся.
В целом, отличный музей. И если когда-нибудь доведется посетить Краков, обязательно прибавьте к Вавелю, Мариацкому костелу, Главному Рынку и эту достопримечательность!

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 4

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?