5
(4)

На МАКС-2013 я пробыл два дня, пятницу и субботу. Оба дня погода была неважнецкая. Но если в пятницу обошлось без осадков и даже временами проглядывало солнце, то в субботу нижний край и видимость были явно не для летной программы (хотя она и состоялась). А потом и вовсе пошел дождь. С учетом очень неважных характеристик камеры Canon 7D первого поколения в части шумности матрицы на высоких ISO, а также небольшого собственного опыта съемки получить что-то очень качественное, пожалуй, не получилось.

После моего 8-летнего отсутствия на этом мероприятии в его организации сразу стали заметны качественные сдвиги. Транспорт, проверки, шаттлы, снова проверки – все это совсем не напрягало и проходило достаточно быстро и ровно. Интересно, что в субботу, из-за большого количества людей “на вход” на 1-м КПП, нас повезли на шаттле на 2-е (42-й км) практически через всю территорию ЛИИ. Взору любопытных предстали и зеленый Ту-214Р, и МиГ-1.44, и еще несколько опытных машин. Знать бы заранее и вытащить фотик…
Статику я обошел за полдня, причем, от съемки экспозиции ВВС вообще почему-то отказался. Собственно, не почему-то. Годом раньше я все это богатство в подробностях отснял на 100-летии ВВС и ввиду ограниченности по времени (после обеда хотелось поснимать полеты) линейку военных машин, не меняющихся годами, “сократил”.

Гвоздем этого МАКСа стал самый большой в мире пассажирский аэроплан А380.

Рядом с ним соседствовал многострадальный Ан-70. Меня поразила тогда топорность конструктива этого самолета. То ли потому что он опытный, то ли по каким-то другим причинам… Ан-12 в сравнении с этим детищем ОКБ и заводов – образец, что касается технологических зазоров, формы лючков и т.д. В общем, жутко он мне не понравился тогда. И уж рядом с А380 не надо было его ставить совсем, лишний раз подчеркивая его топорность в сравнении с французской машиной. Французы всегда славились этакой “технологической элегантностью”, и А380 – не исключение, несмотря на размеры. В отличие от некоторых…

“Суперджет” уже который МАКС подряд занимает достойное место в экспозиции ОАК.

А вот былая надежда на возрождение программы Ту-204 – модификация “СМ” с двучленным экипажем и”стеклянной” кабиной демонстрировался впервые. Увы, на следующем МАКСе его уже не было.

Для госнудж этот тип ЛА продолжает выпускаться в варианте 204-300 или, по-другому, Ту-214. Пара машин в варианте “ОН” работает по программе “Открытое небо”.

Эта машина – канадский Бомбардье Dash8-400 – экспонировалась неслучайно. Планировался лицензионный выпуск таких самолетов у нас в стране, но политика в итоге взяла верх. И хорошо, потому что теперь вместо этого “карандаша” будет строиться Ил-114.
К слову, на Dash8-400 я как-то летал в Берлин. Меня тогда впечатлило, что этот, внешне очень компактный самолет имеет такую же вместимость салона, что и Ту-134А (76 мест). Правда, у “Тушки” салон попросторнее будет (точнее – был).

Солидную экспозицию представила украинская авиапромышленность. Кто бы мог подумать, что совсем скоро…
Это Ан-158, построенный для кубинцев.

Ан-158 с другого бока

А это украинская реинкарнация Ан-2 с парой запорожских двигателей АИ-450. Мне показалось, что, в сравнении с вариантом от СибНИА с американским движком эта машина создавала больше шума. И носовая часть у нашего как-то поэлегантнее смотрится.

Облагороженный заботливыми руками запорожских моторостроителей Ми-2 с парой тех же АИ-450.

Ныне позабытый-позаброшенный “Рысачок” разработки “Техноавиа”. Много надежд возлагалось на эту машину, но – увы… На том МАКСе машину представляли в двух ипостасях: пассажирский вариант интенсивно участвовал в летной программе, а на статической экспозиции демонстрировался якобы военная модификация.

Экспозиция “Вертолетов России”, как всегда, достаточно представительная. И что понравилось, к образцам можно было свободно подойти, заборы отсутствовали. Как демократично, однако…

Камов Ка-62
Миль Ми-171А2
Миль Ми-38-2
Гражданский “Ансат” с гидромеханической системой управления
Итальянский AW-139 отечественной сборки
А это – плод итало-британского сотрудничества – трехдвигательный AW.101 в ВИП-варианте

На этом МАКсе традиционно выставили ВМ-Т.

К Ту-144 постоянно стояла очередь, а внутри лайнера собирали пожертвования на восстановление этого раритета мирового значения. Кто-то помогал, чем мог, а кто-то присматривался к покупке AW.101 в ВИП-исполнении. Параллельные миры…

Ан-70 уже отбуксировали на старт. Похоже, начинается летная программа…

Летная программа в дни для специалистов начинается с 14 часов и длится, в среднем, 3 часа. Задача летного показа в эти дни – продемонстрировать возможности авиатехники потенциальным покупателям. Поэтому о какой-то особой зрелищности говорить не приходится. У профи другой взгляд на полет летательного аппарата, его интересуют радиусы виражей, угловые скорости разворота, длины разбега/пробега и др. специфические характеристики, часть которых как раз и можно оценить в летном показе. А эффектные дымы, отстрел ИК-ловушек, выступление пилотажных групп остается на публичные дни.

Канадцы усиленно предлагали свой вездеход DHC-6 Twin Otter серии 400. Надо сказать – вполне успешно. Помимо уже эксплуатируемых “ЧукотАвиа” самолетов, власти Приморского края приобрели эти самолеты для местных линий.

Четырехместному аэротакси F15F “Сапсан” в коммерческом плане повезло меньше, чем “Твин Оттеру”. На сайте производителя числятся 4 построенных машины, две из которых летают на Украине и столько же – сертифицируется в Эмиратах.

Взлет опытного МиГ-29ОВТ, как обычно, эффектен! Да и вся его показательная программа – сплошные “ахи” и “охи”…

Ан-70 продемонстрировал укороченный взлет.

А потом покружил над аэродромом.

За ним в воздух поднялся А380. Габариты абсолютно не соответствуют тому изяществу, которое демонстрирует этот “слон” в полете. И еще изумила тихая работа двигателей.

Обе туполевские машины красивы на земле и в небе!

На взлете Су-30СМ.

Эффектный заход на посадку на середину полосы!

Украинский “апгрейд” Ан-2 показался довольно шумным.

МиГ-29М2 надо было демонстрировать перед опытным МиГ-29ОВТ, ибо после машины с отклоняемым вектором тяги его маневры эффектными назвать было трудно.

Новосибирский вариант возрождения Ан-2.

Второй опытный экземпляр ПАК ФА.

Летал очень аккуратно.

В программу показа “вклинился” МЧС-совский Во-105. Пролетал по делу.

Як-130 завершил показательные выступления.

Программа показа в этот день была закончена, и часть экспонатов “потянулась к выходу”.

Военно-транспортный “Фалькон” ВВС Швейцарии привозил техсостав прилетевшего вечером на показ F/A-18C. Швейцарский истребитель сделал один полет в пятницу, после чего из-за отказа в летной программе не участвовал.

МиГ-29М2 в тот вечер выполнил еще два полета. Возможно, демонстрировали машину потенциальному заказчику.

К вечеру выглянуло солнышко. В его лучах хорошо смотрелся ВВС-овский Ми-17.

Корпоративный Як-40 из Таганрога тоже улетал домой. Для спецов авиасалон завершился…

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 4

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?