Официальным партнером ILA 2014 была Турция, развернувшая внушительную экспозицию на стоянке, в павильонах и около них. На той выставке страна предстала, как молодая авиационная держава, производящая современную авиатехнику, оборудование и средства поражения.
В статическую экспозицию были включены пара модернизированных MDD F-4E «Phantom» 2020 с громким именем Terminator. Турция — одна из немногих стран мира, продолжающая держать на вооружении эти машины. На выставке они предстали в такой вот воинственной окраске.
111-я эскадрилья «Panther» — единственная на сегодняшний день в турецких ВВС, имеющая на вооружении «Фантомы». Планируется, что в скором времени и они уйдут на покой, освободив место для новейших F-35. А, может, с учетом современных реалий и покупки С-400, — Су-35, а то — и того выше? 🙂
Самолет сопровождения C-160 Transall тоже был выставлен в качестве экспоната.
Напротив «Фантомов» стояли два F-16 — основной и резервный — турецкой показательной группы Solo Türk. Это как раз резервная машина.
А это — основная, с золочеными чехлами. Мы еще увидим, как она летала.
Непосредственно около турецкого павильона был выставлен широко рекламируемый последние 10 лет TAI T129 ATAK — улучшенная лицензионная версия итальянского А-129 «Мангуста». Эта машина стала победителем конкурса на боевой вертолет для турецкой армии (помните макет Ка-50 на МАКСе-2005 с тандемной кабиной и многоговорящим именем «Эрдоган», участвовавший в том конкурсе?).
А это разведывательный ДПЛА TAI Anka-S собственной разработки. В прошлом году появилась ударная версия этой, судя то ТТХ, неплохой машины. В павильоне демонстрировалась носовая часть турбовинтового УТС «Hurkus-A» и значительное количество авиационных средств поражения, включая тактическую крылатую ракету.
Завсегдатай авиасалонов ILA, патрульный Р-3С «Орион» из состава Бундесмарин, в этот раз радовал своей юбилейной ливреей в честь 100-летия морской авиации ФРГ.
Очень интересный гость прибыл — Nord N-2500 Noratlas, принадлежащий одноименной ассоциации из французского Прованса (Association Le Noratlas de Provence). Главный ньюсмейкер того дня… 🙂
Самым масштабным экспонатом линейки Airbus был, без сомнений, А380. В тот раз он присутствовал на салоне практически все дни.
Рядом с ним примостился E-Fan — двухместный учебный электролет разработки Airbus. Планировалось, что его серийное производство начнется в 2017 г., но, увы, пока этого не произошло.
Еще одна попытка поставить электричество на службу пилотам, гибридный Diamond DA-36 E-Star. Разработан в сотрудничестве Siemens, EADS и Diamond Aircraft. В отличие от электролетов здесь принцип несколько иной, но электрический привод воздушного винта, по данным разработчика, снижает удельный расход топлива на четверть. Ощутимо! Правда, данных о количестве построенных и проданных аппаратов этого типа я так и не нашел.
Знакомый по прошлым авиасалонам NHIndustries NH-90 NFH ВМС Италии.
Участие «Flying Bulls» в берлинских выставках всегда масштабно, ярко и безумно красиво! Не стал исключением и салон 14-го года. Вот, к примеру, со статической экспозиции для подготовки к демполетам начинают буксировку знаменитого «Митчела» (North American B-25J «Mitchell») 1945 г. выпуска. К слову, этот отполированный «бравый военный», близнецы которого внесли существенную лепту в разгром как немецко-фашистских, так и японских войск во время Второй Мировой войны, никогда не носил погоны. Сразу после выпуска с завода он стал платформой для испытаний бортовой радиоэлектроники, после чего, за ненадобностью, был списан и определен на самое большое в США авиакладбище Девис-Монтен.
Но этой машине, в отличие от большинства обитателей этого заповедного для авиалюбителей уголка планеты, повезло. В 1980 г. «Митчел» был выкуплен авиаклубом Канзас-Сити и восстановлен до летного состояния. А в 1994 г. бомбардировщик, уже в весьма плачевном состоянии, приобрела команда «Летающих быков». В период 1997 — 2001 гг. машину повторно реанимировали, перевели в гражданский регистр, установили новое оборудование, после чего она переместилась в австрийский Зальцбург, в «Ангар №7».
Из натурных образцов «Руслан» был единственным российским представителем, причем, представлен он был на салоне в связи с открытием в 2013 г. в лейпцигском аэропорту нового ангарного комплекса технического обслуживания и ремонта воздушных судов а/к «Волга-Днепр». Стоял он на отшибе, на самом краю статики, но поток желающих посмотреть на великана не иссякал в течение всего дня. И даже во время летной программы чрево «Руслана» не пустовало.
Мы с вами «дошли до края», но «дальнейшие похождения» по статической экспозиции я оставил на «потом». Да и как устоять, если начинался летный показ, причем, не планеров с электромоторами (это бы я пропустил, не глядя 🙂 ), а вполне серьезной (только с моей точки зрения, конечно 🙂 ) авиатехники. К тому же, беглый осмотр статики показывал, что экспозиция во многом повторяет уже виденное (часто — не раз), и «… ээээ, тарапицца не нада!»© 🙂 . А здесь — движения без суеты, запах жженого керосина, горячий воздух из сопла, свист и грохот на взлете. Жизнь, одним словом!!!
Итак, к вылету готовится чешский JAS-39C Gripen. Участие чешской военной авиации в салоне 2014 г. было весьма заметным, и мы это с вами сейчас увидим.
А это, несмотря на неблагозвучное для нас наименование производителя, весьма успешный немецкий учебно-тренировочный GROB G-120TP. Самолет используется как для основной, так и для повышенной летной подготовки, в основном, военных пилотов. А в рядах его эксплуатантов на сегодняшний день не только Аргентина, Мексика, Мьянма, Индонезия (первый заказчик, кстати), Иордания, но и ведущие авиационные державы, такие как Великобритания и США. «Изюминкой» этой полностью карбоновой машины, очевидно, является кабина с расположением пилота и инструктора «бок о бок».
«Элки» (Aero L-39) пилотажной группы «Breitling» готовят к выступлению.
А в небе в это время «зажигала» пара чешских «восьмерок». После эффектной парной программы идут на посадку.
Вот они поближе.
Лишь только они приземлились и зарулили, на полосу потянулся «Грипен».
Польша начинает подготовку самолета своего солиста, вытянули с экспозиции и буксируют на место запуска. К слову, пилотаж Ми-29 традиционно — ни в какое сравнение с «Еврофайтерами», да и F-16 — тоже…
Недавно прибывшая пара Tornado GR.4 Королевских ВВС Великобритании готовится присоединиться к статэкспонатам.
Пока я рассматривал «Торнадо», «Грипен» успел отлетать и теперь заруливает на стоянку прямо перед нами. К слову, от самолетов «страждущих» — с фотоаппаратами и без — отделяет тоненькая пластиковая бело-красная цепочка. Живут же люди!.. 🙂 И никаких тебе двухметровых заборов…
«Замечаний нет!»
Посланцы туманного Альбиона дождались, наконец, своей очереди «на парковку».
У самолетов швейцарской пилотажной группы «Патрулль Суисс» постоянно тусовалась какая-то молодежь и мамы с детками. Какой-то «День открытых дверей» прямо 🙂
Еще один представитель Чешской республики — AERO Vodochody L-159 ALCA — завершил показательные выступления. Несмотря на то, что это, в принципе, все тот же учебно-тренировочный L-39 с априори хорошей маневренностью, публичные выступления этих машин (одиночно или в паре) на меня никаких впечатлений никогда не производили. Скучно как-то. В составе пилотажных групп детище чешских авиастроителей смотрится гораздо интереснее.
«Двадцать девятый» запустился. На заднем плане — летающий GROB (прости меня, Господи!) с показательной программой.
Активизиовалась подготовка «Летающих быков». Еще раньше на старт прибыли «Митчелл» и «Корсар», теперь же настала очередь и вертолетов. Их «Кобру» я увидел здесь впервые, в прошлых постах о ней не писал, поэтому сейчас — чуть поподробнее об этой машине. Итак, Bell TAH-1F Cobra — учебная версия боевого вертолета, выпускавшаяся в различных вариантах с 1966 г. в течение 20 лет. Эта машина была выпущена в 80-х годах, и по окончанию службы в 2002 г. попала в руки коллекционера. А «Быки» выкупили ее для своей команды в 2005 г.
«Двадцатьдевятый» отработал. Хорошее же я выбрал место для съемки, правда? Обожаю крупные планы 🙂 .
Наступил черед «Летающих быков». Первыми работали аэропланы. Вот запустился и стал раскладывать крыло палубный красавец «Корсар»,
А на противоположной стороне стоянки одновременно с ним запустился «Митчелл». Вот он выруливает
На рулежке они сошлись, на полосу выруливали вместе, но взлетали поодиночке.
А в воздухе снова собрались и долго наворачивали круги, как приклеенные друг к другу.
Потом «Корсар» ушел в зону ожидания, а «Митчел» продолжил выступление в гордом одиночестве.
Сели они друг за другом,
а я все наслаждался фотографированием «в лоб». Спасибо, дали понаблюдать за заруливанием прежде, чем надо было переключаться на выступление «вертолетной секции».
Ну, опять он со своими кульбитами! Уже и не скажу, сколько раз до этого я видел отпадное выступление MBB Bo-105, но не надоедает нисколько. Да и как ТАКОЕ может надоесть?!
Еще бы солнышко правильное…
А вот «Кобра» не впечатлила нисколько, признаться. В своем выступлении пилот делает упор на скоростные возможности машины, но меня это не торкнуло совершенно.
Для летного показа прикатили два летающих раритета из музея Вилли Мессершмитта. И если с Ме-262 мы уже хорошо знакомы по прошлым авиасалонам, вторая машина (которая ближе к нам) демонстрировалась на ILA впервые. Это Hispano Aviación HA-200 Saeta. Разрабатывалась и строилась в Испании, гл. конструктор — Вилли Мессершмитт.
Flying Bulls завершают свою яркую программу.
Спасибо за прекрасные впечатления!
Немного статики, пока в небе затишье. Американская экспозиция из года в год практически не меняется. «Рапторы» и F-35 здесь не выставляют, а все остальное видено не раз. Итак, Boeing C-17 Globeaster III.
Boeing AH-64 Apache. Вообще присутствие янки в тот раз было очень скромным из-за значительного сокращения ассигнований на всякого рода показуху.
А это самолет сопровождения пилотажной группы Breitling, довольно редкая сегодня машина — Fairchild Dornier SA.227AC-Metro III. Вот такое длинное «имя» 🙂 19-местный пассажирский самолет был разработан американской компанией Swearingen для региональных маршрутов в конце 60-х гг. Серийное производство началось в 1972 г. В свое время это был довольно распространенный лайнер, который также использовался военными. За время серийного производства построено более шест сотен таких машин.
Красавец «Рафаль». В летном показе не участвовал.
SH-3 «Си Кинг» из состава Бундесмарин — неизменный участник экспозиции ВМС ФРГ на ILA.
В посте об ILA 2008 я рассказывал о первой машине команды Wing-Walkers, разбитой в аварии. А это — «продолжатель славного дела воздушной акробатики», Boeing B51N1 Kadett (Stearman 75). Кстати, весьма популярная нынче машина, если говорить о частных коллекциях. А во времена своей молодости — и вовсе бестселлер. За время серийного производства с 1936 по 1944 гг. было выпущено, в общей сложности, около 11 тыс. таких бипланов в нескольких модификациях.
Несколько снимков статики, которые я представил выше, были сделаны на пробеге с одного конца стоянки на противоположный. Здесь тоже замечательное место для съемки, особенно, что касается взлета и отрыва самолетов при выполнении демполетов. Приближалось время послеобеденной части программы,и надо было занимать место, т.к. желающих поснимать отсюда весьма прилично.
Вот в небе появился немецко-французский тандем из «Тайгеров». Машины несколько отличаются друг от друга оснащением. У «немца»- Tiger UHT — в носовой части установлена ИК-станция переднего обзора, сопряженная с лазерным дальномером.
«Француз» — Tiger HAP — оборудован носовой турелью с 30-мм пушкой AM-30781, а обзорная система вынесена за кабину пилотов. Какие пируэты выписывала эта пара, мы увидим в следующий день посещения ILA 2014.
Продолжил программу раритетный Bell 47, точнее — его лицензионная копия Agusta/Bell AB47G-4A. Интересно заметить, что эта машина получила сертификат летной годности в далеком 1946 г. и принимала активное участие в Корейской войне. В армии США он обозначался как H-13 Sioux.
С этой стороны стоянки можно наблюдать и за движением авиатехники, не относящейся к экспозиции авиасалона. Вот, к примеру, «забрел» сюда легкий транспортный Dornier Do-28 морской авиации ФРГ. А мы с фотоаппаратами — тут как тут! 🙂
Далее последовала программа, подготовленная Бундесвером. Она несколько отличалась от той, что я видел на ILA 2012. Хотя «действующие лица» были практически теми же.
За исключением, пожалуй, вот этого пернатого, «прикрывающего» взлет военно-транспортного С-160.
Видимо, дабы исключить нападение хищника на транспортник, была поднята по тревоге пара «Тайгеров» 🙂 .
Птицин отвалил, но ненадолго. После взлета «Трансалла» он пристроился к вертолетному трио, чтобы покрасоваться вместе с ними.
Вертолеты проследовали к месту стоянки вот таким образом. Рулежная дорожка, по (и над) которой они следовали и само место хорошо просматривались, но марево не позволяло делать качественные фото. Обидно…
А это «левый» «Трансалл» (не ILA), тоже по каким-то делам прилетал. За эффектный взлет с вихрями от винтов — спасибо!
Вот и До-28 улетел куда-то по делам. Ну, а нам, как в той рекламе, «Всё вкусно» 🙂
«Рэдбулловский» «Дуглас» начал разбег у начала полосы, и, легко оторвавшись, приступил к показу.
По-моему, такому красавцу и выписывать в воздухе ничего не надо. Летай себе по прямой и радуй тысячи глаз одним своим видом. Но DC-6 при этом еще и наворачивал крутые виражи.
С полицейского Eurocopter AS332 Super Puma велось наблюдение за посетителями.
На выставку прибыл американский штурмовик А-10. Как он садился я не видел. Вполне возможно, что он приземлился на полосу аэропорта и прорулил по дорожкам сюда.
А-10 дождался, пока приземлился уже знакомый нам «Скайсёвант»…
и по полосе порулил в конец стоянки, откуда самолет отбуксировали потом на статическую экспозицию.
В небо поднялись два очередных раритета. Один — широко распространенный до сих пор в Европе CASA 1.131E Jungmann (D-EFQP) — лицензионная копия одноименного довоенного немецкого биплана Bücker Bü 131. Другой — Focke-Wulf Fw-44J Stieglitz 1936 года постройки.
«Вчерашний день» в небе сменился на «завтрашний». Ну, не совсем уж завтрашний, конечно, но в воздухе эффектно летала последняя на тот момент модификация Eurocopter EC 145 с индексом Т2. Т2 — это новые двигатели, хвостовой «фенестрон» вместо обычного двухлопастного винта и новое бортовое оборудование.
А это разгоняется частный уже, а в прошлом — основной УТС авиации ВМС США, North American T-28C Trojan.
Выступление экипажа на этом самолете было достаточно зрелищным. Как и любая учебная машина, «Троян» обладает хорошей маневренностью, и в руках умелого пилота может, как говорится, произвести впечатление.
А на земле идет своя работа. «Дедушка немецкой авиации» проворачивает винт чешского «Акробата». Наглядная иллюстрация постулата о том, что регулярные физические упражнения благотворно влияют на здоровье и фигуру 🙂 Вот товарищ в красной кепке явно винты не проворачивает 🙂 .
Т-28 осуществляет проход на малой скорости.
Есть на ILA место и таким вот «малышам» типа Ikarus C42 Cyclone. У нас «Челавиа», по-моему, на МАКСах на таких же летают.
Последний на сегодня участник летной программы и главный ньюсмейкер — французский «Норатлас». Красиво взлетел,
красиво летал.
И уж было совсем завершил свое изумительное выступление,
но на пробеге разорвало пневматик правой стойки шасси. К счастью, самолет не снесло с полосы, все обошлось,
но эвакуация «потерпевшего» с ВПП сильно затянулась. И летную программу в этот день завершили, хотя должны были еще выступить «Патрулль Суисс».
Позже самолет все-таки отбуксировали подальше от глаз людских (к терминалу аэропорта Бранденбург), а я в это время пошел досматривать статику.
Шикарный — я про состояние — учебно-тренировочный Focke-Wulf Piaggio FWP-149D. Итальянская машина, разработанная в начале 50-х гг., была выбрана Люфтваффе в качестве УТС, победив в конкурсе американский Т-34 «Ментор» и шведский СААБ-91 «Сафир». Большой объем кабины позволил также использовать этот самолет в качестве связного в ВВС и ВМС Германии. Первые 74 «Пиггис» («Piggi´s» — такое прозвище получил самолет в ФРГ) поступили в компанию Фокке-Вульф в качестве машинокомлектов, еще 190 машин были произведены по лицензии. Двигатели для них производил БМВ. Последний Р.149 покинул военную службу в ФРГ 31 марта 1990 г.
Эти Ли-2 и DC-3 знакомы по рассказам об ILA 2012 и ILA 2008. Правда, тогда Дуглас (на заднем плане) был еще в старой ливрее Rosinenbombers. 19 июня 2010 г. эта машина потерпела аварию недалеко от аэропорта Шёнефельд. Отказ левого двигателя привел к аварийной посадке, пострадали 7 пассажиров из 25 находившихся на борту. Как видите, машина восстановлена и снова в строю.
Раритетный Max Holste MH-1521M Broussard был выставлен на продажу. Легкий самолет общего назначения разрабатывался, в основном, для военных нужд небольшой компанией Avions Max Holste в начале 50-х гг. Было выпущено около четырех сотен таких машин, причем, достаточно много — для зарубежных заказчиков. Во Франции «Брусар» был снят с вооружения только в 1983 г.
Вот этот восстановленный после аварии DC-3 поближе.
Тоже машина на продажу — американский гидроплан Republic RC-3 Seabee 1947 г. выпуска. Четырехместная амфибия в 1946-1947 гг. «разошлась тиражом» более 1000 экземпляров. Даже ВВС Израиля в свое время приобрели несколько таких самолетов.
А этой машины — SAAB 91B Safir — больше нет. 1 августа 2014 г. самолет потерпел катастрофу недалеко от аэропорта Бремена. Практически сразу после взлета СААБ упал на здание автосервиса, разразился пожар. Погибли оба находившихся на борту человека. Печально…
О восстановленной внуком авиаконструктора Клода Дорнье летающей лодке Dornier Do-24 я уже рассказывал в репортаже об ILA 2008, повторяться не буду. Очень бы хотелось посмотреть на нее в воздухе. Может, в этом году повезет?
«Весь такой в рекламе» 🙂 учебно-тренировочный SIAI-Marchetti SF-260 итальянского производства. Творение авиаконструктора Стелио Фрати (Stelio Frati) по праву можно назвать очень удачным: серийное производство модели началось в 1964 г. и продолжается до сих пор. 27 стран являются эксплуатантами около тысячи выпущенных в разных модификациях машин. Данный аппарат имеет окраску и опознавательные знаки бельгийских ВВС. Замечу, что в самой Бельгии этот «вьетнамский камуфляж» не используется с 1999 г. А вот сами SF-260 продолжают служить и регулярно модернизируются.
Aerospatiale AS-332M1 «Super Puma» ВВС Швейцарии.
Летающая лаборатория немецкого исследовательского центра DLR А-320. Это самая новая платформа в авиапарке, полученная центром в конце 2008 г. Используется для аэродинамических, акустических и многих других исследований. К слову, DLR очень плотно сотрудничает с ЦАГИ.
Юнкерс Ю-52 на ILA 2014 еще катал всех желающий, а ныне он стал экспонатом авиамузея в Шпрее.
DC-6 перекатывают по рулежной дорожке на стоянку после проведения послеполетной подготовки. Интересное решение передвижения персонала, зацепившись за лопасть винта.
Убирают и HA-200. Рабочий день на выставке заканчивается, а квалификационных полетов из-за инцидента с «Норатласом» не предвидится. Пора сворачиваться…
На следующий день я продолжил выборочное знакомство со статической экспозицией. Утром большая часть авиатехники, задействованной в летной программе, можно было посмотреть вблизи. Пока аэропланы не утащили на стартовую позицию.
Посмотрим поближе на эту довоенную парочку, которую вчера наблюдали в воздухе.
Успех «Юнгманна» (Bu-131) закрепил следующий бестселлер фирмы Бюккер — построенный в 1939 г. Bucker Bu-181B-1 «Бестманн». За годы серийного производства было выпущено более 4 тысяч таких самолетов, часть из них — по лицензии в Чехословакии (Zlín Z.181 — Z.381), Швеции (Sk.25) и Египте (Gomhouria Mk 1 — Mk6).
Т-28С «Троян» мы тоже видели в полете вчера. Довольно крупная машина, надо заметить.
Английский Taylorcraft J Auster 5 1950 г. постройки. Машина для наблюдения и связи разработана в годы Второй Мировой войны и выпускалась с 1942 г. За период серийного производства было выпущено 1630 машин. В середине 60-х гг. их функции перешли к вертолетам, и самолеты были «отправлены в отставку». Часть из них, конечно, осела в частных коллекциях. Обратите внимание на отдыхающего владельца. А что? На свежем воздухе, среди людей… 🙂
Экспозиция ВВС Чехии: сплошь наша техника. Пара Ми-17 и
пара Ми-24В.
В экспозиции представлены и два L-159 АLCA, причем, с разными откидными частями фонарей кабины.
С ними соседствовал польский МиГ-29А.
А это противоположная сторона стоянки. Здесь традиционно располагается экспозиция Airbus. Часть ее мы видели выше, теперь — остальное. Это А400 «Гризли»
Airbus Helicopters представил уже хорошо знакомые машины, правда, в обновленных версиях. Это «третья инкарнация» популярного EC-135. Машине увеличили запас топлива, взлетную массу, обновили приборное оборудование и интерьер кабины. Также увеличен диаметр несущего винта.
Полноразмерный макет вооруженного легкого транспортного вертолета EC645 T2. Бундесвер и командование Сил специальных операций ФРГ уже заказали по 15 таких машин, еще пять поставляются в Таиланд.
«Вчерашний» ЕС-145Т2. В основе — немецко-японская разработка, вертолет MBB/Kawasaki BK-117, датируемая концом 70-х гг.
Проскочил я и по павильонам в этот раз. Описывать стенды не буду, иначе вообще никогда не завершу описание выставки. А смотреть было на что, но большая часть экспонатов интересна, в основном, специалистам, и требует весьма специфических знаний, а у нас пост — для широкой аудитории, «академиев не кончавших» 🙂 . Поэтому просто несколько интересных, на мой взгляд, экспонатов.
Вот как видят возможный широкофюзеляжный лайнер будущего в Университете прикладных наук Гамбурга (проект AC20.30). Где там наш проект «Фрегат», кто знает? Искал упоминания на крайнем МАКСе, но что-то не нашел.
А это концепткар концептплейн от Airbus. Полагаю, двигатели вынесены таким образом для уменьшения шума в салоне. Ну, не для повышения газодинамической устойчивости на больших углах атаки же? Не истребитель, чай… 🙂
Просто прелестный Ил-14 из пенопласта! Даже не помню, в каком контексте он там присутствовал…
А эта модель посерьезнее будет. МиГ-29 в масштабе 1:6, да еще и летающий!
Красавец!
И еще один шедевр от этих моделистов: LFZ3 Luftrennapparat. К сожалению, никакой информации об этой машине я не нашел, так что сказать нечего. Но красив! 🙂
Так представляют себе будущий европейский лайнер инженеры исследовательского центра DLR. Ну что, опыт создания пассажирского самолета с крылом обратной стреловидности у немцев есть, Это HFB-320 Hansa Jet.
Теперь летная программа 24 мая. Погода в этот день разгулялась где-то к обеду, поэтому «первые ласточки» красовались в полете на фоне серого неба. Летная программа началась со спортивной и учебной техники, и я осматривал статику в это время. Пока не обнаружил, что к выступлению готовится турецкий солист на F-16, SOLOTÜRK.
Вот техники еще раз внимательно заглядывают в каждую дырку нишу
А над полосой в это время заканчивал свою показательную программу тренировочный GROB G-120.
Вот его уже ведут на стоянку после посадки.
Эффектный взлет и проход над полосой на минимальной высоте с уборкой шасси,
ну, и так далее…
Проход на минимальной скорости. Очень распространенный эпизод программы для этого истребителя.
Все, отработал SOLOTÜRK. Тормозной парашют славный 🙂
А в небе — снова Flying Bulls! И хотя из программа точь-в-точь повторяла вчерашнюю, я не отказал себе в удовольствии поснимать их с другой точки.
Мне кажется, по вертолетам удалось запечатлеть более эффектные, чем вчера, моменты.
Взлетает итальянский учебно-тренировочный самолет Aermacchi MB-326. Сконструированная в конце 50-х гг., эта машина долгое время была основным учебно-тренировочным самолетом в Италии, Бразилии, ЮАР и Австралии. В период с 1961 г. по 1975 г. выпущено около 800 таких «летающих парт». В ЮАР MB.326 используется и как легкий штурмовик («Импала») и до сих пор стоит на вооружении. Впрочем, не только там, а еще в нескольких странах. Популярная машина, в общем.
В воздухе красиво его отснять не получилось. Самолетик небольшой и летал высоковато, поэтому вот только взлет и посадка. Посадка получилось красивой: ребята долго тянули с опусканием переднего колеса и при этом — еще махали публике. Молодцы, спасибо!
А это французско-немецкий дуэт на «Тайгерах» крупным планом.
В воздухе — электролет E-fan от Airbus. Летает — почти не слышно. Хорошо, хоть вовремя голову в нужную сторону повернул, а то бы и не заметил 🙂
Пожалуй, самое эффектное выступление того дня — это полет «Кадетта» с воздушной акробаткой. Сие действо я в тот раз наблюдал впервые, оттого и эффект был сумасшедшим. Не представляю, как эта хрупкая девушка выделывает такое?!
Далее следовало выступление «Breitling Jet Team». Это самая большая гражданская пилотажная группа в мире, выступающая на реактивных самолетах (L-39).
Пока летали «Брейтлинги» я перекочевал на западную оконечность аэродрома (вот не стоится на месте 🙂 ) понаблюдать за «жизнью на земле». Как раз с этой стороны шла подготовка к полетам мессершмиттовских раритетов.
Правда, пока я перемещался, «Брейтлинги» успели отлетать и сесть, но послеполетную подготовку все-таки захватил.
И «Патрулль Суис» как раз начали расчехляться и готовиться к вылету.
Внимание! «Мессеры» в воздухе!
Раритеты меняют друг друга.
Как это часто бывает в авиации, перекатка техники выполняется силами личного состава. Знакомая картинка!
Вот и «Саета» вернулась!
А эта пилотажная группа из Германии знаменита тем, что летают в ней люди с ограниченными возможностями, проще говоря, — инвалиды. Памятники при жизни таким ставить…
Наступил черед пилотажной группы ВВС Швейцарии «Патрулль Суис» (Patrouille Suisse), отмечавшей в 2014 г. свое 50-летие. Собственно, они и заканчивали летную программу этого дня.
Руление с открытыми фонарями кабины — фирменная «фишка» швейцарских пилотажников.
Новый элемент программы, подготовленный как раз к празднованию 50-летия.
Фирменный «трезубец».
Роспуск. Кто там пытается подражать швейцарским «Фридом Файтерам»? 🙂
Все! Летная программа завершена!
Некоторые гости начали разлетаться по домам. Это еще один присутствовавший на ILA 2014 частный Пьядджио P-149. А я как раз в это время забрался на опустевшую платформу для прессы, чтобы оценить преимущества в съемке. Ну да, ракурс малость поинтереснее, но все равно стоишь против солнца. С медиаплатформой МАКСа не сравнить…
А так выглядит с этой платформы «кусок» статической экспозиции.
Народ хлынул на выход, а на стоянке закипела работа по закрытию, чехлению, опечатыванию и сдаче под охрану.
ILA 2014 для меня завершился.