История берлинских авиационных выставок началась 10 июля 1909 г. открытием «Международной выставки воздухоплавания» во Франкфурте-на-Майне. Уже тогда, в начале прошлого века, это мероприятие имело все атрибуты авиасалона: иностранное участие, статическая экспозиция авиатехники и летный показ, несколько крупных выставочных павильонов. Для обеспечения безопасности полетов в ходе авиасалона была сформирована команда метеорологов, следивших за погодными условиями и выдававших метеосводки. Именно этот факт позволил считать выставку ILA образца 1909 г. родоначальником мировой авиационной метеослужбы.
Следующие выставки состоялись в Берлине в 1912 г., а затем — с перерывом в 16 лет — в 1928 г. С приходом к власти национал-социалистов «выставочная тема» была закрыта, несмотря на то, что Германия фактически находилась в числе лидеров мировой авиации, и ей было что демонстрировать.
Возрождение выставочной деятельности в авиационной сфере состоялось в ФРГ в 1957 г., выставки проходили в Ганновере. К слову, Советский Союз довольно активно участвовал в Ганноверских авиасалонах, представляя там современную авиатехнику гражданского назначения. После объединения Германии ILA снова вернулась в Берлин в 1992 г. В 2012 г. выставка переехала из аэропорта Шёнефельд в новый выставочный комплекс «Аэропорт», расположенный, впрочем, рядом с прежним местом.
Время проведения выставок варьировалось. Чаще всего она проходила в первых числах июня, но в 12-м году время проведения было сдвинуто на сентябрь, 11-16-е числа. В 2018 году — опять изменения: в этот раз ILA прошла в конце апреля.
Итак, ILA 2012. В Берлин я прибыл самым комфортным из возможных способом — прямым авиарейсом из Калининграда. Ныне почившая в бозе AirBerlin только начала тогда летать на этом маршруте, билеты были недорогими, к тому же евро стоил около 40 руб., а не 70 🙂 В общем, через час после вылета я оказался в столице ФРГ, а еще через 40 минут уже заселялся в отель. Красота!
Для посещения выставки были выбраны два дня: один — для специалистов, когда можно, не толкаясь у заборов, спокойно поснимать статику. А второй — для простых граждан, когда летная программа (теоретически) «пожирнее». К тому же, в дни для специалистов входные билеты, как и на МАКСе, значительно (в 2,5 раза, если быть точным) дороже. А экономика, как говорил незабвенный Л.И.Брежнев, «должна быть экономной». 🙂
Начинаем обзор статической экспозиции. На ILA она традиционно обширна и занимает несколько протяженных площадок. Свой осмотр мы начали с экспозиции исследовательского центра DLR, который представил вот этот Dassault Falcon 20E, используемый для зондирования атмосферы, и Цессны 208 «Гранд Караван» для исследования турбулентности.
Следом за DLR расположился один из трех первых собранных в Польше вертолетов Сикорский S-70I «Блэк Хок» (Sikorsky Aircraft S-70I Black Hawk) (на этом снимке виден и «кусок» Цессны 208, упомянутой ранее). Вертолеты собирают на заводе PZL в Мелеце, который теперь стал подразделением компании Sikorsky Aircraft. Насколько известно, дюжина таких машин была собрана для ВВС Брунея, еще 7 штук отгрузили в Колумбию. Сама Польша эти вертолеты проигнорировала пока.
Единственной «серьезной» пилотажной группой на том салоне стали «Турецкие звезды» («Turkish Stars»). Мы как раз наблюдали с утра их перебуксировку на место стоянки.
Транспортно-заправочные и медико-эвакуационные А310 ввиду своих солидных габаритов служат украшением берлинских авиасалонов, а, чтобы заглянуть в их чрево, в дни «для народа» выстраиваются длиннющие очереди.
Противолодочные Локхид PC-3C «Орион» (Lockheed P-3C Orion) — также завсегдатаи ILA. Замечу, что экспозиции Люфтваффе, Бундесмарин и сухопутных сил от выставки к выставке меняются мало.
ВВС Швейцарии были представлены средним вертолетом Аэроспасьяль «Супер Пума» (Aérospatiale AS 332M1 Super Puma). Машина далеко не новая, 1992 г. выпуска, но выглядела, как будто только из сборочного цеха.
Австрийцы усиленно продвигали свои «Даймонды», оснащенные различными сенсорами. Ну, благодаря сотрудничеству с УЗГА эти машины уже хорошо известны в нашей стране, так что пойдем дальше.
Бизнес-авиация на ILA традиционно в почете. На одном краю летного поля расположилась экспозиция компании Hawker Beechcraft, которая демонстрировала свои самые современные Super King Air 350
и свою реактивную машину — Raytheon 390 Premier IA . Как и «Супер Король воздуха», машина эта не нова (выпускается с 1996 г.), но спрос на нее необходимо поддерживать. «Премьер» интересен тем, что имеет цельнокомпозитный фюзеляж.
К самолетам можно было подходить свободно.
Еще один экспонат — далеко не новый Beechcraft Baron, в различных вариантах выпускаемый аж с 1961 г. «Нетленка», в общем 🙂 Правда, последняя версия этого «воздушного минивэна» — G58 — производится с 2005 г. и впитала в себя самые последние новинки «авиапрома для богатых»: комплект авионики G1000, GPS, цифровую аудиосистему, кожаный салон…
О, а это очень интересный аппарат! Многоцелевой гражданский беспилотник, построенный англо-испанской компанией Singular Aircraft. На выставке демонстрировался макет, а первый полет эта амфибия выполнила 16 мая 2015 г. Может брать на борт до 2000 л воды в противопожарном варианте, и держаться до 60 часов в воздухе в патрульной версии. Выполнена очень топорно (чего стоит один ременной привод воздушных винтов!), но на это-то и расчет! По принципу «если сгорит — не жалко». Молодой человек, представлявший это чудо, был очень увлечен идеей самолета, но вот 6 лет почти прошло, а сведений о заказах я так и не нашел. Хотя производитель — жив и здоров! 🙂 Ладно, пойдем дальше…
На ILA всегда много самолетов из частных коллекций, в основной своей массе — раритетных. Вот, к примеру, 4-местный Bölkow Bo 207, являющийся развитием строившегося во годы Второй Мировой войны учебно-тренировочного Klemm Kl 107. Во 207 выпускался в начале 60-х гг., было построено всего 93 шт. Не раритет?
А это двухместный американский «китовый» спортбиплан Christen Eagle II. Поставляется в виде «сборной модели», в наборе ( поэтому — «китовый»). Достаточно популярен: число выпущенных машин — около 400, хотя стоимость немалая: даже подержанные аппараты продаются по ценам в районе 100 тыс. $. Практически это китовая версия суперпопулярного биплана Pitts S-2, оба самолета выпускает сейчас фирма Aviat.
А вот это — реплика настоящего раритета, построенного в 1936 г. английской фирмой De Havilland пассажирского DH-84 Dragon. Копия принадлежит историческому фонду Irish Historic Flight.
Видите сверху маленький вертолет? Это за 60 евро катают над выставкой всех желающих. 10 минут, вдоль полосы туда и обратно.
Гуляя по статической экспозиции, невольно обращаешь внимание на то, что творится за ее границами. Здесь статика, там — динамика. 🙂 Вот, к примеру, идет подготовка турецкой пилотажной восьмерки. В распоряжении асов одно- и двухместные Canadair NF-5 — лицензионная копия знаменитого «Фридом Файтера», выпускавшаяся в Нидерландах совместно канадской компанией Canadair и нидерландской Fokker. В сравнении с «исходником» этот истребитель имеет значительное количество усовершенствований, отработанных на F-5E Tiger II. Изначально NF-5 находились на вооружении голландских ВВС, но с приобретением в начале 80-х гг. истребителей F-16 самолеты были проданы Турции.
На рулежке сверкал хромированный Douglas DC-6 из коллекции Red Bull. Красив, слов нет! Вообще, участие Red Bull в ILA трудно переоценить. Без них летная программа была бы, без сомнения, скучновата…
Еще один раритет — пятиместный BEECH D17S 1943 г. постройки. Прибыл из американского Хендерсона (штат Невада). С 2016 г., по данным FAA, уже не летает, так что нам повезло его увидеть.
Пара учебно-тренировочных North American T-6 Texan команды Red Bull экспонировалась на земле и в воздухе.
Военно-транспортный Airbus А310-304 «Курт Шумахер» в варианте PAX. По сути, обычный пассажирский лайнер на 214 мест, приобретен в начале 90-х у компании Interflug. Попал в обзор ILA 2012 случайно, во время выполнения какой-то своей миссии. Прорулил по полосе, развернулся и улетел.
«Тексаны» уже готовятся к полетам.
А этот А310 Бундесвер приобрел в 1998 г. у «Люфтганзы». В отличие от предыдущего варианта — PAX, эта машина — конвертируемая, имеет обозначение MTR. За счет конвертации салона может использоваться, как пассажирский, грузо-пассажирский, грузовой или медико-эвакуационный. Тем и ценен! 🙂
А летная программа началась, вон парашютисты зависли над килем. Но мы продолжаем осматривать статику. Летный показ посмотрим завтра.
Противолодочный Р-3С уже попадал в кадр. Внешне он значительно компактнее, чем его отечественный аналог Ил-38. Симпатичная машина все-таки!
Еще один ракурс А310-го. Полосу уже кто-то расцветил дымами… Спокойно, не отвлекаемся! 🙂
Полиция сверху следит за порядком на выставке, периодически облетая территорию на Eurocopter EC135.
ВВС Франции на ILA 2012 представлял тактический истребитель Dassault Mirage 2000N из эскадрона EC2/4 «Ла Файётт» (авиабаза Истр).
Не перестаю восхищаться изяществом французских самолетов!
Англичане пригнали три машины: вот этот Tornado GR.4, учебно-тренировочный Beechcraft King Air 350ER , в Королевских ВВС имеющий обозначение Avenger T1 (частично виден на заднем плане). А вечером компанию дополнил прилетевший учебно-тренировочный «Хок» со страшным черепом с костями на киле. Будет в нашем экскурсе, но ниже (ближе к вечеру) 🙂
Этот Panavia Tornado GR4 принадлежал 12 бомбардировочной эскадрилье, которая базировалась на авиабазе в Лоссимуте (Lossiemouth). Не дожив до своего 90-летия всего год, эскадрилья была расформирована, а вся авиатехника, включая этот борт, — разделана на металлолом. Да, видать «сердюковщина» — явление международное… 🙁
Последняя версия знаменитого «Геркулеса» — Lockhhed Martin C-130J Super Hercules. Из состава 37-й транспортной эскадрильи ВВС США в Европе, авиабаза Раммштайн. Заглянем вовнутрь.
Современная кабина с МФИ и ИЛС, а грузовой отсек — вполне тривиальный.
Следующие представители ВВС США — пара General Dynamics F-16C Fighting Falcon из состава 52-го истребительного авиакрыла (авиабаза Спангдалем, ФРГ). К этой машине доступ был закрыт, но к следующей в ряду можно было подойти свободно. И я, с разрешения техника самолета, сделал неплохой walkaround.
ВВС Италии представили транспортно-заправочный Boeing KC-767A, созданный на базе пассажирского 767-200ER. В ВВС Италии 4 таких самолета. Грузовая кабина конвертируемая, как и в А310. В него тоже можно было свободно попасть, и меня приятно удивил отсек для перевозки личного состава. Хорошие кресла, как в обычном лайнере, довольно много свободного пространства. Эх!.. Явно не Ан-12БК с негерметичном грузовым отсеком…
При посещении НАТОвского Е-3А нам пришлось сбавить темп, т.к. на борту находился Министр обороны ФРГ. «Извините, придется немного подождать,» — остановил нас перед входом рослый секьюрити. — «Но не волнуйтесь, это не займет много времени. Извините еще раз!» И вправду, лишь только Министр начал спускаться по переднему трапу, очередь сразу пришла в движение. А Министр, в окружении нескольких крепких парней продолжил осмотр экспозиции.
Рабочие места операторов.
В 80-х я бывал в «чреве» нашего А-50, когда он садился на нашем аэродроме. «Малость» аскетичнее, конечно, чем здесь…
Кабина AWACSа вполне традиционная, с «будильниками».
Далее мы переходим на другую стоянку, где разместились «хозяева праздника» — немецкий авиапром, как часть европейского.
Австрийская компания RUAG, выкупившая права на производство самолета Do-228 у обанкротившейся американо-германской объединенной компании Fairchild Dornier, продвигала на той выставке новейший вариант бестселлера под номером 228 — Do-228NG. Несмотря на свой, прямо скажем, неказистый вид, машина довольно практичная, и во время летного показа продемонстрировала весьма высокие взлетно-посадочные характеристики.
Одно из центральных мест экспозиции Airbus Industries занимал военно-транспортный А400. Это сейчас он — «Гризли», а тогда имел другое наименование — «Атлас». Мне он показался довольно топорным на вид.
На ILA 2012 впервые был продемонстрирован А320 с крылом, оборудованным так популярными теперь законцовками-шарклетами. Вот как раз опытную машину начинают буксировать на старт для летного показа.
К технике в процессе буксировки можно приближаться свободно, только под колеса не лезть разве… 🙂
Итальянский КС-767А с другого ракурса.
Вот А400 поближе.
Так, а это к летному показу начинает готовиться франко-германский «Тигр» — Eurocopter EC-665 «Tiger». Машина далеко не новая (выпускается с 1991 г.), но новее ничего и нет. Да и летает красиво! Пусть будет 🙂
Вертолет компактный, но по оснащению и вооружению — довольно серьезная машина. Состоит на вооружении 4-х стран: Франции, Германии, Испании и Австралии.
Музей Мессершмитта, расположенный в г. Манчинг (недалеко от Мюнхена), в штаб-квартире Airbus Defence and Space в Германии, представил на ILA 2012 несколько летающих легенд. Это истребитель Bf-109G-4,
пара связных и тренировочных Messerschmitt Bf.108 Taifun
и первый в мире серийный самолет с ТРД — истребитель Me 262 B1-A «Schwalbe» (вся техника — времен Второй Мировой войны).
Да, таким «ремувкам» (на сленге споттеров — ярлычок с надписью «Remove before flight» — «Снять перед полетом») позавидуют многие коллекционеры этих шильдиков 🙂
Постоянным гостем ILA является и огромный Boeing C-17 Globemaster III. Вблизи он совсем не входил в кадр, только если чуть издали, как сейчас. Взлетно-посадочная механизация впечатляет!
Польша представила в статической экспозиции легкий транспортный М28
и учебно-тренировочный PZL-130 Orlik. Думаю, машины в особом представлении не нуждаются.
Далее следовали два «Спартана» C-27J, один — румынский, а другой — с родины этой машины, из Италии.
Итальянская машина оснащена штангой дозаправки в воздухе. И национальным флагом 🙂 Впрочем, румынская — тоже (флагом).
Я обожаю этот самолет! Просторная грузовая кабина, отличные взлетно-посадочные характеристики. А что он вытворяет в воздухе, какие бочки крутит!..
Прибыли очередные гости — пара F-18C Hornet ВВС Финляндии.
Сразу после послеполетной подготовки их «внедряют» в статическую экспозицию. Вот, к слову, в кадр попала площадка для прессы. Главное ее преимущество — чуть выше, чем на земле. Но, поскольку ограждения на ILA невысокие, особого толка для съемок летного показа площадка не дает (все так же против солнца). А вот панорама статики получается хорошая, «немного сверху».
Прибыл польский C-295, привез чью-то «наземку» и техаптечку. Судя по колесам на ней и водилу — для МиГ-29. Значит, должны прилететь и они… Да, зрители на ILA могут размещаться, где пожелают. Хоть посреди рулежной дорожки 🙂
В летной программе участвует не только серьезная техника, но и такие вот «малыши». Это, кстати, очень популярный в Европе автожир Cavalon производства немецкой компании AutoGyro Europe. На тот момент Cavalon был их новейшей моделью.
Пока польский борт загружался в обратную дорогу, я успел переброситься парой фраз с пилотом этого транспортника. Они как раз недавно пересели на эти машины с Ан-26. По отзывам летчика, детище Airbus несравненно лучше: быстрей, скороподъемней, экономичней и комфортней. На что я заметил, что Ан-26 старше «всего-то» на 30 лет, а его базовый вариант — Ан-24 — на все сорок. И это надо учитывать. Поляк со мной согласился, добавив при этом, что Ан-26 был не так уж и плох. На том и разошлись 🙂
А я обратил внимание на другое. Погрузка технического имущества в борт шла обычным погрузчиком, а не силами личного состава, с обязательными для этого процесса командами типа «Раз-два, взяли!!!», «Поднажали дружно, мужики!» и «нашего всё» «Давай-давай!» Скучно… 🙂 Вот в наше время!… 🙂
Раритетный пассажирский Юнкерс Ю-52 в этот день отдыхал, «прикинувшись» статическим экспонатом. А вообще-то на нем катают людей (за деньги, разумеется), в том числе — и на ILA. Сколько стоит — не помню.
С295 не задержался на выставке. У него другие задачи, видимо.
Как я ни старался посвятить первый день только статике, ничего у меня не получилось. Пока в небе рассекали автожиры и спортивные машины, я еще как-то спокойно на это реагировал. Но когда «в ход» пошла серьезная техника, я оставил продолжение знакомства с экспозицией на вечер и увлекся летной программой.
Однако, сейчас отснятое я демонстрировать не буду. Сосредоточимся на летной программе ниже, а сейчас осмотр статической экспозиции (тем более, что ее осталось немого), но уже в «вечернем солнце».
Армейская авиация Бундесвера экспонировала несколько состоящих на вооружении вертолетов: вот этот транспортный Sikorsky CH-53G
и военную версию Eurocopter EC135.
А эта машина — истребитель McDonnell Douglas F-4F Phantom II — в качестве состоящей на вооружении Люфтвафффе боевой единицы экспонировалась в последний раз. В 2013 г. этот тип, прослуживший в ВВС Германии с 1971 г., был снят с вооружения. Кстати, это один из 110 доработанных в 1991-1996 гг. самолетов, способный применять современные УР средней дальности AIM-120C AMRAAM (на ложементах перед самолетом).
Вот «Фантом» с несколько иного ракурса. Вообще же техника на стоянке размещена очень близко друг к другу и к ограждению, поэтому заснять ее «в полный рост» возможно далеко не всегда.
Тактический истребитель Panavia «Tornado» IDS составляет основу ударных сил Люфтваффе. Для ФРГ построили 359 таких машин в нескольких модификациях, из них 247 — для ВВС. В арсенал «Торнадо» входят американские УАБ GBU-24 Paveway III (на фото внизу).
Eurofighter — еще одна «рабочая лошадка» Люфтваффе.
Самолет РЭБ и подавления средств ПВО Tornado ECR с противорадиолокационными УР AGM-88B HARM. Оснащен также системой дозаправки в воздухе.
Бундесмарин (ВМС ФРГ) выставили два вертолета: корабельный «Sea Lynx» Mk. 88 производства знаменитой английской фирмы Westland (на переднем плане, на флоте с 1981 г.) и базовый многоцелевой (с возможностями поисково-спасательного) «Sea King» Mk. 41 того же производителя (позади). Обе машины — «пенсионного возраста» и постепенно заменяются современными версиями новейшего NH-90.
Пока я бродил по экспозиции Люфтваффе, ряды англичан успели пополниться учебно-тренировочным Hawker Siddeley Hawk T.1A из 100-й эскадрильи RAF в достаточно воинственной окраске. Несмотря на почтенный возраст (машина эксплуатируется с 1978 г.), выглядит, «как огурчик». 🙂
А все — благодаря специальной окраске, посвященной 95-летию Королевских ВВС. Чтя боевое прошлое 100-й эскадрильи, «Хоку» были приданы «бомбардировочные» атрибуты в носовой части. А эскадрилья и вправду заслуженная, еще в Первую Мировую воевала.
Прямой конкурент Бичкрафт — Piper — расположился со своей экспозицией на противоположном конце выставки. Вот мы и дошли до конца! Дальше — поле и парковки. Уф… 🙂
Собственно, выставочный день окончился. Мой немецкий друг, а он гораздо старше меня, сказал, что ему хватило впечатлений и он отправляется домой. А я решил понаблюдать за начинающейся вечерней движухой подготовкой к дням массового посещения. Вот куда-то поволокли сверкающий в лучах вечернего солнца Дуглас.
В небо на тренировочный (или квалификационный) залет ушли «Турецкие звезды». А на старт начали буксировать финскую машину.
Народ с фотиками не рассасывался, явно чего-то ожидая. И вот «повалили» один за другим раритетные гости. Шикарная пара французских «Фламанов» заставила интенсивно защелкать затворами снимающую братию.
На переднем плане — Dassault MD-312 Flamant. Эта модель — первая послевоенная машина, разработанная и построенная во Франции. Самолет выпускался серийно с 1948 г. в трех основных модификациях и использовался как учебный, связной, легкий транспортный и медико-эвакуационный. Всего было выпущено 325 машин. На заднем плане — его родной брат Dassault MD-311 Flamant со стеклянным носом. Такие самолеты использовались для штурманской подготовки. Обе раритета принадлежат французской исторической ассоциации Ailes Anciennes d’Albert.
А вот — настоящий, живой и летающий Лисунов Ли-2Т в ливрее венгерской а/к Malev!
Самолет принадлежит фонду Goldtimer foundation, который с 1997 по 2001 год восстанавливал его до летного состояния. Теперь машина часто радует зрителей многих европейских авиамероприятий.
Радовать завтрашних гостей гостей авиасалона прибыл и Chance Vought F4U-4 Corsair. Владелец, надеюсь, понятен.
Пока я разглядывал нагрянувшие раритеты, Turkish Stars в очередной раз отрабатывали над аэродромом свою зажигательную показательную программу.
А я потянулся на выход, ибо шаттлы до станции метро ходят только до 19 часов. Позже добраться в город общественным транспортом весьма проблематично.
Но эту часть я пропустить не мог, пусть даже под угрозой идти пешком вдоль шоссе и риском быть остановленным полицией. Родное же!.. 🙂
Последним в этот день в кадр попал вот такой «белый нелебедь» — военно-транспортный С-160D Transall. Дни для специалистов завершились, и наверняка многие их них торопились домой.
«Следующим в программе» должен был стать финский F-18C. Но я променял его на шаттл, вагон метро, ужин и койку в гостиничном номере, уж извините! 🙂
Второй день моего присутствия на ILA 2012 начался с кросса от входа к рулежной дорожке, по которой буксировали только что приземлившийся А300-600ST (ST — Super Transporter) Beluga. Ну, как такое пропустить?!
На бегу успеваю зацепить объективом яркий PZL-106 KRUK — польский сельскохозяйственный самолет в окраске ГДР-овской а/к Interflug. Красавец!
А вот до следующего биплана со стойкой для Wingwalker дотянуться не успел. Ну как, когда прямо на тебя тащят такое?! 🙂
«Белугу» отбуксировали на центральное место в экспозиции Airbus, я помчался занимать место «у забора», т.к. посетители все прибывали, и был риск остаться без хорошего места.
Утром «на разогреве» выступали небольшие частные машины, такие как этот Aviat Husky A-1. Самолет круто ушел в небо после очень небольшого разбега, а затем наворачивал круги вдоль полосы.
Сразу оговорюсь относительно съемки в воздухе. Перед самой выставкой я приобрел телевик Sigma 50-500 mm f/4-6.3 без стабилизатора. И авиасалон поневоле стал полигоном для съемки тяжелым, темным и не очень резким объективом, не отягощенным, к тому же, стабом. По результатам использования я быстренько от него избавился, но осадочек фотографии остались. Поэтому претензии к качеству фото не принимаются 🙂 Следует также учесть, что, всю прелесть съемки в RAW я тогда не оценил и сохранял обычный «джипег». Ну, и, наконец, съемку на ILA простые посетители могут вести исключительно против солнца. Так что, вот так…
Прибыла пара польских МиГ-29. Вооот для кого вчера техаптечку привезли! Я ж говорил… 🙂 Правда, в этот день их пилотаж мы не увидели…
Второй борт, как правило, резервный.
Очень интересный А300! Модель называется A300B2-103, принадлежал французской компании Novespace и использовался Европейским космическим агентством для тренировки космонавтов в условиях невесомости.
Самолет построен в далеком 1973 г., и в ноябре 2014 г. был списан по причине выработки ресурса. В настоящее время Novespace оперирует одним А310, совершающим полеты по параболической траектории с теми же, что и этот А300, целями.
В воздухе — один из хедлайнеров авиасалона, электрический Elektra One Solar немецкой компании PC-Aero. Этакое «завтра» авиации, по крайней мере, сверхлегкой. Цельнокомпозитная машина может находиться в воздухе до трех часов, и со средней скоростью 160 км/ч пролететь до 400 км. В принципе, аналогичные характеристики демонстрируют обычные ультралайты, оснащенные бензиновыми двигателями. Но… цены на них существенно ниже, чем на «Электру Ван», ведь этот аппарат вместе со специальным ангаром «SunAirport» обойдется вам в сумму около 100 тыс. евро. Ну, не вам, кому-нибудь другому… 🙂
Красиво летал «редбулловский» «Кугар», потянув немного на взлете с набором и пройдя над полосой так, что все желающие могли наблюдать за процессом уборки шасси.
Эффектно отработал и сельскохозяйственный «Крук», распыляя воду над полосой. Странно, что он не прижился в СССР, машина-то, в общем, очень неплохая. И уж наверняка дешевле в эксплуатации Ан-2.
А это экспериментальный Eurocopter X3, предназначенный для исследований в области создания скоростных вертолетов. В ходе испытаний этот гибрид, под данным разработчика, разгонялся до 487 км/ч.
Создан он на базе популярного в свое время вертолета Aérospatiale AS.365 Dauphin, но установлены новые турбовальные двигатели RTM 322 (как на европейском NH-90), от которых осуществляется привод несущего и тянущих винтов.
Аппарат этот и впрямь летал эффектно, то замирая на месте, то резко стартуя и очень быстро разгоняясь, то снова быстро сбрасывая скорость «до нуля».
Ну, раз пошла винтокрылая техника, сделаю вставочку снятого в предыдущий день. Пройдя линейку военных машин, мы попали как раз к рулежной дорожке, на которой часть участников летного показа «вступает в игру». Место для съемки благоприятное, т.к., пожалуй, это самая выгодное местоположение и с точки зрения освещения, и — наблюдения за авиатехникой «в движении». Потому-то мы тут в предыдущий день и «зависли».
На показ как раз уходил немецкий «Тайгер», а за ним планировал взлетать противолодочный NHIndustries NH-90 ВМС Италии — машина относительно новая и еще не намозолившая глаза.
«Тигр» порезвился в воздухе, эффектно выполняя маневры на вертикалях
и освободил воздушное пространство для итальянцев.
NH-90 — это европейский проект, разработка которого началась в 1985 г. На его создание ушло 10 лет, машина выпускается в двух основных вариантах: сухопутный NH-90 TTH и корабельный многоцелевой NH-90 NFH, который мы и наблюдаем.
Машина очень компактная, способна базироваться на кораблях класса «фрегат».
Пилотаж итальянцев был очень спокойным и изящным, я бы сказал. В программе превалировали боевые развороты, но все это очень выдержанно и достойно как-то, без суеты.
Польская пилотажная группа «Zelazny».
Летают исключительно красиво!
Поучаствовала в летном показе и историческая авиатехника из музея Мессершмитта. Это Ме-109 и Ме-262,
а это Ме-108 «Тайфун». И грезится мне, как на МАКС-2021 в небе над Раменским также пройдут МиГ-3 и МиГ-9, а за ними — ну, хотя бы Як-12… тем более, что летный МиГ-3 уже есть. Дело за малым…
Во-105 из команды Red Bull не перестает восхищать своими кульбитами!
Пара «Тексанов» из той же команды продемонстрировала исключительную групповую слетанность. Как приклеенные друг к другу летали!
Летали они очень долго и красиво!
Еще один член команды красных быков не столь популярен, как Во-105 или хромированный DC-6. Это Cessna 337, но более известно ее военное обозначение — О-2А Skymaster. Именно под таким «именем» эта машина несла воинскую службу в ВВС США в качестве связного и арткорректировщика, участвовала во Вьетнамской войне.
По части эффектности выступления запоминающимся я бы его не назвал. Ну, летал…
Настал черед Ю-52. Правда, его полет был не демонстрационным, а коммерческим: катал желавших окунуться в историю 🙂
А320 демонстрировал законцовки-шарклеты ежедневно. И специалистам, и всем остальным.
Это вот, кстати, «фотоотчет» о его полете накануне.
Военное ведомство разыграло для публики целый спектакль. Сначала поле условно «расчистили» «Фантомы» и «Торнадо», после чего, под прикрытием барражировавших истребителей приземлился транспортный CH-53G. Из него выкатился камуфлированный «Гелендваген» с кузовом «кабриолет»! Вы видели такое? Это ж как надо поиздеваться над святым (для некоторых, конечно), чтобы облить «Гелек» зеленой краской, да еще срезать крышу!!! 🙂 Что делается!… 🙂
Ветеран красиво «отвалил» с левым креном, а на земле опять «освобождали заложников» (осталось за кадром) …
Сверху действо прикрывалось проносившимися на приличной высоте «Фантомами».
А тем временем за «Гелендвагеном» (ну, и за спецназом, конечно) прилетел С-160 «Трансалл». Самолет за «Геликом» — как это по-нашему 🙂
Организованно погрузились и отчалили.
Апофеозом стала имитация дозаправки в воздухе пары «Торнадо» ECR
в сопровождении пары «Ефрофайтеров». На том действо и завершилось. Зрители выдохнули 🙂
Но не тут-то было! В небо ушла пара французских красавцев «Фламанов».
Французы подготовили замечательную летную программу, а от интервалов и дистанций во время пилотажа захватывало дух! Жаль, что большей частью фотки не вышли, особенно, когда они выполняли роспуск…
Я, когда вижу этот самолет, всегда вспоминаю кадры из второй серии «Фантомаса». Там на таком же «Фламане» пытались догнать «реактивный» «Ситроен» «синеголового»
Похоже было, что ребята выжимали из этих тихоходных, «мирных» машин все возможное.
Посадку французов сопровождали бурные аплодисменты, так они понравились публике.
Зрителей продолжил развлекать еще один представитель Пятой республики на учебно-тренировочном Fouga CM.170 Magister. Я его выступление как-то не очень хорошо помню. Но летал — это факт 🙂
Австрийская RUAG представляла улучшенную версию 19-местного Do-228 с индексом NG. Упор в показе делался на прекрасные взлетно-посадочные характеристики.
Замечу, что, несмотря на то, что»исходная» машина мало известна в нашей стране, в мире, по данным Flight International, около шести десятков эксплуатантов 228-х первого поколения, в том числе — ВМС Индии, где эти машины используются как патрульные. К слову, Индия их и выпускала по лицензии.
NG имеет очень короткий разбег и пробег, а его рулежка «хвостом вперед» вызвала аплодисменты.
Красавец DC-6 летал уже, когда солнышко скрылось за тучами.
Что позволило снять его без бликов, обязательных при такой поверхности на ярком солнце.
Он закладывал крены градусов под 40-45, выпускал и убирал шасси в полете и был мало похож на пассажирский лайнер конца 40-х гг. с салоном на 56 мест.
Программу завершали спортсмены на двух Zlin Z-526 AFS Acrobat из аэроклуба немецкого города Гера.
Потом в небо поднялся еще один спортсмен на пилотажном Extra 300, но мы с Готтфридом решили, но в целом — программа завершалась. И пока основная масса зрителей еще досматривала последние пассы авиаспортсменов, я засобирался домой.
ILA 2012 для меня завершился. Я на этом салоне был впервые, да и вообще количеством посещенных авиамероприятий избалован в то время не был. Мне понравилось очень! Он, конечно, резко отличается от МАКСа своим «спортивно-цивильным» окрасом. Здесь не гремят «Сухие», не крутится «вокруг хвоста» МиГ-29ОВТ и нет парадной линейки «Вертолетов России». Здесь совсем другая атмосфера, более спокойная, домашняя, что ли. Единственное, я бы все-таки давал возможность взглянуть на полеты А400, А380 и «простым смертным», а не только специалистам. В тот раз А400 летал только в 1-й день, когда Ангела Меркель открывала выставку. Но тот хоть на статике был. А А380 был презентован спецам в первые два дня, а затем улетел вовсе. Но, целом, конечно, здорово!