ВЕРТОЛЁТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ САНИТАРНОЙ АВИАЦИИ (НССА)
В некоторых регионах России уже довольно часто можно увидеть лёгкие вертолёты, совершающие посадки и взлёты в самых неожиданных местах – на участках автомагистралей, стадионах, маленьких площадках вблизи больниц и других подобных учреждений. Эти машины выполняют задачи, важность которых трудно переоценить – они в буквальном смысле спасают жизни людей, нуждающихся в неотложной медицинской помощи или попавших в серьёзные аварии. Вертолёт оказывается на месте, где необходима помощь, гораздо быстрее традиционной «кареты» скорой помощи, ведь ему не страшны автомобильные пробки.
Кроме задач, связанных с неотложной помощью, вертолёты санитарной авиации также осуществляют межбольничные перевозки, транспортируя пациентов из отдалённых районов в крупные населённые пункты, когда им требуется более квалифицированная или специализированная медицинская помощь. Кроме того, винтокрылые машины доставляют бригады медицинских специалистов из крупных и специализированных медицинских учреждений непосредственно в те места, где необходима их помощь.
Ранее в России санитарные рейсы выполнялись авиацией МЧС и других государственных структур, а также частными авиакомпаниями в рамках соответствующих договоров с государственными ведомствами, правительствами регионов. Однако совсем недавно в нашей стране появилась специализированная служба санитарной авиации в формате частно-государственного партнёрства. В отличие от частных авиакомпаний, только предоставляющих свои воздушные суда для выполнения санитарных рейсов, в штат службы санитарной авиации входят как авиационный персонал, так и медики – специалисты в области оказания неотложной медицинской помощи.
Следует отметить, что подобные частные или негосударственные службы санитарной авиации уже давно работают во многих странах мира. Очень хорошо развиты такие службы в европейских странах или, например, в Японии. Так, в Германии с начала 70-х годов ХХ века действует служба санитарной авиации в рамках Общегерманского автомобильного клуба (ADAC). Кроме того, аналогичные задачи выполняет также авиация некоммерческого фонда DRF Luftrettung. Эти структуры привлекаются правительствами регионов Германии к выполнению санитарных заданий наряду с авиацией МВД страны и поисково-спасательными подразделениями Бундесвера.
В России пилотный проект по созданию межрегиональной службы санитарной авиации в формате частно-государственного партнерства был впервые запущен в 2014 г. на базе вертолётного центра «Хели-Драйв» в Санкт-Петербурге. Созданная в Санкт-Петербурге служба санитарной авиации «Медспас» осуществляла функции воздушной скорой помощи на территории Санкт-Петербурга, Ленобласти и соседних регионов. Основу парка новой службы санавиации составили лёгкие вертолёты иностранного производства Bell 206, Bell 407, Bell 429, AS 350.
Эти лёгкие иностранные машины хорошо приспособлены для работы в условиях большого города, где их малые размеры позволяют совершать посадки на оживлённых автомагистралях, небольших импровизированных площадках в условиях городской застройки, и даже на широких городских улицах. Так, в день террористического акта в Петербургском метрополитене 3 апреля 2017 года вертолёт Bell 407 санитарной авиации совершил посадку на пересечении Московского и Загородного проспектов. Кроме того, вышеперечисленные типы иностранных вертолётов отличаются надёжностью и экономичностью при значительной для данного класса дальности полёта. При этом они недёшевы, а салон вертолётов класса Bell 407 и AS 350 имеет относительно небольшие размеры, что невыгодно с точки зрения размещения медицинского оборудования и пассажировместимости.
Статистика работы службы «Медспас» по Санкт-Петербургу и Ленинградской области за прошедшие несколько лет показала, что в результате применения вертолётов для оказания экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации была на 60% снижена смертность от дорожно-транспортного травматизма и с 35% до 3% снижена летальность в группе пациентов с сосудистыми заболеваниями.
Далее, фактически на основе службы «Медспас» и на базе вертолётного центра «Хели-Драйв» при поддержке Ростеха и в рамках нацпроектов в области здравоохранения была создана принципиально новая структура – Акционерное общество «Национальная служба санитарной авиации» (НССА). На данный момент НССА имеет официальный статус единого оператора санитарной авиации в России.
8 февраля 2019 г. на Московском вертолётном заводе им. Миля состоялась официальная передача партии новых вертолётов «Ансат» и Ми-8АМТ в парк НССА. Были поставлены четыре вертолёта «Ансат» и четыре Ми-8АМТ, оснащённые оборудованием для выполнения санрейсов.
Лёгкий вертолёт «Ансат» был создан собственным конструкторским бюро Казанского вертолётного завода (КВЗ) и в настоящее время серийно производится на КВЗ. Кроме НССА, серийные «Ансаты» уже успели войти в парк таких авиакомпаний, как Русские Вертолётные Системы (РВС), СКОЛ, Вяткаавиа.
Вертолёт «Ансат» отличается от Bell 407 и AS-350 большей грузоподъёмностью и объёмом внутреннего пространства пассажирского салона. Это позволяет взять на борт всё необходимое медицинское оборудование и обеспечивает большее пространство для работы медицинских специалистов при транспортировке больного или пострадавшего на борту вертолёта. Салон «Ансата» в санитарном исполнении является достаточно просторным и позволяет разместить носилки с пострадавшим или c транспортируемым пациентом с возможностью подхода к ним с любой стороны. При этом в салоне вертолёта также помещаются 2 медицинских специалиста, а также всё необходимое оборудование для оказания экстренной медицинской помощи и поддержания жизненных функций пациента во время перелёта. Загрузка носилок и посадка и высадка пассажиров осуществляются через большие сдвижные боковые двери по обоим бортам вертолёта.
По своим основным эксплуатационным характеристикам вертолёт «Ансат» в варианте с гидромеханической системой управления (ГМСУ) с двумя двигателями Pratt&Whitney PW207K с цифровой системой автоматического управления двигателями FADEC сравним с популярными среди служб санитарной авиации европейских стран вертолётами Eurocopter EC-135/145 или Airbus Helicopters H145.
В течение 2019 года и начала 2020 вертолёты «Ансат» НССА успели поработать в нескольких регионах страны. Так, наряду с уже имевшимися машинами иностранного производства два вертолёта работали в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Один вертолёт работал с площадки Ромашково в Московской области. Кроме того, «Ансаты» НССА работали в Курганской, Свердловской и Тверской областях.
Помимо лёгких «Ансатов» в качестве вертолёта санитарной авиации НССА также был выбран средний вертолёт Ми-8. На сегодняшний день парк НССА включает в себя четыре вертолёта Ми-8АМТ постройки Улан-Удэнского вертолётного завода.
Ми-8 применяются НССА для работы в отдалённых регионах страны. За 2019 год и начало 2020 года в список регионов, где работали или работают «восьмёрки» НССА, вошли Сахалин, Амурская область, Новосибирск, Карелия, Тверская область, Дагестан.
Как и «Ансаты», вертолёты Ми-8АМТ получили новую яркую жёлто-красную схему окраски, напоминающую наиболее распространённые в наши дни цветографические схемы автомобилей скорой помощи. Все вертолёты Ми-8АМТ, поступившие в парк НССА, оснащены маятниковыми виброгасителями, которые повышают комфортность полёта на вертолёте за счёт заметного снижения вибрации.
Одной из отличительных особенностей Ми-8, равно как и «Ансата», является их неприхотливость в отношении условий обслуживания и хранения. Это в значительной степени расширяет возможности эксплуатации вертолётов, не ограничивая места их возможного базирования аэропортами и крупными вертолётными площадками с соответствующей инфраструктурой.
В отличие от иностранных типов вертолётов, требования к эксплуатации которых предусматривают исключительно ангарное хранение, вертолёты Ми-8 приспособлены к длительному хранению под открытым небом. При этом в условиях российской зимы необходимо зачехлять лопасти, чтобы не иметь проблем, вызванных частыми осадками и перепадами температур. Доступ к двум двигателям ТВ3-117ВМА, вспомогательной силовой установке и главному редуктору вертолёта Ми-8 обеспечивается большими откидывающимися капотами и не требует стремянок.
По первоначальным планам, в 2019–2021 годах НССА должна была получить в общей сложности 150 санитарных вертолетов – 104 «Ансата» и 46 Ми-8АМТ, причём, в 2019 году службе должны были передать не менее 50 вертолетов. Однако общая экономическая ситуация в стране и, в частности, отношение банков, которые должны были кредитовать данный проект для обеспечения приобретения вертолётов, внесли свои негативные коррективы. Кроме того, в конце 2019 года стало известно, что контроль над проектом НССА получила госкорпорация «Ростех» (изначально «Ростеху» принадлежали только 25% акций).
На сегодняшний день в парке НССА в различных регионах страны по-прежнему работают четыре «Ансата» и четыре Ми-8АМТ. Кроме того, судя по фотографиям из Интернета, на заводе в Улан-Удэ в конце 2019 года замечен ещё, по меньшей мере, один Ми-8АМТ в окраске НССА, но без видимого бортового номера. А ещё один «Ансат» в цветографической схеме НССА с бортовым номером 327 демонстрировался на авиасалоне МАКС 2019. Однако на сегодняшний день эти машины так и не включены в парк НССА.
Опыт нескольких лет работы первой в России межрегиональной службы санитарной авиации в формате частно-государственного партнёрства показал высокую востребованность такой службы в разных регионах страны. Так, по наблюдениям автора статьи, только в Санкт-Петербурге в 2019 году «Ансаты» НССА практически ежедневно совершали по два санитарных рейса, а иногда — по три и даже более. Согласно отчётам самой НССА, основная доля санитарных рейсов приходится на эвакуацию пациентов с неотложными показаниями или серьёзными травмами из отдалённых районов. Так, даже Ленинградская область, расположенная в Европейской части России и имеющая относительно высокую плотность населения, имеет районы, откуда пациента с серьёзной травмой или в тяжёлом состоянии вовремя довезти до ближайшей крупной больницы можно только вертолётом. Что же говорить о других регионах, где расстояния между населёнными пунктами ещё больше?
Несколько меньшую долю составляют вылеты на дорожно-транспортные происшествия, в особенности — на скоростные автомагистрали, такие как Кольцевая автодорога в Санкт-Петербурге, и крупные междугородние транспортные артерии.
Ввиду малого количества поставленных в НССА вертолётов в определённые периоды к работе по санзаданиям, например, в Санкт-Петербурге и Ленобласти пришлось временно привлекать вертолёты других авиакомпаний.
Изначально проект создания единого оператора санитарной авиации предусматривал создание 130 точек базирования воздушных судов и вертолетных площадок на территориях более чем 1,5 тысяч учреждений здравоохранения в различных регионах России. Работу санитарной авиации планируют синхронизировать с системами вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», что фактически в определённых случаях сделает вертолёт альтернативой автомобилю скорой помощи. Вне всякого сомнения, продолжение функционирования такого проекта в области санитарной авиации, как НССА, в сегодняшней России необходимо. Вертолётов, имеющихся в распоряжении НССА на сегодняшний день, не достаточно, необходимо увеличение численности парка.
Так, например, в Германии каждая из двух служб санавиации, о которых речь шла выше, обладает парком в несколько десятков лёгких вертолётов и имеет 30-40 площадок постоянного базирования. В масштабах России исходно запланированное число вертолётов – 150 – представляется вполне оправданным. Достигнет ли когда-либо служба санитарной авиации в России таких масштабов – этот вопрос на сегодняшний день остаётся открытым. Но хочется верить в то, что это произойдёт.