5
(4)

This story in English

Ранее в своей статье «Винтокрылая скорая помощь – Вертолёты Национальной службы санитарной авиации (НССА)» я коснулся темы применения российского вертолёта «Ансат» в санитарной авиации. За прошедший год парк вертолётов «Ансат», эксплуатируемых российскими авиакомпаниями, расширился, появились новые вертолёты. Отмечу, что лёгкий российский вертолёт «Ансат» разработки собственного КБ Казанского вертолётного завода, не считая опытных и демонстрационных машин, применяется в гражданской сфере главным образом как вертолёт санитарной авиации, а также в качестве пассажирской машины, в том числе для перевозки «очень важных персон».

Демонстрационный «Ансат» в экспозиции МАКС 2019
Санитарный «Ансат» вылетает на задание

Российский лёгкий вертолёт «Ансат» (название переводится с татарского как «простой») был создан в собственном конструкторском бюро Казанского вертолётного завода. Одна из наиболее распространённых серийных модификаций, выпускаемых в настоящее время, также иногда называется «Ансат-ГМСУ», то есть, «Ансат» с гидромеханической системой управления. Хотя первоначально вертолет комплектовался электродистанционной системой управления (ЭДСУ), но она не прошла сертификацию.

Заметим, что «Ансат» стал первым серийным российским вертолётом (не считая советского Ми-34, который, к тому же, был построен очень маленькой серией) на лыжном шасси. Такая схема шасси очень распространена на Западе, но в российском вертолётостроении до «Ансата» она не применялась. Однако, в отличие от гражданских вариантов машины, «Ансат» для ВВС России (применяемый в ВВС в основном в качестве учебно-тренировочной машины, также часто называемой «Ансат-У») строится с неубирающемся трёхопорном колёсном шасси, как на фото ниже…

Учебно-тренировочный «Ансат-У» ВВС России на МАКС 2015

Несмотря на не самые лёгкие времена, которые в настоящее время переживает российская авиационная промышленность, в последние годы количество построенных «Ансатов» заметно возросло. Теперь этот вертолёт постепенно занимает нишу, которая в советском и российском вертолётостроении пустовала со времён Ми-2.

Помимо нескольких машин в «салонном» исполнении для перевозки ВИП-пассажиров гражданские «Ансаты» используются, в основном, как вертолёты санитарной авиации в тех регионах России, где до места назначения от базы не более 1,5-2 часов полёта. Полёты на более дальние расстояния, а также в сложных погодных и географических условиях в российской санитарной авиации обычно осуществляются вертолётами Ми-8, которые (в основном, в модификациях АМТ и МТВ-1) сейчас также поставляются гражданским эксплуатантам заводами в Улан-Удэ и в Казани, соответственно.

Ансат в «салонном» исполнении для перевозки очень важных пассажиров

Национальная служба санитарной авиации (НССА), которая стала первой российской службой санитарной авиации на основе частно-государственного партнёрства, продолжает эксплуатировать вертолёты «Ансат» в различных регионах России, в частности в Санкт-Петербурге, Московской области, в Великом Новгороде, Твери, Екатеринбурге.

Вертолёт «Ансат» в цветах НССА запечатлён на посадке на вертодроме «Хели-Драйв» в золотом зимнем свете на фоне гиганта Ил-86, январь 2020 г.
Ещё один «Ансат» в цветах НССА прибыл на базу из одного из регионов России, июль 2020 г.
В июле 2020 г. эта машина из Уфы некоторое время работала в интересах НССА в Санкт-Петербурге. Внешней отличительной особенностью машины, построенной в мае 2020 г., является упрощённая конструкция хвостовой опоры по сравнению с более старыми машинами
«Ансат» с бортовым номером RA-20030 во время работ на «Хели-Драйве», июль 2020 г.
В августе 2020 г. в парк НССА поступили две новые лёгкие казанские машины с бортовыми номерами RA-20031 и RA-20032. На фото RA-20031 вскоре после прибытия на базу, ещё без опознавательных знаков НССА
Та же машина в готовности к вылету на задание солнечным сентябрьским днём. Теперь на неё нанесены опознавательные знаки Национальной службы санитарной авиации. Схема окраски очень напоминает внешний вид автомобиля «скорой помощи». Яркая жёлто-красно-чёрная схема на эти машины уже не наносилась…
RA-20031 вылетает по санзаданию, сентябрь 2020 г.
«Ансат» с бортовым номером RA-20032, в настоящее время базирующийся в Великом Новгороде, вылетает на базу после дозаправки на «Хели-Драйве». На заднем плане ярко окрашенный Ми-8Т в пассажирском исполнении, сентябрь 2020 г.
Ещё один момент взлёта RA-20032, сентябрь 2020 г.

Помимо НССА, вертолёты «Ансат» также эксплуатируются по санзаданиям другими авиакомпаниями, такими как Скол, ВяткаАвиа, Русские вертолётные системы (РВС).

«Ансат» с бортовым номером RA-20036, прилетевший из Пскова, взлетает с площадки «Ленинград» в аэропорту Пулково с медицинскими работниками на борту, апрель 2020 г.
RA-20037 авиакомпании «СКОЛ», базирующийся в Пскове, вылетает из Пулково после выполнения санзадания, август 2020 г.
«Ансат» с бортовым номером RA-20041 авиакомпании «Русские вертолётные системы» работает по санзаданиям в интересах НССА в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, апрель 2021 г.

Следует отметить тенденцию – всё больше вертолётов для гражданских эксплуатантов сходят с конвейера «чисто белыми». И многие продолжают летать в такой незамысловатой схеме окраски, в лучшем случае обзаведясь парой неброских надписей. Или, как в данном случае, красным крестиком для обозначения принадлежности к санитарной авиации.

Наконец, в апреле 2020 г. первый «Ансат» поступил в парк авиации Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС). Здесь борт запечатлён на висении на фоне «салона» Ми-8АМТ после регламентных работ на «Хели-Драйве», сентябрь 2020 г.
Тот же «Ансат» МЧС с другого ракурса, контрольный облёт по маршруту, сентябрь 2020 г. На мой взгляд, цвета МЧС на «Ансате» смотрятся вполне гармонично.

Подводя итог, отметим: серийное производство вертолётов «Ансат» продолжается, и в России новые машины приходят прежде всего в санитарную авиацию. В конце 2020-начале 2021 года в небо поднялась улучшенная модификация лёгкой казанской машины – «Ансат-М». Ее планируется оснастить более емкими топливными баками, что позволит увеличить дальность полёта машины. А это необходимо, как показал опыт эксплуатации «Ансатов» в санитарной авиации. Изменения также должны коснуться авиационного и радиоэлектронного оборудования вертолёта. Среди наиболее заметных внешних отличий «Ансата-М» от ныне летающих машин можно отметить изменённое хвостовое оперение.

Демонстрационный «Ансат» в фирменных цветах «Вертолётов России» прибывает на выставку HeliRussia 2018 в качестве статического экспоната. Хорошо заметна другая конструкция хвостового оперения.

Хочется надеяться, что винтокрылую машину из Казани впереди ждёт ещё долгая лётная служба, совершенствование конструкции и организации применения вертолёта в столь жизненно необходимой роли. И, конечно, что перед объективом фотокамеры ещё много раз предстанут новые борта, в новых цветах и ракурсах.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 4

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?