27 августа 2022 года на авиабазе Уппсала ВВС Швеции состоялось авиашоу шведских Вооруженных сил (The Swedish Armed Forces Air Show), более известное как Uppsala Airshow 2022.
Субботнему авиашоу предшествовала пятничная тренировка, на которую были приглашены споттеры. К сожалению, «споттерский» день не был в достаточной мере анонсирован, и удалось побывать лишь на самом авиашоу. Оно хоть и отличалось от «споттерского» дня большей интенсивностью полетов, однако сьемка осложнилась не самой хорошей погодой – в течение всего дня было облачно, солнце появлялось лишь на несколько минут.
Сама авиабаза (также имеет название Эрна) существует с 1943 года и расположена в границах одноименного города, в часе езды на север от Стокгольма. На аэродроме базируется авиакрыло F16 Uppsala, эксплуатирующее истребители национального производства Saab JAS39 Gripen. Ранее авиабаза служила местом дислокации различных подразделений ВВС, на вооружении которых состояли самолеты FFVS J22, Saab J29 Tunnan, J35 Draken, JA37 Viggen, Sk50 Safir, Sk60, de Havilland (J28) Vampire, P-51 (J26) Mustang, T-6 (Sk16) Texan, B125 (Sk61) Bulldog, а также легкие транспортные Cessna Tp87 Titan и Fairchild Swearingen Tp88 Metro.
Летный показ
Летную программу открыло эффектное пятиминутное выступление вертолета UH-60 (Hkp16A) Blackhawk из состава 2-й эскадрильи авиабазы Мальмен (город Линчепинг), который сменила пара легких двухместных вертолетов Schweizer 300C, ранее находившихся в составе ВВС Швеции и впоследствии переданных в музей шведских ВВС.
Транспортный Lockheed С-130 Hercules (шведское обозначение – Tp84) 73-й эскадрильи (авиабаза Сатенас) поднялся в воздух для показательной выброски парашютистов и, выполнив задание, после приземления прорулил рядом со зрительскими трибунами.
После 10-минутного сольного выступления истребителя JAS39 Gripen (авиакрыло F21, авиабаза Каллакс)
на аэродром совершил посадку раритет – Douglas DC-3 «Fridtjof Viking». История этой легендарной машины (заводской номер 13883) берет свое начало в 1943 году, когда, покинув расположенный в американском городе Лонг-Бич, штат Калифорния, завод-изготовитель фирмы Douglas, самолет вступил в войну с фашистской Германией под военным обозначением C-47A Skytrain. После войны этот C-47 некоторое время использовался для гражданских пассажирских авиаперевозок. В 1960 году, получив регистрацию 79006, был передан в состав ВВС Швеции, где находился до 1982 года.
С «выходом на пенсию» был передан в собственность шведской организации авиационных энтузиастов Flygande Veteraner, и с июня 1984 года стал постоянным гостем авиашоу как в самой Швеции, так и за ее пределами.
После сольного выступления шведского учебно-тренировочного самолета Saab Sk60 (снят с вооружения в текущем году) и пары противопожарных самолетов Air Tractor AT-802 снова выступили JAS39 Gripen, уже в количестве 4 самолетов.
Свою лепту в разнообразие летной программы внес прибывший транспортный Gulfstream V (Tp102D) из состава 74-й эскадрильи (авиабаза Мальмен).
ВВС Финляндии представили для участия в авиашоу пилотажную группу Midnight Hawks на 4 самолетах Hawk Mk.51. Группа входит в состав учебного авиакрыла (авиабаза Йювяскюля, город Тиккакоски).
Кроме того, от ВВС Финляндии на авиашоу приняли участие пара истребителей McDonnell Douglas F/A-18C Hornet.
Не менее интересным было выступление пары легких истребителей времен Второй Мировой войны – Cavalier F-51D Mustang (произведен в 1944 году) и Supermarine 361 Spitfire LF16E (в строю с 1945 года).
Далее настал черед тройки «ветеранов» шведских ВВС производства фирмы SAAB – истребителя-штурмовика J32 Lansen, сверхзвукового истребителя J35 Draken и многоцелевого истребителя третьего поколения AJS37 Viggen. Ранее все три машины состояли на вооружении ВВС Швеции и в дальнейшем, в связи с перевооружением на более современные JAS39 Gripen, были переданы в ассоциацию Swedish Air Force Historic Flight (SwAFHF), которая представляет их на различных показательных выступлениях в Швеции и за рубежом.
По окончании выступления следующего участника программы – спасательного вертолета AgustaWestland AW139 Государственного управления судоходства Швеции
над аэродромом изящно прошел стратегический бомбардировщик Boeing B-52H Stratofortress 23-й бомбардировочной эскадрильи ВВС США (авиабаза Майнот), сопровождаемый парой «Еврофайтеров» Королевских ВВС Великобритании.
В дальнейшем, полетная программа, в которой также приняли участие пилотажная группа из пяти учебно-тренировочных Saab Sk50 Safir, успешно чередовалась выступлениями JAS39 Gripen и почетных «пенсионеров» шведских ВВС: J32 Lansen, J35 Draken, AJS37 Viggen.
Статика
Статическая часть авиашоу также была достаточно разнообразной и интересной.
Зрителям были представлены военно-транспортные самолеты: венгерский Boeing C-17A Globemaster III (авиабаза Папа) и Lockheed Tp84 Hercules 73 эскадрильи.
В экспозиции можно было увидеть несколько JAS39 Gripen в модификациях C, D и E, учебно-тренировочный Sk60, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления Saab S100D и транспортный Saab Tp100C 74-й эскадрильи авиабазы Мальмен.
Состоящие на вооружении ВВС винтокрылые машины в статическом показе представлены многоцелевым UH-60 (Hkp16A) Blackhawk, транспортным многоцелевым NHI NH90 (Hkp14F) и легким многоцелевым AgustaWestland AW109 (Hkp15A).
Ассоциация Swedish Air Force Historic Flight, принявшая активное участие в летном показе техники, в статике представила двухместные учебно-тренировочные варианты истребителей — Sk 35C Draken и Sk 37E Viggen. В программу авиашоу также был включен и музейный Saab J29 Tunnan («Бочонок») – истребитель, состоявший на вооружении ВВС в период с 1950 по 1976 гг. Репетицию летной программы самолет успешно отработал в споттерский день, но в субботу радовал зрителей лишь в качестве статического экспоната.
Авиашоу, по моему мнению, получилось достаточно насыщенным. Много интересной техники, в особенности — авиаклассики; возможности для съемки на аэродроме тоже неплохие. Правда, объектива с фокусным 100-400 мм для съемки взлета и посадки явно маловато. Тем не менее, со стороны зрительских мест хорошо можно снимать руление. Единственный минус – это не самая удачная для сьемки погода. К сожалению, этот фактор является объективным и не зависит от воли участников мероприятия 🙂 .