
Один из моих прошлогодних репортажей был посвящен авиашоу на авиабазе Наха японской префектуры Окинава – мероприятию достаточно интересному и насыщенному. Вместе с тем, споттинг на Окинаве границами столичного аэропорта не ограничивается. Помимо аэродрома Наха на острове Окинава расположены два военных аэродрома – Кадена и Футенма, а на других островах архипелага – аэропорты Исигаки, Кумедзима, Миякодзима, Йорондзима. В общем, выбор есть, и это уже не говоря о том, что сами острова архипелага славятся своей живописной природой и красивыми пляжами.

В данном репортаже постараюсь кратко остановиться на споттинге в Кадене и Футенме, с учетом их расположения в пределах одного острова.
Авиабаза Кадена (Kadena Air Base)
Кадена является крупнейшей авиабазой ВВС США в Азии. Весной 1945 г. на границе поселков Кадена и Тятан для нужд ВВС Императорской армии был возведен небольшой аэродром Яра-Хикодзе. Длина ВПП составила 1500 метров, на полосе было уложено покрытие из дробленого кораллового щебня. 1 апреля 1945 г. в ходе операции «Айсберг» аэродром был захвачен американскими войсками, которые, с учетом неготовности аэродрома к полноценной работе, в течение 8 дней выполнили его реконструкцию и ремонт. К августу 1945 г. на аэродроме была построена вторая ВПП, и, кроме того, длина полос была увеличена для обеспечения взлета и посадки тяжелых бомбардировщиков. До октября 1954 г. на аэродроме базировались Boeing B-29 Superfortress, принимавшие активное участие в боевых действиях на Корейском полуострове, а с ноября 1954 г. – 18-е истребительно-бомбардировочное крыло в составе трех эскадрилий истребителей North American F-86 Sabre. В дальнейшем авиационные объединения авиабазы неоднократно реорганизовывались, менялась и авиационная техника. Интересно, что в период с 9 марта 1968 г. по 21 января 1990 г. на аэродроме базировалась эскадрилья стратегических разведывательных самолетов Lockheed SR-71 Blackbird, принявших участие во Вьетнамской войне.
По официальным данным, в настоящее время здесь базируется 18-я оперативная группа в составе:
— 44-й и 67-й истребительных эскадрилий (McDonnell Douglas F-15C/D Eagle);


— 909-й авиационной эскадрильи дозаправки (KC-135R Stratotanker);

— 961-й авиационной эскадрильи управления (Boeing E-3B и E-3G Sentry);

— 31-й и 33-й спасательных эскадрилий (Sikorsky HH-60G Pave Hawk, которые в настоящее время заменяются модернизированными HH-60W);

— 623-й авиационной эскадрильи.
В состав оперативной группы также входит большое число подразделений обеспечения (эскадрилья оперативной поддержки, авиационно-эвакуационная эскадрилья, 18-я и 718-я инженерные эскадрильи, подразделения связи, медицины, безопасности и мн. др.).
Помимо 18-й оперативной группы, на аэродроме базируется 353-я группа специальных операций, эксплуатирующая турбовинтовые Lockheed Martin MC-130J Commando II.
Здесь также на постоянной основе дислоцируются и серьезные силы дальней разведки: 319-я оперативная разведывательная эскадрилья (БПЛА MQ-9A Reaper) и 82-я разведывательная эскадрилья 55-го авиакрыла (стратегические разведчики Boeing RC-135 в вариантах U, V и W).



Кроме того, авиабаза используется патрульными самолетами Lockheed P-3C Orion, Boeing P-8A Poseidon и самолетами РЭБ Lockheed EP-3E Aries II, прикомандированными из различных эскадрилий морской авиации для несения боевого дежурства.




С прошлого года обе эскадрильи F-15C/D сокращены, и устаревшая техника постепенно отправляется обратно в США, где будет решаться ее дальнейшая судьба. Вопрос о замене основной боевой составляющей авиабазы окончательно не решен, и в целях поддержания боеготовности на аэродроме осуществляется посменное размещение самолетов с других авиабаз, в том числе F-15C/D Eagle, F-16C Fighting Falcon, F-22A Raptor. В перспективе рассматривается вопрос о замене устаревших F-15C/D новыми Boeing F-15EX Eagle II, имеющими улучшенные характеристики по сравнению со своими предшественниками.





Частыми гостями на авиабазе являются самолеты транспортной авиации, как штатная техника ВВС – Lockheed C-5M Super Galaxy, Boeing C-17A Globemaster III, Lockheed C-130J Hercules, так и самолеты частных компаний, работающих в рамках выполнения контрактных обязательств с Минобороны (Atlas Air, Western Global Airlines, Omni Air и т.д.).








Здесь также с завидным постоянством можно повстречать заправщики McDonnell Douglas KC-10A Extender и Boeing KC-46A Pegasus.


На авиабазе постоянно проводятся совместные учения различных авиационных подразделений ВВС, авиации ВМС и Корпуса морской пехоты, в которых участвуют истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35A/B, а также легендарный F/A-18 обоих поколений (Hornet, Super Hornet, Growler).




Кроме того, для участия в учениях и иных мероприятиях повседневной деятельности на контрактной основе привлекается авиация, принадлежащая частным фирмам: знаменитый Hawker Hunter Mk58 и бизнес-джеты Learjet 36.


Споттинг-гайд

Условия для съемки около базы хорошие: снимать можно с обоих торцов ВПП, в зависимости от курса взлета-посадки и освещения. Минусы – аэродром имеет 2 ВПП, истребители и «большие» самолеты («транспортники», танкеры, разведчики RC-135, E-3), как правило, используют полосы раздельно, но могут и чередовать. Это создает дополнительные сложности, поскольку выяснить, какую из полос будет использовать тот или иной самолет для посадки можно только с помощью радиоприемника. В отсутствие такового следует ориентироваться на поведение других споттеров 🙂 . Ну, и, конечно же, марево при съемке руления доставляет немалую «радость» фотографу, поэтому рекомендуется не игнорировать съемку в пасмурные и облачные дни.

Замечательное подспорье для споттера — небольшое четырехэтажное здание Michi-no-Eki Kadena возле автодороги у северо-восточной части аэродрома. Четвертый этаж здания используется в качестве обзорной площадки для наблюдения за трафиком аэродрома и пользуется огромной популярностью не только среди споттеров, но и среди обычных туристов и жителей острова. На обзорной площадке часто проводятся школьные экскурсии. Вход в здание бесплатный, на первом этаже расположены кафе и сувенирные магазины, на втором и третьем этажах – небольшой музей, рассказывающий об истории авиабазы, а также столовая, на четвертом – собственно обзорная площадка. 3-4 года назад она была реконструирована: возведена вторая, равная по высоте обзорная площадка, ближе к дороге, которая соединена с основным зданием переходом. Для подъема на площадки имеются два лифта. В общем, все для комфортного споттинга 🙂 . Минус – здание расположено к северу от ВПП, поэтому почти весь день съемка осуществляется в контровом свете. Правда, после 16 часов освещение становится получше. Ну, и несколько далековато, по моему мнению; для съемки истребителей желательно иметь фотооптику с фокусным расстоянием не менее 600 мм.

Авиабаза Футенма (Futenma Marine Corps Air Station)
В получасе езды на юг от Кадены, в границах небольшого города Гинован, расположена авиабаза Корпуса морской пехоты Футенма.
Аэродром был построен американскими войсками в 1945 г., вскоре после захвата Окинавы, и некоторое время использовался бомбардировщиками B-29 Superfortress, а после капитуляции Японии стал вспомогательным объектом для соседней авиабазы Кадена. Летом 1957 г. аэродром был передан командованием ВВС в ведение Корпуса морской пехоты США. В настоящее время рассматривается вопрос о передислокации авиабазы, в том числе, за пределы префектуры.
Большого разнообразия авиатехники и высокой активности трафика, как в Кадене, здесь не встретить. Однако, Футенма мне представляется не менее интересной: на авиабазе на постоянной основе размещены две эскадрильи конвертопланов Bell-Boeing MV-22B Osprey, две эскадрильи легких самолетов общего назначения Beechcraft UC-12 Huron и Cessna UC-35D Citation Encore, а также прикомандированные вертолетные подразделения, оснащенные ударными Bell AH-1Z Viper, многоцелевыми Bell UH-1Y Venom и тяжелыми транспортными Sikorsky CH-53E Super Stallion. Полеты проводятся каждый день, зачастую до позднего вечера, а MV-22 и CH-53 иногда летают и выходные дни.








Примечательно, что аэродром, с учетом надежности конструкции и удобства расположения, неоднократно использовался для посадки и взлета грузового гиганта Ан-124 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр».
Споттинг-гайд

Условия для фотосъемки удовлетворительные. Аэродром расположен на возвышенности, поэтому снимать руление и стоянку сложно, ограждение закрыто деревьями и кустарником. Рядом с авиабазой имеется и несколько парков, откуда можно снимать посадку, но вертолеты и «Оспреи» проходят, как правило, достаточно высоко для получения хорошего ракурса. К юго-западу от авиабазы расположен красивый парк Kakazutaka, на территории которого имеется трехэтажная обзорная площадка в виде шара, с которой открывается отличный вид на аэродром, но требуется фотооптика не менее 600 мм. С «обзорки» можно снимать и заход на посадку «Оспреев».
Ежегодно обе авиабазы проводят день открытых дверей, правда, без полетной программы.