5
(4)

Один из моих прошлогодних репортажей был посвящен авиашоу на авиабазе Наха японской префектуры Окинава – мероприятию достаточно интересному и насыщенному. Вместе с тем, споттинг на Окинаве границами столичного аэропорта не ограничивается. Помимо аэродрома Наха на острове Окинава расположены два военных аэродрома – Кадена и Футенма, а на других островах архипелага – аэропорты Исигаки, Кумедзима, Миякодзима, Йорондзима. В общем, выбор есть, и это уже не говоря о том, что сами острова архипелага славятся своей живописной природой и красивыми пляжами.

В данном репортаже постараюсь кратко остановиться на споттинге в Кадене и Футенме, с учетом их расположения в пределах одного острова.

Авиабаза Кадена (Kadena Air Base)

Кадена является крупнейшей авиабазой ВВС США в Азии. Весной 1945 г. на границе поселков Кадена и Тятан для нужд ВВС Императорской армии был возведен небольшой аэродром Яра-Хикодзе. Длина ВПП составила 1500 метров, на полосе было уложено покрытие из дробленого кораллового щебня. 1 апреля 1945 г. в ходе операции «Айсберг» аэродром был захвачен американскими войсками, которые, с учетом неготовности аэродрома к полноценной работе, в течение 8 дней выполнили его реконструкцию и ремонт. К августу 1945 г. на аэродроме была построена вторая ВПП, и, кроме того, длина полос была увеличена для обеспечения взлета и посадки тяжелых бомбардировщиков. До октября 1954 г. на аэродроме базировались Boeing B-29 Superfortress, принимавшие активное участие в боевых действиях на Корейском полуострове, а с ноября 1954 г. – 18-е истребительно-бомбардировочное крыло в составе трех эскадрилий истребителей North American F-86 Sabre. В дальнейшем авиационные объединения авиабазы неоднократно реорганизовывались, менялась и авиационная техника. Интересно, что в период с 9 марта 1968 г. по 21 января 1990 г. на аэродроме базировалась эскадрилья стратегических разведывательных самолетов Lockheed SR-71 Blackbird, принявших участие во Вьетнамской войне.

По официальным данным, в настоящее время здесь базируется 18-я оперативная группа в составе:
— 44-й и 67-й истребительных эскадрилий (McDonnell Douglas F-15C/D Eagle);


— 909-й авиационной эскадрильи дозаправки (KC-135R Stratotanker);


— 961-й авиационной эскадрильи управления (Boeing E-3B и E-3G Sentry);

Boeing E-3B Sentry

— 31-й и 33-й спасательных эскадрилий (Sikorsky HH-60G Pave Hawk, которые в настоящее время заменяются модернизированными HH-60W);

Sikorsky HH-60G Pave Hawk

— 623-й авиационной эскадрильи.

В состав оперативной группы также входит большое число подразделений обеспечения (эскадрилья оперативной поддержки, авиационно-эвакуационная эскадрилья, 18-я и 718-я инженерные эскадрильи, подразделения связи, медицины, безопасности и мн. др.).

Помимо 18-й оперативной группы, на аэродроме базируется 353-я группа специальных операций, эксплуатирующая турбовинтовые Lockheed Martin MC-130J Commando II.

Lockheed Martin MC-130J Commando II

Здесь также на постоянной основе дислоцируются и серьезные силы дальней разведки: 319-я оперативная разведывательная эскадрилья (БПЛА MQ-9A Reaper) и 82-я разведывательная эскадрилья 55-го авиакрыла (стратегические разведчики Boeing RC-135 в вариантах U, V и W).

Кроме того, авиабаза используется патрульными самолетами Lockheed P-3C Orion, Boeing P-8A Poseidon и самолетами РЭБ Lockheed EP-3E Aries II, прикомандированными из различных эскадрилий морской авиации для несения боевого дежурства.

С прошлого года обе эскадрильи F-15C/D сокращены, и устаревшая техника постепенно отправляется обратно в США, где будет решаться ее дальнейшая судьба. Вопрос о замене основной боевой составляющей авиабазы окончательно не решен, и в целях поддержания боеготовности на аэродроме осуществляется посменное размещение самолетов с других авиабаз, в том числе F-15C/D Eagle, F-16C Fighting Falcon, F-22A Raptor. В перспективе рассматривается вопрос о замене устаревших F-15C/D новыми Boeing F-15EX Eagle II, имеющими улучшенные характеристики по сравнению со своими предшественниками.

Частыми гостями на авиабазе являются самолеты транспортной авиации, как штатная техника ВВС – Lockheed C-5M Super Galaxy, Boeing C-17A Globemaster III, Lockheed C-130J Hercules, так и самолеты частных компаний, работающих в рамках выполнения контрактных обязательств с Минобороны (Atlas Air, Western Global Airlines, Omni Air и т.д.).

Здесь также с завидным постоянством можно повстречать заправщики McDonnell Douglas KC-10A Extender и Boeing KC-46A Pegasus.

На авиабазе постоянно проводятся совместные учения различных авиационных подразделений ВВС, авиации ВМС и Корпуса морской пехоты, в которых участвуют истребитель пятого поколения Lockheed Martin F-35A/B, а также легендарный F/A-18 обоих поколений (Hornet, Super Hornet, Growler).

Кроме того, для участия в учениях и иных мероприятиях повседневной деятельности на контрактной основе привлекается авиация, принадлежащая частным фирмам: знаменитый Hawker Hunter Mk58 и бизнес-джеты Learjet 36.

Споттинг-гайд

Условия для съемки около базы хорошие: снимать можно с обоих торцов ВПП, в зависимости от курса взлета-посадки и освещения. Минусы – аэродром имеет 2 ВПП, истребители и «большие» самолеты («транспортники», танкеры, разведчики RC-135, E-3), как правило, используют полосы раздельно, но могут и чередовать. Это создает дополнительные сложности, поскольку выяснить, какую из полос будет использовать тот или иной самолет для посадки можно только с помощью радиоприемника. В отсутствие такового следует ориентироваться на поведение других споттеров 🙂 . Ну, и, конечно же, марево при съемке руления доставляет немалую «радость» фотографу, поэтому рекомендуется не игнорировать съемку в пасмурные и облачные дни.

Замечательное подспорье для споттера — небольшое четырехэтажное здание Michi-no-Eki Kadena возле автодороги у северо-восточной части аэродрома. Четвертый этаж здания используется в качестве обзорной площадки для наблюдения за трафиком аэродрома и пользуется огромной популярностью не только среди споттеров, но и среди обычных туристов и жителей острова. На обзорной площадке часто проводятся школьные экскурсии. Вход в здание бесплатный, на первом этаже расположены кафе и сувенирные магазины, на втором и третьем этажах – небольшой музей, рассказывающий об истории авиабазы, а также столовая, на четвертом – собственно обзорная площадка. 3-4 года назад она была реконструирована: возведена вторая, равная по высоте обзорная площадка, ближе к дороге, которая соединена с основным зданием переходом. Для подъема на площадки имеются два лифта. В общем, все для комфортного споттинга 🙂 . Минус – здание расположено к северу от ВПП, поэтому почти весь день съемка осуществляется в контровом свете. Правда, после 16 часов освещение становится получше. Ну, и несколько далековато, по моему мнению; для съемки истребителей желательно иметь фотооптику с фокусным расстоянием не менее 600 мм.

Авиабаза Футенма (Futenma Marine Corps Air Station)

В получасе езды на юг от Кадены, в границах небольшого города Гинован, расположена авиабаза Корпуса морской пехоты Футенма.

Аэродром был построен американскими войсками в 1945 г., вскоре после захвата Окинавы, и некоторое время использовался бомбардировщиками B-29 Superfortress, а после капитуляции Японии стал вспомогательным объектом для соседней авиабазы Кадена. Летом 1957 г. аэродром был передан командованием ВВС в ведение Корпуса морской пехоты США. В настоящее время рассматривается вопрос о передислокации авиабазы, в том числе, за пределы префектуры.    

Большого разнообразия авиатехники и высокой активности трафика, как в Кадене, здесь не встретить. Однако, Футенма мне представляется не менее интересной: на авиабазе на постоянной основе размещены две эскадрильи конвертопланов Bell-Boeing MV-22B Osprey, две эскадрильи легких самолетов общего назначения Beechcraft UC-12 Huron и Cessna UC-35D Citation Encore, а также прикомандированные вертолетные подразделения, оснащенные ударными Bell AH-1Z Viper, многоцелевыми Bell UH-1Y Venom и тяжелыми транспортными Sikorsky CH-53E Super Stallion. Полеты проводятся каждый день, зачастую до позднего вечера, а MV-22 и CH-53 иногда летают и выходные дни.

Примечательно, что аэродром, с учетом надежности конструкции и удобства расположения, неоднократно использовался для посадки и взлета грузового гиганта Ан-124 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр».

Споттинг-гайд

Условия для фотосъемки удовлетворительные. Аэродром расположен на возвышенности, поэтому снимать руление и стоянку сложно, ограждение закрыто деревьями и кустарником. Рядом с авиабазой имеется и несколько парков, откуда можно снимать посадку, но вертолеты и «Оспреи» проходят, как правило, достаточно высоко для получения хорошего ракурса. К юго-западу от авиабазы расположен красивый парк Kakazutaka, на территории которого имеется трехэтажная обзорная площадка в виде шара, с которой открывается отличный вид на аэродром, но требуется фотооптика не менее 600 мм. С «обзорки» можно снимать и заход на посадку «Оспреев».  

Ежегодно обе авиабазы проводят день открытых дверей, правда, без полетной программы.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 4

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему? Вы также можете оставить адрес эл. почты для обратной связи