Настоятельно рекомендуемой (если не обязательной 🙂 ) к посещению авиафотографами в ходе индивидуальных и групповых споттинг-туров является японская авиабаза Гифу. Располагается она в красивом городе Какамигахара одноименной префектуры Гифу, в часе езды на север от японского мегаполиса Нагоя.
Чуть-чуть истории
На территории созданного в 1876 году учебного полигона Императорской армии Японии в 1917 году был построен аэродром Какамигахара, использовавшийся в дальнейшем для нужд ВВС. После окончания Второй мировой войны и до 1957 года аэродром находился под контролем Союзных войск, после чего был возвращен владельцу, и его использование продолжилось уже в составе Воздушных сил самообороны Японии.
Основным летным подразделением авиабазы является Испытательное авиакрыло ADTW (Air Development and Test Wing). История авиакрыла началась ещё в ноябре 1955 года, когда в составе 1-й летной авиашколы авиабазы Хамамацу (префектура Сидзуока) была образована испытательная авиагруппа. Первоначально на вооружении группы была лишь пара одномоторных учебно-тренировочных Beechcraft T-34A Mentor, замененных позднее на реактивные «Вампиры». Через непродолжительное время «Вампиры» из-за неудобства расположения кресел в кабине были заменены на более современные по тем временам North American F-86F Sabre (собиравшиеся, к тому же, по лицензии японской фирмой Mitsubishi), а также Lockheed T-33A Shooting Star (лицензионного производства Kawasaki). Примечательно, что с участием «Сейбров» прошли испытания японской ракеты «воздух-воздух» Mitsubishi AAM-1 с тепловой головкой самонаведения, а также тактической навигационной системы TACAN. Наряду с реактивными машинами авиагруппа приняла на вооружение и одномоторные учебно-тренировочные самолеты North American T-6G Texan и T-28 Trojan.
В связи с интенсивным формированием истребительных подразделений, в том числе и на авиабазе Хамамацу, в марте 1957 года авиагруппа была перебазирована на аэродром Гифу, который, к тому времени, уже вновь использовался для нужд японских ВВС.
С января 1958 года на авиабазе проходили испытания первого (произведенного в послевоенное время) японского реактивного самолета – учебно-тренировочного Fuji T-1, в дальнейшем, с конца 60-х годов – сверхзвукового F-104J Starfighter (собирался по лицензии фирмой Mitsubishi).
11 апреля 1974 года авиагруппа переформирована в испытательное авиакрыло, и в этом статусе продолжает функционировать в составе ВВС Японии.
Air Development and Test Wing сегодня
На вооружении авиакрыла в настоящий момент состоят пара тяжелых транспортных самолетов Kawasaki: C-1FTB (летающая лаборатория) и XC-2 красно-белой раскраски;
несколько истребителей Mitsubishi F-2A/B и F-15J/DJ Eagle (как лицензионного производства фирмы Mitsubishi, так и непосредственно американской фирмы McDonnell Douglas),
а также учебно-тренировочные Kawasaki T-4 и Fuji T-7.
Ранее находившиеся в составе подразделения «Фантомы» с недавнего времени с вооружения сняты и заняли свое почетное место в статических экспозициях. Однако в прежние годы они довольно интенсивно эксплуатировались и, естественно, не раз попадали в объективы авиафотографов.
Следует упомянуть и о первом японском истребителе пятого поколения с применением технологии «стелс» Mitsubishi X-2 Shinshin, который с 2016 по 2019 гг. проходил летные испытания на авиабазе. В настоящее время самолет, изготовленный в единственном экземпляре, находится в техническом проектно-конструкторском институте Минобороны Японии.
Кроме того, на авиабазе проводятся испытания новой модификации «D» самолета ДРЛО Grumman E-2 Hawkeye, которая постепенно сменяет имеющийся в подразделениях E-2C.
По соседству
Испытательное авиакрыло — не единственный эксплуатант аэродрома. Здесь же базируются авиаподразделения полиции и экстренных служб префектуры. Кроме того, в границах авиабазы расположен завод компании Kawasaki Heavy Industries, осуществляющий деятельность по производству, ремонту и техническому обслуживанию авиационной техники, в том числе для нужд вооруженных сил.
Расположение на аэродромной территории различных организаций и предприятий создает благоприятные условия для споттинга. И, несмотря на невысокую интенсивность полетов авиатехники испытателей, этот недостаток компенсируется трафиком «соседей» – полиции и МЧС, а также авиатехники, прибывающей на завод Kawasaki, либо уже находящейся на предприятии (тяжелый транспортный C-2, патрульный самолет P-1, армейские вертолеты CH-47 Chinook и OH-1).
Кроме того, аэродром постоянно используется для тренировочных проходов авиации других авиабаз, в том числе Kawasaki T-4 и Raytheon T-400 с авиабазы Хамамацу; нередко можно увидеть Mitsubishi UH-60 Blackhawk и Lockheed C-130 Hercules с соседней авиабазы Комаки (префектура Айти), причем «Черный ястреб» регулярно осуществляет выброс парашютистов в районе аэродрома.
О споттинге
Географически полоса расположена так, что снимать можно в течение всего дня. Мест для съемки масса, все зависит от того, где удобнее находиться фотографу. С утра, пока нет марева, и при соответствующем курсе взлета-посадки, с восточного торца ВПП можно снимать руление, но нужна лестница. Съемку посадки с восточной стороны можно снимать в расположенном вблизи парке, где имеются скамейки и автомат по продаже напитков, лучшее время – после 14 часов.
Западный торец в плане съемки тоже приемлем, но восточный мне показался более удобным.
Кроме того, проехав по дороге с южной стороны полосы в сторону авиационного музея города Какамигахара (о нем расскажем чуть позже) можно найти место для съемки взлета транспортных C-1 и C-2, а также зрелищных тренировок истребителей F-2 и F-15 перед авиашоу, которые периодически проводятся на других авиабазах и в префектурах острова.
Ежегодно, в ноябре, на авиабазе Гифу проводится фестиваль – день открытых дверей, включающий полетную программу, статический показ действующей и музейной авиатехники и, конечно же, различные культурно-развлекательные мероприятия. Об этом – в следующих репортажах. Не пропустите! 🙂