Все фото автора.
С 6 по 11 февраля 2018 года в аэропорту Чанги проходило Сингапурское авиашоу – крупнейшая выставка авиационно-космической техники в Азии. Авиашоу проводится с 2008 г. регулярно, раз в два года, в феврале. Местом проведения мероприятия выбран выставочный центр международного аэропорта Чанги. Организаторами выступают ведомство гражданской авиации Сингапура и Агентство по военным наукам и технологиям
Авиашоу включает статический и динамический показы различной авиационной техники, как военной, так и гражданского назначения. В помещениях выставочного центра располагаются представительства различных предприятий аэрокосмической промышленности. Среди основных тематических разделов выставки – системы управления воздушным движением, обслуживание самолетов, авионика и беспилотные технологии, лизинг и финансовые услуги, а также разработка программного обеспечения.
Для массового посещения выставка была открыта в выходные дни – 10 и 11 февраля. Стоимость взрослого билета разового посещения составила 22 сингапурских доллара (около 1 300 рублей), детский билет (для детей в возрасте от 3 до 12 лет) – 9 сингапурских долларов. Билеты можно заблаговременно приобрести онлайн и обменять их на бумажные на нескольких станциях метро.
В дни массового посещения в летной программе приняли участие истребители Boeing F-15SG Strike Eagle и F-16C Fighting Falcon ВВС Сингапура, Су-30МКМ ВВС Малайзии, другая авиатехника. F-15SG был окрашен в синий цвет с изображением побережья Сингапура и цифры «50», символизирующей 50-летие образования военно-воздушных сил.
Кроме того, в летной программе оба дня участвовали истребитель JAS39D Gripen ВВС Таиланда, американский F-16CM Fighting Falcon из состава 13-й эскадрильи авиабазы Misawa (Япония), а также пилотажная группа «Юпитер» ВВС Индонезии, выступившая на шести легких одномоторных учебно-тренировочных самолетах KT-1B Woongbi производства южнокорейской фирмы Korea Aerospace Industries (KAI).
Запланированное выступление южнокорейской пилотажной группы Black Eagles не состоялось по причине инцидента, происшедшего 6 февраля, в первый день выставки: во время взлета команды, T-50B, замыкавший шестерку «Орлов», повело влево при наборе скорости, после чего самолет выехал за пределы ВПП, перевернулся и загорелся; пилот, самостоятельно выбравшийся из горевшей машины, серьезных травм не получил.
В статической экспозиции были представлены: из состава ВВС США –заправщик Boeing KC-135, самолет ДРЛО Boeing E-3 Sentry (прибыл с авиабазы Kadena), транспортный Boeing C-17A Globemaster III, 2 истребителя Lockheed Martin F-22A Raptor с авиабазы Elmendorf (Аляска), 2 палубных истребителя Lockheed Martin F-35B Lightning II, палубный штурмовик F/A-18E Super Hornet. ВВС Сингапура были представлены: самолетом ДРЛО и У Gulfstream G550-EL/W-2085 CAEW, транспортным C-130H Hercules, истребителями F-16С Fighting Falcon F-15SG Strike Eagle, а также вертолетами AH-64D Apache Longbow, AS332 Super Puma, CH-47SG Chinook и SH-60 Seahawk ВМС Сингапура. ВВС Австралии представили самолет ДРЛОиУ E-7A Wedgetail, ВВС Малайзии – транспортный самолет Airbus A400M, ВВС Таиланда – истребитель JAS39D Gripen.
В секторе гражданской авиации на выставке продемонстрированы Airbus A350-1000, Embraer E190-E2, Embraer Phenom 300, Bombardier Global 6000, Dassault Falcon 2000 LXS, Falcon 8X. Российской компанией «Гражданские самолеты Сухого» на выставке представлен модернизированный вариант пассажирского лайнера Сухой Суперджет 100 (регистрационный номер 97006) с саблевидными законцовками крыла.
Большой интерес зрителей вызвало выступление истребителя Су-30МКМ, состоящего на вооружении Королевских воздушных сил Малайзии и пролет американского стратегического бомбардировщика Boeing B-52H Stratofortress из состава 96 эскадрильи авиабазы Barksdale.
Авиашоу получилось само по себе интересное. Организация мероприятия нормальная: зрителей довозят до входа автобусами от ближайшей станции легкого метро, давки нет, на территории организовано питание, сбор отходов. Есть, правда, и ряд минусов: взлет и посадка осуществляются с военной авиабазы Changi, зрители могут наблюдать лишь пролет и пилотаж; рулежка, взлет и посадка, в отличие от многих других авиашоу, недоступны. Длительность летной программы небольшая (в дни массового посещения – 45 минут в утреннее время и 45 минут во второй половине дня), поскольку полеты проходят в границах международного аэропорта и в условиях интенсивного гражданского трафика.