5
(1)

Воздушные гонки национального чемпионата STIHL, более известные как Reno Air Races, имеют давнюю историю. В 1962 г. американский пилот, ветеран Второй мировой войны Билл Стед (William M. (Bill) Stead) организовал первые воздушные гонки в районе аэропорта Sky Ranch вблизи г. Рино (шт. Невада). В последующие годы Стед провел огромную организационную работу по привлечению спонсоров и снятию запретов FAA на проведение массовых мероприятий на аэродроме. В 1964 г. он организовал там несколько гонок, национальные чемпионаты по высшему пилотажу и воздушным шарам, соревнования по прыжкам с парашютом и даже выступления пилотажной группы Thunderbirds ВВС США. В освещении первых публичных гонок и подготовки к ним участвовала телевизионная компания ABC, что, в том числе, позволило привлечь уже в том году порядка 80 000 зрителей.

Линейка Т-6 “Тексан”/”Харвард” – участников гонок 2013 г.

После 1965 г. база национальных авиагонок переместилась на закрытый военный аэродром Stead Field. В распоряжении устроителей мероприятия оказались ангары, стоянки и взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. С тех пор в сентябре каждого года Reno Air Races проводятся там. Лишь дважды – в 2001 и 2020 годах эта традиция нарушалась терактом в Нью-Йорке и пандемией COVID.


Основатель Reno Air Races, чемпион мира по гонкам на гидросамолетах Уильям (Билл) Смит погиб в авиакатастрофе в апреле 1966 г., управляя сверхлегким самолетом во Флориде. Может показаться, что Stead Field назван в честь Билла, но на самом деле это не так. Свое наименование аэродром получил еще в январе 1951 г. в честь старшего брата основателя авиагонок, Кростона Стеда (Croston Stead), 1-го лейтенанта ВВС США. В декабре 1949 г. Кростон Стед, уроженец г. Рино, погиб при выполнении учебного полета на истребителе P-51 “Мустанг”.


На одну неделю сентября пустыня к северу от Рино становится домом для сотен самолетов, их пилотов и наземных специалистов. За последние десять лет мероприятие привлекло более 1 миллиона зрителей и принесло в экономику региона более 600 млн долларов (!!!). Кроме захватывающих гонок, мероприятие славится также огромной статической экспозиции военной и гражданской авиатехники.


Reno Air Races представляют собой многоэтапные гонки в шести категориях, проходящих на замкнутых овальных трассах, протяженность которых составляет от 4,8 км для категорий “Бипланы” и “Формула-1” до 13 км в категориях “Jet”, “Unlimited”. Недельная программа включает в себя два с половиной дня квалификации, за которыми следуют четыре с половиной дня гонок. Их кульминацией становится гонка Unlimited Class Gold Race, традиционно проходящая в воскресенье при наибольшем количестве посетителей.

North American Harvard II GUNSLINGER во время гонок 2013 г.

Класс Unlimited почти полностью состоит из серийных и модифицированных истребителей времен Второй мировой войны, развивающих скорость до 700 км/ч. В 2003 году пилот модифицированного P-51D Mustang установил рекорд скорости в классе Unlimited — 507,105 миль в час (без малого 837 км/ч) в гонке из шести кругов тринадцатикилометровой трассы. В категории реактивных самолетов в 2009 году был установлен рекорд скорости 543,568 миль в час (897 км/ч) на учебно-тренировочном L-29. К классу “Формула 1” относятся, в основном, самодельные спортивные машины, развивающие скорость свыше 650 км/ч.

P-51 Mustang – “STREGA” в экспозиции участников гонок 2010 г.

Экстремальные условия авиагонок сказываются на аварийности при их проведении. Так, в период с 1972 по 2014 гг. произошло 19 авиакатастроф, самой громкой из которых стала трагедия 16 сентября 2011 г. 74-летний Джеймс К. «Джимми» Ливард (James K. “Jimmy” Leeward), опытный гонщик, голливудский каскадер и владелец ранчо пилотировал значительно модифицированный P-51 «Мустанг» (рег. номер. NX79111). Во время гонок самолет потерял управление и врезался в площадку перед трибунами. Погиб пилот и десять зрителей, еще 67 были ранены. Это была самая смертоносная авиакатастрофа в США.

Носовая часть разбившегося в 2011 г. “Мустанга” “GALLOPING GHOST”, 2010 г.

Мероприятие, которое Билл Стед начал в пустыне Невада более 50 лет назад, продолжается до сих пор. Небольшой штат сотрудников общественной организации Reno Air Racing Association и более 1200 волонтёров ежегодно собирают десятки участников, сотни экспонатов и огромное число зрителей на это, бесспорно, яркое и запоминающееся событие в мире авиации.

А теперь, после краткого исторического экскурса, посмотрим на самолеты, участвовавшие в Reno Air Races в 2010 и 2013 гг.

Пара Lockheed P-38 Lightning – участники гонок 2010 г.
Один из многих участвующих в Reno Air Races P-51D. 2013 г.
P-51 “STREGA” в Reno Air Races 2013 г. Этот самолет во время гонок пилотировал Стивен Хинтон-младший (Steven Hinton Jr),сын знаменитого пилота-каскадера Стива Хинтона-старшего. Он является самым молодым пилотом (22 года), когда либо выигравшим гонки в классе UNLIMITED GOLD
Ещё один “Мустанг” – участник гонок 2013 г.
Grumman F8F-2 Bearcat, 2013 г.
Один из многочисленных участвующих в Reno Air Races Т-6 в гоночном полете, 2010 г.
Элегантный английский “Спитфайр” – Supermarine Spitfire FR Mk. XIV из Южной Калифорнии – единственный на момент гонок представитель этой модификации в летном состоянии. Этот истребитель, как и многие другие исторические участники Reno Air Races принадлежат Commemorative Air Force – общественной организации, восстанавливающей и сохраняющей авиатехнику времен II мировой войны
Grumman F6F-5 Hellcat тоже из коллекции Commemorative Air Force, 2013 г.
Буксировка P-51D “Voodoo”, 2013 г.
А вот “Вуду” уже своим ходом движется. Интересно, что уже знакомый нам Стивен Хинтон-младший установил на этой машине рекорд скорости в 531 милю в час (786 км/ч)
Еще одна “кошка” фирмы “Грумман” – Grumman F7F Tigercat 
Hawker Sea Fury, 2013 г. Этот ярко-красный истребитель пилотировал известный астронавт Роберт «Хут» Гибсон (Robert “Hoot” Gibson), в прошлом – летчиком-испытатель ВМС США, командир космического корабля НАСА и начальник Управления астронавтов НАСА с декабря 1992 по сентябрь 1994 года. Самолет выруливает на старт во время гонок
Hawker Sea Fury FB.11 ARGONAUT – участник гонок 2013 г. под номером 114
Знаменитый японский палубный истребитель Mitsubishi A6M3 Model 22 Zero из коллекции Commemorative Air Force, 2013 г.
Пара Т-6 в полете в ходе Reno Air Races-2010

P.S. Уже после того, как материал был сверстан, Марк прислал ещё один очень интересный снимок, который не включить в публикацию было бы ошибкой. Фото сделано его дядей, Бобом Джеффри, многолетним участником Reno Air Races. В прошлом Боб Джеффри – пилот ВВС США, в декабре 1965 г. его F-4C Phantom II был сбит над Северным Вьетнамом.

Участники гонок в спортивном классе выстраиваются в очередь на стартовом рубеже перед квалификационными соревнованиями в Reno Air Races 2013 г. ©Bob Jeffrey

Интересные рассказы в подкастах www.markhasara.com/episodes

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 1

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?