На заставке: учебно-тренировочный Т-33А в экспозиции музея, Фото: Motokoka, источник — https://commons.wikimedia.org/, лиц. СС 4.0
Попробуем рассмотреть экспозицию этого небольшого музея, так сказать, с исторической точки зрения. И использовать ее экспонаты в качестве иллюстраций краткого рассказа о некоторых страницах истории Воздушных сил самообороны Японии. К тому же, музей авиабазы находится как бы в тени расположенного неподалеку большого и мегапопулярного аэрокосмического музея Gifu-Kakamigahara, поэтому ознакомиться с ним «заочно» весьма непросто. Поэтому наш обзор интересен вдвойне 🙂 Пожалуй, начнём…
Curtiss C-46D Commando
Для укомплектования создаваемых с 1 июля 1954 г. Сил самообороны Японии были закуплены несколько партий самолетов данного типа. Так, с января 1955 г. по октябрь 1957 г. в страну восходящего солнца поставлены 36 транспортных C-46D (рег. 51-1101 — 71-1131), поступившие в 401-ю и 402-ю тактические транспортные эскадрильи. В 1959-1961 гг. поступили ещё 9 «Коммандос» C-46A (рег. с 91-1137 по 91-1139 и с 91-1141 по 91-1146) из состава тайваньских ВВС. В Японии они были доработаны до стандарта C-46D. Кроме того, в том же году три самолета C-46D (рег. 91-1140, -1147 и -1148) были получены из ВВС Южной Кореи.
Помимо выполнения военно-транспортных задач, часть самолетов была переоборудована под VIP-транспорт, для штурманской подготовки и обучения специалистов РЭБ. Один «Коммандос» (рег. 71-1133) использовался для испытаний бортовых РЛС. Еще несколько машин этого типа (рег. 51-1101, 51-1108, 51-1114, 91-1138 и 91-1146) эксплуатировались группой проверки полетов в качестве калибровщиков навигационного оборудования. Все Commando, эксплуатируемые транспортным авиакрылом, были сняты с вооружения к 1977 году. А последние специализированные машины были выведены из эксплуатации в марте 1978 г.
Экспонат музея авиабазы, Curtiss C-46A-40-CU (s/n 42-107366, заводской 27053, рег. в Японии 91-1141) эксплуатировался в 401-й тактической транспортной эскадрилье с 15 марта 1961 г. по 8 июня 1976 г. Долгое время находился на хранении в аэрокосмическом музее Гифу-Какамигахара, а в 90-е гг. экспонировался на входе в музей. Позже был перемещен в экспозицию авиабазы. Где и запечатлен.
Mitsubishi F-4EJ Kai Phantom II
История «Фантомов» в Воздушных силах самообороны Японии весьма обширна и выходит далеко за рамки настоящего обзора. Поэтому ограничимся деталями исключительно экспоната музея. «Местный» Mitsubishi F-4EJ Kai Phantom II (s/n M109) из Испытательного авиакрыла ADTW (Air Development and Test Wing). Известен тем, что в 2017-2018 гг. на нем отрабатывалась так называемая «пиксельная» (или цифровая) схема камуфляжа. Которая активно демонстрировалась в ходе некоторых локальных авиашоу в те годы. По окончании испытаний, по всей видимости, самолету вернули обычную для этого типа окраску, в таком виде и сопроводили в музей.
North American F-86F Sabre
Дневной истребитель-перехватчик, последняя модификация самолета, предназначенная для экспорта. На вооружении Сил самообороны Японии «Сейбры» стояли с конца 50-х и до начала 80-х гг. прошлого столетия. Последний полёт «Сейбра» в Японии состоялся 15 марта 1982 г. Всего на вооружении Японии находилось около 500 самолётов F-86, как приобретённых в США, так и произведенных по лицензии компанией Mitsubishi.
По одним данным, экспонирующийся в музее самолет с регистрационном номером 62-7427 выпущен North American как F-86F-30-NA Sabre 52-4909 (MSN 191-605). Однако, другие источники утверждают, что первоначально этот экспонат имел рег. номер 92-7987 и в мае 1959 г. был поставлен в 3-ю тактическую истребительную эскадрилью 7-го авиакрыла. В июне 1977 г. истребитель был передан в 1-ю эскадрилью 1-го авиакрыла, после чего (вероятно, после расформирования эскадрильи в марте 1979 г.) оказался в составе Испытательного авиакрыла ADTW на авиабазе Гифу. Но — уже с рег. номером 62-7427. Во время реставрации в 2009 г. номер изменять не стали. Насколько данная информация соответствует действительности, сказать трудно…
Mitsubishi FS-T2Kai
Прототип одноместного истребителя-бомбардировщика на базе учебно-тренировочного самолета национальной разработки Mitsubishi T-2. Последний плановый полет совершил 2 марта 2006 г., поле чего находился на хранении. Передан в музей авиабазы со склада снабжения №2 20 февраля 2017 г.
Mitsubishi F-104J Starfighter
F-104J поступил на вооружение Воздушных сил самообороны Японии (JASDF) в октябре 1966 г. Первыми подразделениями JASDF, перешедшими на F-104J, стали 201-я и 202-я эскадрильи истребителей-перехватчиков, базировавшиеся в Читосе и Нютабару. В общей сложности, 210 F-104J и 20 двухместных учебно-тренировочных F-104DJ использовались в роли итребителей-перехватчиков семью эскадрильями. Начиная с декабря 1981 г. японские истребители Starfighter были заменены истребителями F-15J/F-15DJ Eagle производства Mitsubishi. Последний истребитель JASDF F-104J был снят с вооружения в марте 1986 г. За время службы в JASDF не менее 34 самолетов F-104J и двух самолетов F-104DJ (около 15% от общей численности) были потеряны в результате летных происшествий.
Экспонат музея с рег. номером 36-8540 (s/n 3040) до появления в музее авиабазы эксплуатировался в 202-й (по другим данным — в 203-й) эскадрилье.
Lockheed T-33A-1-LO Shooting Star
Двухместный реактивный учебно-тренировочный самолет, рег. №51-5663. Выпущен в США (s/n 54-1595, MSN 580-9331), но собран в Японии компанией Kawasaki и передан JASDF в ноябре 1956 г. Всего в JASDF были поставлены 68 оригинальных и 210 построенных по лицензии Kawasaki Т-33, которые эксплуатировались в период с 1956 по 1994 гг.
Fuji T-34A Mentor
Один из 124-х построенных компанией Fuji учебно-тренировочных самолетов Beechcraft 45 Mentor (рег. 61-0406, s/n FM-46), которые использовались как в ВВС, так и в армейских и морских авиационных школах. Небольшое количество Т-34А применялись в качестве поисково-спасательных. Такие самолеты были оснащены подкрыльевыми пилонами для подвески спасательных капсул, в которых находились надувная резиновая лодка и набор для выживания.
Последний T-34A был выведен из эксплуатации спасательного авиакрыла 20 октября 1982 г. Всего же в военной авиации Японии в период 1954–1982 гг. эксплуатировались 144 самолета данного типа.