В конце ноября – начале декабря 2021 года, в условиях определенного смягчения антиковидных требований, касающихся въезда в страны Евросоюза, я посетил Венгрию, Германию и Нидерланды, не обойдя вниманием и местные аэродромы. Погода оставляла желать лучшего, но на интенсивность полетов и график съемки это не повлияло 🙂
В Венгрии для споттинга был выбран город Кечкемет. Сам город небольшой, красивый и уютный, как, впрочем, большинство нестоличных европейских городов, и достаточно тихий. Единственным источником шума в Кечкемете служит расположенный в черте города одноименный военный аэродром, используемый 101-й авиабазой венгерских ВВС. На аэродроме базируется тактическая эскадрилья «Пума», вооруженная истребителями Saab JAS39C/D Gripen, а также транспортная эскадрилья на Airbus A319 и Dassault Falcon 7X.
Истребители Gripen состоят на вооружении венгерских ВВС с марта 2006 года, до этого, с начала 90-х годов, основным боевым самолетом являлся МиГ-29, снятый с вооружения в 2010 году. До принятия на вооружение МиГ-29 экипажи «Пумы» с 1960 года, более четверти века, несли службу на МиГ-21. В связи с чем недалеко от въезда на территорию авиабазы установлен памятник этой знаменитой машине.
Условия для споттинга неплохие. Правда, с учетом одинакового в течение тех дней подряд курса посадки, мне удалось поснимать лишь с юго-восточного торца. Исходя из имеющейся в интернете информации, северо-западный торец в плане съемки несколько комфортнее. Ежегодно в августе авиабаза проводит день открытых дверей с интересной полетной программой и статическим показом.
Будучи в Германии, я на несколько дней остановился в красивом ганзейском Бремене, откуда на день выбрался в Виттмунд – небольшой город в Нижней Саксонии. В Виттмунде расположена авиабаза ВВС Германии с размещенным на ней 71-м тактическим авиакрылом. До 1974 года на авиабазе дислоцировались подразделения истребителей F-104G Starfighter, с 1974 по 2013 базировались легендарные F-4F Phantom II, с 2013 года по настоящее время – современные истребители Eurofighter EF2000 Typhoon. Машина хоть и хорошая, но достаточно распространенная в наше время.
А вот другие «обитатели» авиабазы более интересны для споттинга, во всяком случае, для любителей авиационной «классики»: с 2015 года на аэродроме базируются самолеты Douglas A-4 Skyhawk и Dassault AlphaJet канадской компании Top Aces. Компания существует с 2000 года и на контрактной основе осуществляет обеспечение тренировок пилотов ВВС США и стран НАТО, используя самолеты F-16A, Learjet 35A, а также снятые с вооружения Skyhawk и AlphaJet, ранее находившиеся в составе ВВС Израиля и Германии соответственно.
Мне удалось заснять пару заходивших на посадку A-4, один из них – двухместный TA-4J (регистрация C-FGWT), поступивший в дополнение к имеющемуся в Виттмунде парку «Скайхоков». Данный самолет с 1968 года находился в составе ВМС США в модификации TA-4F (регистрация 152853), в начале 90-х годов в измененной модификации TA-4J передан ВВС Израиля, где, получив бортовой номер 749, находился в строю до 2001 года. В объектив попал и один из AlphaJet A, ранее находившийся в составе 43-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи авиабазы Ольденбург (прежний регистрационный номер 40+57), а также несколько «местных» Eurofighter EF2000 и один Tornado ECR 51-го тактического разведывательного авиакрыла (авиабаза Шлезвиг).
Снимать можно с поля (в день моего посещения заход на посадку осуществлялся с восточной стороны), но нужно быть аккуратным, дабы не потоптать фермерские грядки 🙂
В Нидерландах я решил посетить авиабазу Хильзе-Райен, расположенную на границе городов Бреда и Тилбург.
Аэродром является старейшим в Нидерландах и существует более века. В период Второй Мировой войны в 1940 году аэродром был захвачен немецкими войсками и находился под контролем люфтваффе, а в дальнейшем перешел под контроль союзников. С 1946 года авиабаза используется для нужд королевских ВВС Нидерландов и в настоящее время на ней дислоцированы 3 вертолетных подразделения: 298-я эскадрилья транспортных CH-47F Chinook, 300-я эскадрилья многоцелевых AS532 Cougar и 301-я эскадрилья ударных AH-64E Apache Guardian.
До 2023 года на вооружении 301-й эскадрильи состояло 30 вертолетов «Апач», но более ранней модификации – AH-64DN. В настоящее время имеющийся парк голландских «Апачей» проходит заводскую модернизацию до версии AH-64E Apache Guardian. Первый AH-64E вернулся в 301-ю эскадрилью 14 марта 2024 года, и в настоящее время эскадрилья оперирует четырьмя обновленными машинами этого типа. В ближайшие годы планируется поставка 16 оставшихся вертолетов.
Согласно данным справочника Scramble, в конце ноября – начале декабря 2021 года в рамках плановой ротации подразделений армии США, базирующихся в Европе, происходила замена бригады армейской авиации 1-ой пехотной дивизии на 1-ю воздушно-кавалерийскую бригаду 1-й кавалерийской дивизии. Хильзе-Райен является одним из транзитных пунктов остановки вертолетов на пути в голландский порт Флиссинген.
Всего в этот период через авиабазу прошло около 100 вертолетов, включая CH-47F Chinook, AH-64E Apache Guardian, а также UH/HH-60M Blackhawk
Данное мероприятие, связанное с перемещением значительного количества армейских вертолетов, не осталось без внимания голландских споттеров 🙂 . Споттинг в Нидерландах очень популярен, возможно, даже в большей мере, чем в Японии, и для него созданы хорошие условия, обусловленные лояльным отношением государства к споттингу и фотографам. Неудивительно, что практически все дни, пока шла передислокация вертолетных подразделений, ограждение с южной части авиабазы (споттинг-локация известна как Slopes South) не пустовало, и в день у забора собиралось около 30 человек со стремянками и фотоаппаратами. Значительный минус споттинга в Хильзе-Райен – погода: солнца была немного (облачная и пасмурная погода здесь нормальное явление), но кое-что при нормальном освещении мне поймать все же удалось.