5
(11)

Сегодня рассказ пойдет о большой двухпалубной машине компании BOEING, Boeing 747.
Иными словами — «Королеве небес» (Queen of the skies).

Первый полёт знаменитый «семь четыре семь» совершил 9 февраля 1969 года. Задача создания самолета, способного перевозить 80 тонн груза со скоростью 800 км/ч на дальность около 9000 км в те годы была довольно нетривиальной и требовала применения ряда новых конструкторских решений. Одним из которых было размещение кабины пилотов над пассажирским салоном. Это позволило увеличить вместимость салонов лайнера, а в грузовом варианте впоследствии — обеспечить загрузку через носовую часть.

Взлет опытного Boeing-747. Иллюстрация из рекламного проспекта компании Boeing. Архив редакции

Высота расположения кабины была столь велика и непривычна, что для подготовки летных экипажей в части движения на земле был даже создан специальный тренажер.

Наше первое знакомство с самолетом Boeing 747 состоялось в далеком 2004 году на Сибирском аэрокосмическом салоне САКС-2004, когда он уже работал в рядах российской грузовой авиакомпании Air Bridge Cargo. Авиапарк компании в те времена состоял из конвертированных в грузовые пассажирских Boeing 747-300.

А теперь познакомимся поближе с бортом Boeing 747-8F (VQ-BFE) авиакомпании Air Bridge Cargo.

Боинг 747-8F — это грузовая версия пассажирского самолета Боинг 747-8. Самолет явился дальнейшим развитием модели 747-400. В сравнении с предшественником оснащен улучшенными двигателями. Имеет удлиненный фюзеляж и увеличенный размах крыла.

Прошу на борт!

Как только мы поднимаемся по самолетному трапу, оказываемся на первой палубе воздушного судна, «грузовой». Так как самолет предназначен для перевозки грузов, то можно смело сказать, что это его основная часть. Пол грузовой палубы изобилует множеством различных роликов, механических и электрических, крайние из них оборудованы электроприводами для удобного перемещения контейнеров или паллет, в зависимости от типа загрузки.

Грузовая кабина Boeing 747-8F — герметичная, оснащена климатическим оборудованием, способным поддерживать необходимую температуру для перевозки грузов. Это позволяет перевозить практически любые грузы, включая опасные и скоропортящиеся, ограничения только по их габаритами.

Поднимаемся выше по складной лестнице и попадаем на верхнюю палубу. Складывание лестницы необходимо для обеспечения перемещения груза при загрузке-выгрузке.

Схематично разделим верхнюю палубу самолета на две зоны: зона отдыха и кабина экипажа. Рассмотрим подробнее зону отдыха экипажа.

В хвостовой части располагаются две кровати для отдыха (сна) сменного экипажа при полете на дальние расстояния. С расположенным рядом интерфоном для телефонной связи между экипажем в случае необходимости.

Идем к носу воздушного судна в сторону кабины и попадаем в салон с креслами, как бы сказали — «бизнес класса», предназначенными для экипажа воздушного судна либо сопровождающих груз, либо инженерно-технического состава.

В этой же зоне также расположена и кухня, где в дальних перелетах экипаж самостоятельно разогревает себе пищу, а также может сварить кофе.

И вот мы добрались до главного места, откуда и управляется вся эта огромная птица.
Это кабина экипажа.

Пилотирующий экипаж Boeing 747-8F состоит из двух человек: командир воздушного судна (КВС) и второй пилот (2П). Также в кабине предусмотрены ещё два дополнительных кресла.

Форточки на Boeing 747 не открываются, а эвакуационный выход выполнен в виде люка в потолке кабины, откуда уже с помощью каната пилоты могут произвести покидание воздушного судна.

Описывать иностранные приборы с переводом на русский язык задача интересная, но я попробую.

Основной полетный индикатор (PFD) и многофункциональная индикатор (MFD) в Boeing 747-8 стали жидкокристаллическими, вместо электронно-лучевых трубок в прежних версиях, что уменьшило массу приборного комплекса самолета.

На PFD отображается пространственное положение самолета (авиагоризонт), его скорость и высота.

На MFD в текущий момент отображается карта и маршрут полета. Кроме того, на нем отображаются необходимые пилоту параметры систем самолета, такие как:
• количество топлива;
• параметры работы двигателей, гидросистем, системы кондиционирования воздуха.

На многофункциональный дисплей также выводится карта контрольных проверок и индикация возникающих отказов.

Самолет полностью управляется через бортовой компьютер (FMC), куда вводится полетный план, параметры загрузки самолета, и уже компьютер автоматически рассчитывает наивыгоднейший профиль полета. Это, если очень кратко рассказывать. Подробное описание систем Boeing 747 можно изучить в увлекательной книжке под названием FCOM 747.

Рассмотрим кратко пилотажно-приборный комплекс самолета Boeing 747-8F.

Как можете видеть на фотографии рычаги управления четырьмя двигателями выглядят достаточно массивно, но четко и надежно помещаются в одной руке пилотирующего пилота.

Да, самолет создавался в те годы, когда мировое двигателестроение ещё не создало сверхмощных двухконтурных двигателей, таких как RR Trent, ‎General Electric GE90 или Pratt Whitney PW4000. Поэтому, чтобы поднять в воздух такую махину взлетной массой 340 тонн, требовалось 4 двигателя.

Напоследок также хочу добавить про шасси этого гиганта.

Шасси Boeing 747-8F состоит из 5 опор (стоек). Одна носовая поворотная — обеспечивает маневрирование при рулении. Четыре остальные — это основные, тип тележка, расположены по две пары: статично на корневой части крыла, и две поворотные — на центроплане фюзеляжа. Такая схема обеспечивает высокую маневренность огромного самолета при движении на земле.

Интересный факт: при пустом самолете человек среднего роста может спокойно ходить под фюзеляжем. Иной случай, когда борт загружен, и амортизаторы стоек шасси сильно обжаты под тяжестью груза.

Спасибо всем, кто прочитал до конца и побывал на такой небольшой онлайн экскурсии на борту Boeing 747-8F AirBridgeCargo!

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 11

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему? Вы также можете оставить адрес эл. почты для обратной связи