Исторический экскурс
Мемориальный парк авиации Токородзава, в котором расположен одноименный музей, по праву считается колыбелью японской авиации. Его история восходит к 1911 году, когда на месте бывшего картофельного поля 1 апреля 1911 г. был открыт построенный аэродром с 400-метровой взлетно-посадочной полосой. Уже утром 5 апреля капитан Ёситоси Токугава, пилотируя Farman HF7, стал первым японцем, совершившим полет с новой военной авиабазы. В том же году, 13 октября, первый полет с этого аэродрома совершил первый военный самолет национального производства «Кай-сики-1» (Kaishiki 1). В последующие годы Токородзава стал местом строительства самолетов и работ по дирижаблям.
В годы после окончания Второй мировой войны американские войска продолжали использовать Токородзаву в качестве базы снабжения, пока не раздались громкие призывы вернуть ее под контроль Японии; к 1982 году около 70% территории базы уже было возвращено.
В те годы местные власти приняли решение возродить авиационную историю старейшего аэродрома страны, открыв первый в Японии специализированный музей авиации. Начиная с 1980 г. стала формироваться экспозиция музея, а первым экспонатом стал списанный Curtiss EC-46D. Исследования и сбор авиационных артефактов и материалов продолжались параллельно со строительством здания музея, которое началось в ноябре 1990 года. Для расширения экспозиции туда была перемещена коллекция, ранее размещенная на авиабазе Кисарадзу. А главное выставочное пространство было открыто 3 апреля 1993 года.
Коллекция
Насчитывает три десятка летательных аппаратов различных временных рамок, назначения и степени уникальности, как национальной разработки, так и зарубежного производства. Познакомимся с ней.
Реплика первого военного самолета японского производства — Кайшики №1 (Kaishiki Ichi-Gō).
Реплика французского биплана времен Первой мировой войны Nieuport 81 с аутентичным регистрационным номером J-TECH. Первоначально эксплуатируемые Императорской армией Японии, многие самолеты этого типа нашли свое место и в гражданской жизни.
Первый реактивный самолет японской разработки Fuji T-1B (рег. 25-5856). В музее экспонируется шестой T-1B и, таким образом, 52-й из 66 построенных T-1. С 13 декабря 1962 г. эксплуатировался в 13-м учебно-летном крыле JASDF. Потерпел аварию 8 июня 1992 г., после чего был выведен из эксплуатации и использовался для обучения авиадиспетчеров в 5-й технической школе в Комаки. Экспонируется в музее с 19 марта 2006 года.
Sikorsky H-19C (40001). Армейская авиация Сил самообороны Японии эксплуатировала в общей сложности 31 H-19C, первые пять из которых были S-55, а остальные — S-55C (построенные фирмой Mitsubishi по лицензии). Демонстрируемый экземпляр был одним из двух поставленных 16 июня 1954 г. вертолетов и эксплуатировался до 12 февраля 1973 г., когда последние три S-55 были сняты с вооружения (оставшиеся варианты S-55C прослужили еще три года.) Экспонируется с момента открытия музея в апреле 1993 г.
Vertol V-44A (50002).Второй из двух транспортных вертолетов Vertol V-44A (H-21C), которые находились на активной службе с 1959 по 1969 гг. Поставленный 21 июля 1959 г., этот вертолет был выведен из эксплуатации и помещен на хранение 20 февраля 1970 г. Экспонируется с момента открытия в апреле 1993 года.
North American T-6G Texan (52-0099). Поставлен Воздушным силам самообороны Японии (JASDF) 23 сентября 1955 г., бывший самолет ВВС США T-6G 51-15058. 1 мая 1965 г. был выведен из эксплуатации и в октябре того же года передан Токийскому столичному колледжу промышленных технологий. Экспонируется в музее с момента открытия в апреле 1993 года.
Легкий многоцелевой Stinson L-5E Sentinel (истинная идентичность не подтверждена, возможно, бывший JGSDF 10303). Экспонируется с музее с открытия в апреле 1993 года.
Легкий вертолет общего назначения Kawasaki-Hughes OH-6J (30165). Активная эксплуатация этого вертолета продолжалась с момента его поставки 14 марта 1974 г. до окончания службы 15 февраля 1989 г. в 8-м авиационной эскадрилье. Экспонируется с момента открытия музея.
Один из раритетов музея, опытный образец легкого связного Kawasaki KAL-2 (20001). Впервые поднялся в воздух в ноябре 1954 г. Участвовал в конкурсе Агентства обороны Японии, в котором проиграл версии Fuji LM-1 самолета T-34A Mentor. Экспонируется с момента открытия в апреле 1993 года.
Fuji-Beech T-34A Mentor (60508). Изготовленный и поставленный JASDF под номером 51-0346 в марте 1955 г, экспонат музея был выведен из эксплуатации 6 мая 1973 г. Экспонируется с момента открытия в апреле 1993 года.
Легкий многоцелевой вертолет Fuji-Bell UH-1B (41547). Первоначально был передан Силам самообороны Японии 11 июля 1969 г. и служил в филиале авиационной школы в Кита-Уцуномия. До списания 29 июня 1987 г. находился в составе вертолетной эскадрильи Северо-Восточного региона.
Легкий связной Piper L-21B Super Cub (12032). Один из 62 самолетов L-21B, которые армия США первоначально поставила Национальным силам безопасности в 1953 году. Предположительно, никогда не носил серийный номер армии США 53-3773. Экспонируется с момента открытия музея в апреле 1993 года.
Реплика истребителя Nakajima Ki-27 (Nate), показанная в телевизионной драме в 2015 г., демонстрировалась в музее с апреля 2016 г. по конец 2018 г.
Остов истребителя 30-х гг. прошлого столетия Nakajima Type-91 теперь занимает почетное место в витрине с контролируемой температурой.
В мемориальном парке на открытой экспозиции демонстрируется бывший самолет радиопротиводействия Curtiss EC-46D. Переданный в процессе эксплуатации в стандартный C-46 для учебных целей 22 декабря 1959 г., позже самолет был модернизирован до транспортной конфигурации C-46D, а затем — до стандарта учебного самолета EC-46D ECM. Выведен из эксплуатации 19 апреля 1978 г. Размещен в парке в марте 1980 г.
Еще один экспонат парка — пассажирский NAMC YS-11. Первый турбовинтовой самолёт национальной разработки. Серийное производство осуществлялось в 1962—1974 гг., выпущено 182 самолёта для военных и гражданских нужд как в Японии, так и за ее пределами.
В музее также есть авиатренажеры, кинотеатр IMAX, ресторан, магазин. Музей открыт со вторника по воскресенье с 9:30 до 17:00. Входной билет в выставочный зал стоит 500 иен, в кинотеатр — 600 иен. Комплексный билет стоит 800 иен. Ближайшая станция — Koku-Koen на линии Seibu-Shinjuku. Время в пути от станции Seibu-Shunjuku составляет 42 минуты. Обратите внимание, что станция Seibu-Shinjuku не находится рядом со станцией JR Shinjuku. От станции JR до станции Seibu можно быстро дойти пешком (примерно 5-8 минут).