
Сначала кратко об истории авиабазы.
Аэродром Метабару Сухопутных сил самообороны Японии расположен в лагере JGSDF «Метабару» в Ёсиногари, префектура Сага. Существует с 1943 года, изначально использовался ВВС Императорской армии для тренировки пилотов-камикадзе. В 1954 году аэродром стал использоваться в качестве запасного для нужд армейской авиации. С 1956 года на нем размещался 4-й авиаполк, который в 1962 году реорганизован в 4-ю эскадрилью с подчинением Западному командованию. В 1968 году на авиабазе сформирована Западная вертолетная эскадрилья, которая в 1990 году реорганизована в 3-ю противотанковую вертолетную эскадрилью. С 2010 года эскадрилья вооружена ударными вертолетами AH-64D Apache Longbow, которые и являются, по сути, «визитной карточкой» авиабазы.

Всего на вооружении армейской авиации Японии принято 13 «Апачей», большинство из которых дислоцированы в Метабару; все машины собраны по лицензии компанией Fuji Heavy Industries (с 2017 года – Subaru Corporation), кроме первого, с регистрационным номером 74501, собранного в США.
В феврале 2018 года один из «Апачей» (№ 74502) был потерян в результате крушения машины в ходе тренировочного полета в границах префектуры Сага, оба летчика погибли. На период проведения разбирательства и работы комиссии полеты «Апачей» были приостановлены и возобновлены лишь к ноябрю 2019 года.

В настоящее время производство японских «Апачей» прекращено по причине финансовой нецелесообразности, и, наряду с вертолетами AH-1S Cobra и OH-1, они планируются к замене более современной техникой, в том числе БПЛА.
Согласно данным справочника Scramble, по состоянию на начало 2025 года на авиабазе дислоцированы по одной эскадрилье ударных вертолетов AH-64D Apache Longbow, многоцелевых Mitsubishi UH-60JA Blackhawk,

разведывательно-ударных Kawasaki OH-1,

а также эскадрилья многоцелевых Fuji UH-1J Iroquois и Subaru UH-2 (на фото) ниже.

Здесь же базируются 1-я и 2-я эскадрильи Западного вертолетного отряда, эксплуатирующие Kawasaki CH-47JA Chinook. К слову, буквально на днях Силы самообороны Японии заказали 17 новых CH-47 Block II Chinook Extended Range, которые заменят в строю некоторые более ранние CH-47JA.

Продуктивный споттинг на авиабазе возможен c южной стороны относительно ВПП. Активная часть тренировок ограничивается первой половиной дня (как, в принципе, на всех армейских авиабазах Японии). Взлет и посадка осуществляются в зависимости от направления ветра, но смена курса взлета-посадки неудобств фотографу не причиняет, нормальных ракурсов достаточно в обоих случаях. В отличие от авиабаз ВВС армейские авиабазы среди споттеров большой популярностью не пользуются. Ажиотажа у ограждения не увидеть, стремянок — тоже, как, впрочем, и самих споттеров. Очень высока вероятность того, что даже в хорошую погоду и в условиях интенсивных полетов споттеров там не будет вообще. При этом, фотографировать никто не мешает, а местные жители вопросами типа «вы с какой целью тут снимаете?» не досаждают 🙂 . Рядом расположен небольшой супермаркет, где можно купить перекусить. Снимать лучше с утра до полудня, далее свет становится боковым.
Следующим будет рассказ о дне открытых дверей, прошедшем на авиабазе Метабару 24 ноября. Не пропустите!
