Берлинский авиасалон 2008 г. проходил с 27 мая по 1 июня. Место проведения — аэропорт Шёнефельд, точнее — та его площадка, на которой чуть позже началось строительство до сих пор не сданного в эксплуатацию единого аэропорта Берлина — Бранденбург.
На входе в день массового посещения многолюдно. Но нам сейчас в очереди стоять, к счастью, не придется.
Рраз! — и мы уже осматриваем статику и «околостатику», непосредственно к экспозиции не относящуюся, но, тем не менее, интересную. Вот как этот спасательный «старичок» UH-1D Iroquois из состава Бундесвера, к примеру.
Главным партнером ILA 2008 была Индия, демонстрировавшая на выставке свои успехи в аэрокосмической сфере. А главным выставочным образцом стал легкий вертолет «Дхрув» (Dhruv), разработанный компанией HAL по программе AHL (Advanced Light Helicopter). Машина демонстрировалась в гражданской и военной версиях одиночно, а также в составе пилотажной группы «Саранг» (Sarang display team), пару из которой мы и наблюдаем на фото. «Саранг» по-индийски — павлин, окраска машин соответствует названию.
Самым большим экспонатом стал А380, экспонировавшийся на ILA уже во второй раз.
Участие летающих легенд из «Ангара №7» в берлинских авиасалонах традиционно широко. «Редбулловские» раритеты действительно являются украшением любого авиамероприятия. И пускай это реклама торговой марки, но уж лучше — пусть так, чем круглосуточно с помощью TB вбивать в головы людей, что «ты — это национальное достояние»…
Еще один бриллиант в короне Red Bull — бомбардировщик North American B-25 Mitchell времен Второй Мировой. В СССР по ленд-лизу был поставлен 861 такой самолет.
Экспозиция Люфтваффе. «Еврофайтер»
и «Торнадо» ECR. Сзади выглядывает киль «Фантома».
Еще один «Торнадо», теперь в варианте IDS.
Часть мероприятий ILA 2008 была посвящена 60-летию установления воздушного моста в Западный Берлин во время его якобы блокады Советским Союзом в 1948-49 гг. (операция «Berliner Luftbrücke»). Тогда сотни вот таких «Дугласов», по живущей и поныне легенде, доставляли по воздуху продукты, медикаменты и топливо «голодающим Берлина». Оставим миф на совести создателей сказок про «кровожадных русских, желавших уморить голодом западноберлинцев», Бог им судья. В сети достаточно материалов, включая ссылки на документы, на эту тему. Желающие — да отыщут. А мы пойдем дальше смотреть самолеты.
Это Douglas Dakota C.3 (C-47A) 1943 г. постройки из Великобритании, принадлежит мемориальному фонду «Битва за Британию».
Частный C-47B Skytrain из Швеции, 1945 г. постройки.
Принадлежность этой «Дакоты» по снимкам установить не удалось. Может, кто знает — напишите в комментах. Я подправлю.
Вот. Как сообщил нам Антон, это DC-3 компании Air Service Berlin.
Словацкий МиГ-29, доработанный до стандартов НАТО специалистами РСК «МиГ».
«Цифровой» камуфляж на «двадцатьдевятом» необычен, конечно. Но смотрится, по-моему, классно!
Венгерский JAS-39D «Грипен».
Тоже венгерский Ми-24В. Красавец!
Гражданский «Дхрув». Напоминает наш «Ансат», только покрупнее немного. В разработке этого вертолета активное участие принимал немецкий концерн MBB.
Янки, как обычно, нагнали на выставку кучу техники, «от мала до велика». Самое «велико» — это Lockheed C-5M Galaxy 🙂 Ишь, пасть какая!
ВВС Франции на том салоне представлял двухместный «Рафаль В» (Dassault Rafale B).
F-16C ВВС США и
его собрат F-16AM Fighting Falcon из Нидерландов. «Голландец» — частый гость европейских публичный авиамероприятий тех лет.
Стратегических бомбардировщиков Rockwell B-1B Lancer на том салоне побывало аж два. Поскольку один из них участвовал в летной программе, смею предположить, что второй борт был резервным.
Завсегдатай ILA от Бундесмарин — базовый патрульный P-3C «Орион».
MDD F-15C Eagle от USAF в Европе.
Да, «Гэлэкси», конечно, машина исполинская, слов нет!
Пилотажный биплан Pitts с американской регистрацией. Яркий, эффектный, маневренный…
О, а это очень интересная машина, принадлежащая исследовательскому центру DLR! Называется VFW-Fokker 614. Это, пожалуй, была последняя попытка немецкого авиапрома создать конкурентноспособный пассажирский самолет, пусть даже в сотрудничестве с голландской «Фоккер». Увы, машина «не пошла», было выпущено всего 16 лайнеров. Тем интереснее экспонат! В аэропортах его не увидишь, только в музеях…
А этот аппарат и вовсе построен в единственном экземпляре. Студенческое КБ из Мюнхена Akaflieg München разработало и построило этот спортивно-пилотажный Mü30 в 2000-м году. С тех пор регулярно выставляет его на ILA.
BEECH D17S.
«Работающие» на ILA полицейские Еврокоптер ЕС-135.
Реплика исторического триплана Fokker DR.1 времен Первой Мировой войны.
Aérospatiale SA330J Puma немецкой компании HELOG Emergency Response, главным направлением работы которой является тушение пожаров и аварийно-спасательные работы.
Первый серийный газотурбинный вертолет в мире Aerospatiale SE-3130 Alouette II из состава армейской авиации Бундесвера.
Частный Еврокоптер ЕС-120 «Колибри».
Самый тяжелый бундесверовский вертолет CH-53G.
Хорошие фотки, правда? Спасибо Готтфриду!
Вот чем-чем, а «Тексанами»/»Гарвардами» в Европе никого не удивить… 🙂 Хотя?.. Этот North American AT-6 Harvard II, принадлежащий истребительной академии (Air Fighter Academy.HG 10) из немецкого Узедома, построен в 1941 г. И до сих пор летает…
Следующий раритет — Мессершмитт Bf-108 «Тайфун».
Четырехместное «воздушное такси» Fairchild 24W-46 — тоже машина раритетная, ведь впускалась в период 1932 — 1948 гг. Большая часть оставшихся в эксплуатации «двадцатьчетверок» сосредоточена по ту сторону океана, поэтому увидеть ее в Европе — удача!
А как вам этот Ryan Aeronautical ST-A 1939 года?
Пилотажная «шестерка» ВВС Швейцарии «Патрулль Свисс» (Patrouille Suisse) — участник ILA 2008.
Летный экземпляр первого серийного реактивного истребителя Messerschmitt Me.262 «Schwalbe».
Биплан Boeing N2S-5 Kaydet (E75) 1943 г. постройки со специальной рамой для воздушного акробата. До 2005 г. эксплуатировался за океаном, потом перекочевал в Европу. 10 сентября 2011 г. машина потерпела аварию. Пилот остался жив, но биплан был серьезно поврежден и, судя по всему, восстановлению не подлежал. На ILA 2014 (читатели увидят фоторепортаж об этой выставке в середине февраля) немецкая группа «Wing-Walkers» оперировала уже другим «Кадетом».
Пара обзорных кадров, в которые попал De Havilland DH-104 Devon C.2 (крайний справа) 1949 г. выпуска
и частный L-29 «Дельфин» с российской регистрацией 1972 г. выпуска. Количеству исторической техники в летном состоянии можно только позавидовать…
Противопартизанский North American OV-10B Bronco очень популярен в Европе среди коллекционеров. Есть даже ассоциация поклонников этого типа, периодически проводящая слеты владельцев и фанатов. Что же касается этой машины, то теперь она летает в другом обличии, «кося под американского морпеха». 🙂
Экcпозиция Eurocopter: новейший на то время многоцелевой EC-725R2 Caracal
и линейка легких вертолетов, за которыми следовали NH-90 и «Тайгер».
Знакомство с продукцией «Еврокоптера» (ныне — Airbus Helicopters) внезапно прервал проруливающий «Спитфайр». А же говорил, «по раритетам» здесь просто раздолье!.. 🙂
«Тайгер» крупным планом.
Но эта-то машинка, думаю, посерьезнее будет… 🙂 Особенно — ее современные модификации. А снимок какой! Чудо!
«Легковая» авиация на ILA традиционно в почете. Cessna, Piper и другие участники борьбы за кошельки состоятельных граждан не упускают возможность лишний раз продемонстрировать свой товар лицом.
К слову, нередко на ILA можно встретить предложения «б/ушных» машин. Причем, иногда такие раритеты предлагаются, что диву даешься. Вот в 14-м году французский «Бруссард» продавали (но я с собой денег не взял в тот раз 🙂 ). Так что, если кому надо — welcome! 🙂
Eurocopter EC-135T-2.
Ан-26 — самолет обеспечения участия польского МиГ-29А в выставке.
Один из индийских «Дхрувов» крупным планом.
Амфибия Dornier Do-24 ATT. История этой машины поистине удивительна. Разработка 30-х гг. прошлого столетия, она была построена в 1944 г., и до 1971 г. использовалась в качестве поисково-спасательного в Испании. В период с 1979 г. по 1983 г. в самолет попытались вдохнуть вторую жизнь, оснастив ее убирающимся шасси, полностью новым, усиленным крылом и турбовинтовыми двигателями РТ6А. Но коммерческого успеха, судя по всему, эта идея не имела, и самолет был помещен в Немецкий музей в Мюнхене.
Через 20 лет внук творца Do-24 Клода Дорнье — Ирен, выкупил самолет из музея, переправил его на Филиппины, восстановил до летного состояния и отправился на нем в феврале 2004 г. в кругосветное путешествие в качестве пилота. Предварительно получив сертификат летной годности, конечно. Я видел эту удивительную машину в Берлине в 2014 г.
Знаменитая Консолидейтед «Каталина». «Правильное» наименование — Consolidated (Canadian Vickers) PBV-1A Canso A., год постройки — 1944, владелец — Catalina Aircraft Limited, Великобритания. Мы ее еще в полете увидим ниже.
Собственно, к летной программе и переходим. Снимков, к сожалению, немного, но уж что есть. Пожалуй, я от комментариев, по большей части, воздержусь, т.к. львиная доля летающих машин была представлена в статической экспозиции. Исключение сделаем лишь «для новичков».
Многоцелевой «евровертолет» NH-90, «сухопутная» версия.
Обожаю ILA только за то, что бОльшую часть наземной «движухи» можно наблюдать и снимать благодаря близкому расположению мест подготовки к полетам!
За «двадцатьдевятым» — очередь из рулящих бортов. Красота!
Во время полетов «Еврофайтера» посетители выскакивают из павильонов, бросают еду и галопом несутся к полосе посмотреть на него. Самолично наблюдал за этим в 2014-м году.
Вот «Глоубмастера» я на статике почему-то не видел. Вполне возможно, что он демонстрировался только в полете.
И в заключении — обещанная «Каталина».
В целом, впечатления от ILA 2008 самые благоприятные. Несмотря на определенную скученность экспонатов и приличное количество посетителей поснимать эффективно можно было даже в публичные дни. А уж по количеству летающих легенд этот салон, пожалуй, в числе первых. Во всяком случае, на более поздних мероприятиях 12-го и 14-го годов их было реально меньше. И еще раз — огромная благодарность Готтфриду Ауэру за возможность виртуально побывать на ILA-2008!
2 комментария
Игорь Евгеньевич
Спасибо, Антон! Точно, я его в 2014 г. на ILA видел, правда, уже в другом мундире.
Антон
Неопознанная в посте «Дакота» — это Douglas DC-3C D-CXXX, владелец — Air Service Berlin. Самолет разбился вблизи Шёнефельда в июне 2010 г. Все остались живы, но Дуглас потом долго восстанавливали. Восстановили…