5
(5)

Все фото автора.

В ноябре 2021 года мне удалось побывать на авиабазе ВВС Испании Лос-Льянос, расположенной в городе Альбасете, на которой в эти дни проводились очередные трехнедельные курсы подготовки летных экипажей стран – участниц НАТО Tactical Leadership Program (TLP).

Курсы эти, длительностью от 2 до 3 недель, проводятся ежеквартально в течение года, а история их проведения уходит корнями в январь 1978. Тогда, во времена разгара «холодной войны», 6 стран НАТО — Бельгия, Канада, Германия, Великобритания, Нидерланды и США – подписали соглашение о проведении регулярных двухнедельных семинаров, на которых летные экипажи обсуждали бы и формулировали тактику, методы и процедуры НАТО при ведении боевых действий. Говоря русским языком, TLP – это сборы руководящего летного состава стран НАТО для повышения их квалификации и обмена опытом.

Изначально местом проведения курсов был выбран аэродром Фюрстенфельдбрукк (Fürstenfeldbruck) в ФРГ. Через год они перебрались на авиабазу Джевер (Jever) в северной части Германии, где до 1988 года было проведено более 70 таких мероприятий. В марте 1989 года база TLP переехала с немецкого аэродрома на бельгийский Флорен (Florennes). Причиной принятия такого решения стал шум, обусловленный интенсивностью полетов и их незначительно высотой, а также предстоящее размещение на авиабазе Джевер принятых на вооружение истребителей Торнадо. На решение о переносе повлияла и крупная катастрофа на немецкой авиабазе Рамштайн 28 августа 1988 года во время выступления итальянской пилотажной группы Frecce Tricolori на авиашоу и вызванный этим негативный общественный резонанс в стране.

До 2009 года курсы проводились в Бельгии, однако, оставлявшие желать лучшего погодные условия аэродрома, а также общая загрузка авиабазы собственным траффиком повлияли на дальнейшее решение об очередной смене места проведения TLP. На сей раз выбор пал на авиабазу ВВС Испании Лос-Льянос, расположенная в аэропорту города Альбасете. Несмотря на название, это на самом деле военный аэродром с параллельным обеспечением незначительного трафика гражданских чартеров. К этому же времени состав участников программы TLP расширился за счет присоединения к ней Дании, Греции, Франции, Италии. И Испании, благодаря чему стал возможным перенос базы проведения курсов в эту страну.

В ходе поездки удалось застать два дня полетов. По счастливому стечению обстоятельств погода была отличной, а полетная программа – достаточно активной. Замечу, что программа курсов имеет свой официальный сайт, где можно посмотреть график, с днями теоретической подготовки и непосредственно самих полетов.  

В этот раз занятия проводились с участием автатехники ВВС Греции, Италии, Франции, Испании, Германии, а также авиации ВМС Италии и Испании. Греческие ВВС были представлены истребителями F-16 из состава эскадрильи 330 Mira авиабазы Альмирос.


Италия направила истребители Eurofighter F-2000A 12-й и 132-й эскадрилий,


а также 2 палубных штурмовика AV-8B Harrier II.


Участие палубных штурмовиков Harrier было приятным моментом. Причем, не «местных» испанских «Матадоров», а именно самолетов ВМС Италии с авиабазы в г. Таранто, базирующихся на авианосце Giuseppe Garibaldi. К слову, из 18 итальянских «Харриеров» первые 5 (из них 2 тренировочных TAV) производства McDonnell Douglas, поставлены из США, остальные собраны итальянской фирмой Alenia Aeronautica из американских комплектующих. В полетах участвовали два «Харриера», причем, один из них, с бортовым номером 05 и регистрационным MM7201 – американской сборки, имевший первоначальную регистрацию 164565. В настоящее время осуществляется постепенная замена имеющихся AV-8B Harrier II современными F-35B Lightning II.

Однако продолжим просмотр участников мероприятия.

От ВВС Франции – истребители Mirage 2000-5F и Mirage 2000D.


Принимающая испанская сторона задействовала истребители EF-18M Hornet.


Экипажи ВВС Германии были, пожалуй, наиболее многочисленными и выступали на Eurofighter F-2000A и Tornado в модификациях IDS и ECR.


Также среди участников были и вертолеты: многоцелевой NH90TTH ВВС Испании и противолодочный SH-60B Block I (SH-60F) Sea Hawk испанских ВМС.


В качестве авиации вспомогательного характера использовался транспортный самолет ВВС Испании CASA CN235M 353-й эскадрильи с авиабазы Гетафе (Мадрид).

В качестве буксировщика мишеней и самолета постановки помех — Learjet 35A частной немецкой компании GFD GmbH, выполняющей задачи по обеспечению летной и тактической подготовки экипажей в интересах ВВС.  

Полеты выполнялись в течение всего дня и были совмещены с ежедневной летной подготовкой штатных подразделений авиабазы. Присутствие почти на каждом самолете контейнерной станции целеуказания AN/AAQ-28(V) Litening позволяет предположить, что в ходе сборов летчики отрабатывали приемы уничтожения наземных целей. А одновременные полеты противорадиолокационных Tornado ECR и самолетов РЭБ на базе Learjet 35A — что эти упражнения предполагают широкое противодействие ПВО противника.

Что же касается возможностей съемки полетов, на саму базу допускают только аккредитованных журналистов. Но, как это присуще многим европейским аэродромам, к «подзаборингу» здесь относятся лояльно, с пониманием. Так, в первый день сборов у забора собралось человек 30 споттеров. Ко второму дню количество «страждущих», как минимум, удвоилось, причем, присутствовали уже и зарубежные (по отношению к Испании) гости.  

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 5

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?