5
(6)

Советские трофеи Великой Отечественной
на испытаниях в НИИ ВВС

В первые месяцы войны, когда Красная Армия, неся огромные потери, отходила вглубь страны, глубоко заниматься изучением трофеев не представлялось возможным. Тем более — восстанавливать самолеты и проводить их летные испытания. Лишь в августе военные приступили к обследованию образцов немецкой техники, упавшей на нашей территории. Среди этих машин оказались два Ju88А1 в варианте разведчика (№ 5136, выпущенный в августе 1940 г. и второй без номера, изготовленный в том же году), Hе111 № 3830, выпущенный в ноябре 1940 г., Dо215 № 0068, построенный в 1940 г., Bf110, выпущенный в июне 1941 г. и Bf109F-1 №8941, сданный заказчику в 1941 г.

Первый «живой» Bf109F № 9209 попал в руки советских специалистов в феврале 1942 года, когда на аэродроме Тушино в Москве он совершил вынужденную посадку. К тому времени уже работали трофейные команды, охотившиеся не только за новинками немецкого авиапрома, но и за алюминием, которого катастрофически не хватало стране.

В качестве примера приведу выписки из дела НИИ ВВС «По самолетномоторному парку чкаловской авиагруппы» за 1943 г.:
1. В 1943 г. 2 января в НИИ ВВС со Сталинградского фронта прибыл первый Ме-109G-2 № 13903 с мотором ДБ-605А/1 № 26-114. Самолет поступил в 3-й отдел института.
2. Ме-109 № 2737 с мотором ДБ-601а № 311002А 4 января 1943 года (видимо, поступил в институт в 1942 г.) убыл в Военно-морское училище ст. Борское.
3. Мотор БМВ-801А № 831 убыл 1 февраля 1943 года из испытательной станции МТ (отдел моторов и топлив) в ЦИАМ.
4. Самолет «Готта» № 145 с мотором «Аргус» убыл из 3 отдел в АЭГ
5. Самолет Ме-110 № 3127 с моторами ДБ-601 № 53153 и 62984 3-го отдела сдан Липецким авиационным курсам 30 января 1943 года.
6. Самолет-макет «Хейнкель-100» № 3016 с мотором ДБ-601 № 10150 3 отдела сдан ВВС КА 25 января 1943 года.
7. 3 марта 1943 года Самолет «Хейнкель-111» № 7322 с моторами ЮМО прибыл со Сталинградского фронта в 3 отдел.
8. Приказ № 071ф от 19 марта 1943 года. Ме-109G-2 № 14513 с мотором ДБ-605А/1 № 26416 прибыл с аэродрома Б.Рассошка в 3 отдел.
9. 1 Приказ № 071ф от 9 марта 1943 года. Самолет ФВ-200 № 0046 с 4-мя моторами «Брамо» № 2833, 2508, 2714, 3657 прибыл с аэродрома Б.Рассошка в 3 отдел.
10. Приказ № 071ф от 19 марта 1943 года. Самолет ФВ-189 № 2341 с моторами «Аргус-410» № 3840, 3781 прибыл с аэродрома Б.Рассошка в 3 отдел.
11. Приказ № 071ф от 19 марта 1943 года. Ме-109-312Е № 2614 с мотором ДБ-605А прибыл с аэродрома Б.Рассошка в 4 отдел.
12. Приказ № 071ф от 19 марта 1943 года. Ме-109Ф № 12913 с мотором ДБ-605-Н-1 №66705 убыл из 4 отдела в 1-й авиакорпус.
13. Приказ № 079ф от 22 марта 1943 года. Самолет ФВ-190 № 2310 с мотором БМВ-801 прибыл с летно-испытательной станции авиарембазы № 1 в 3-й отдел.
14. Приказ от 23 марта 1943 года. Самолет УТИ-17 № 29 с мотором «Вальтер-Можор» № 19060 убыл из 3-го отдела в Борисоглебскую авиашколу 12 марта 1943 г. (Основание – наряд УТС ВВС КА № 405332 от 29 декабря 1942 г.)
15. Приказ № 088ф от 30 марта 1943 года. Самолет «Фокке-Вульф» Fw48C № WC КС-3548 с двумя моторами «Аргус» № 4.451299, 451313 прибыл в ГОСС из Кольцово.
16. Приказ № 096ф от 08 апреля 1943 года. Самолет «Хейнкель-111» № 4983 с моторами ЮМО № РМВ 211F-1-1899, MMW 211F-1-2675 прибыл с аэродрома Б.Рассошка в 3 отдел.
17. Приказ № 096ф от 08 апреля 1943 года. Самолет Ме-109G-2 № 13714 с мотором ДБ-605А/1 № 25854 прибыл с аэродрома Б.Рассошка в 3 отдел.
18. Приказ № 096ф от 08 апреля 1943 года. Самолет «Фокке-Вульф» № 3548 с двумя моторами «Аргус» № 4.451299, 451313 убыл в НИИ Спецслужб.
19. Приказ № 04 от 10 апреля 1943 года (филиал НИИ ВВС в Кольцово). Самолет «Фокке-Вульф» № 3548 с двумя моторами «Аргус» № 4.451299, 451313 убыл в Чкаловскую 23 марта 1943 г.
20. На 1 апреля 1943 года в филиале НИИ ВВС в Кольцово находился самолет «Бюккер» № 1663 с мотором «Хирт».
20а. На 1 мая 1943 года в филиале НИИ ВВС в Кольцово находились самолеты Ме-108 № 2289 с мотором «Аргус», «Аист» с мотором «Аргус» и учебный «Бюккер» № 1664 с мотором «Хирт» № 4121938.
21. Приказ № 0151 от 13 мая 1943 года. Самолет «Хейнкель-111» № 4983 с моторами ЮМО № РМ-В 2НБ 1/1899, 2675 убыл 8 мая 1943 года в Москву на Центральную трофейную выставку.
22. Приказ № 0151 от 13 мая 1943 года. Самолет Ме-109G-2 № 13714 с мотором № 2675 убыл 8 мая 1943 года из 3 отдела в Москву на Центральную трофейную выставку.
23. Самолет «Фокке-Вульф» Fw48C № 3547 согласно наряда № 574650 наряжен ВВС ВМФ в соответствии с вашим письмом № Ф/0130 от 9 февраля 1943 г. Самолет не передали ВВС ВМФ поскольку наряд был просрочен.
24. Приказ № 0164 от 27 мая 1943 года. Мотор БМВ-9-801А № 30828 прибыл 11 мая в авиамастерские ГОМТ.
25. Приказ № 0164 от 27 мая 1943 года. Мотор «Аргус» № 2193 прибыл 11 мая в авиамастерские ГОМТ.
26. Приказ № 0164 от 27 мая 1943 года. Мотор ДБ-605 № 25820 прибыл 11 мая в авиамастерские ГОМТ.
27. Приказ № 0164 от 27 мая 1943 года. Мотор ДБ-601-Н № 25733 прибыл 11 мая в 4-й отдел.
28. Приказ № 0164 от 27 мая 1943 года. Ме-109G-2 № 2614 с мотором ДБ-605А/1 № 25733 убыл 8 мая 1943 года из 4 отдела в Москву на Центральную трофейную выставку.
29. Приказ № 0169 от 02 июня 1943 года. ФВ-200 № 0046 с 4-мя моторами «Брамо» № 2833, 2508, 2714, 3657 убыл 20 мая 1943 года из 4 отдела в Москву на Центральную трофейную выставку.
30. Приказ № 0169 от 02 июня 1943 года. ФВ-189 № 2341 с моторами «Аргус 410» № 3781, 3840 убыл 20 мая 1943 года из 4 отдела в Москву на Центральную трофейную выставку.
31. Приказ № 0169 от 02 июня 1943 года. Мотор ЮМО № 3730 убыл из авиамастерских в Москву на Центральную трофейную выставку.
32. Приказ № 0169 от 02 июня 1943 года. Мотор «Аргус» № 2193 убыл из авиамастерских в Москву на Центральную трофейную выставку.
33. Приказ № 0169 от 02 июня 1943 года. Мотор ДБ-605 № 25820 убыл из авиамастерских в Москву на Центральную трофейную выставку.
33. Приказ № 0169 от 02 июня 1943 года. Мотор ДБ-605А/1 № 35383 убыл из авиамастерских в Москву на Центральную трофейную выставку.
34. Приказ № 0177 от 07 июня 1943 года. Ме-109G-2 № 10457 с мотором ДБ-605А/1 № 36056 прибыл 25 мая в 4отдел с аэродрома Б.Рассошка в 3 отдел.
35. Приказ № 0177 от 07 июня 1943 года. Мотор ДБ-601Е № 25017 прибыл 26 мая в 4-й отдел со склада АСН.
35. Приказ № 04 по 4-му отделу от 08 июня 1943 года. Ме-109G-2 № 10457 с мотором ДБ-605Е № 25017 исключить из самолетно-моторного парка отдела, как убывший в Музей трофейного оружия.
36. Приказ № 07 по 4-му отделу от 15 июня 1943 года. Зачислить в состав самолетно-моторного парка отдела с 15 июня Хейнкель-111» № 4983 с моторами ЮМО 211Г-1 № Г-1 2165, Г-12787, поступивший из 3-го отдела.
37. Приказ № 05 по 3-му отделу от 15 июня 1943 года. Самолет Ю-87 № 2754 с моторами ЮМО 211 № MZK/6622 прибыл 13 июня 1943 года из С.В.П.Ш. ВДВ.
38. Приказ № 044 по 3-му отделу от 22 июня 1943 года. Хейнкель-111» № 4983 с моторами ЮМО MMW № 1/2165, 1/2787, убыл 15 июня в 4 отдел.
39. Приказ № 058 по 3-му отделу от 18 июля 1943 года. Ме-108 № 2289 с мотором «Аргус-10» № 4451511 прибыл из Кольцово 16 июля 1943 г. Исключить с учета филиала НИИ ВВС Ме-108 № 2289 с мотором «Аргус-10» № 445154, убывший 10 июля в Чкаловскую.
40. Приказ № 017 по 4-му отделу от 11 августа 1943 года. Ме-109G-4 № 14940 с мотором ДБ-605А/1 № 79652, прибывший из 17-й ВА ст. Ольшаны, зачислить в состав самолетно-моторного парка отдела с 8 августа.
41. Приказ № 062 по 3-му отделу от 14 августа 1943 года. Ме-109G-4 № 19968 с мотором ДБ-605А/1 № 27943, прибывший 7 августа с борисоглебского направления.
42. Приказ № 015 по 4-му отделу от 5 августа 1943 года. Зачислить в состав самолетно-моторного парка отдела с 2 августа Ме-109G-4 № 19547 с мотором ДБ-605А/1 № 36782, прибывший из 17-й ВА.
43. Приказ № 070 по 3 отделу от 15 августа 1943 года. Ме-109G-2 № 14513 с мотором ДБ-605А/1 № 25854 исключить из состава самолетно-моторного парка отдела.
44. Приказ № 0114 по ГОМТ от 25 августа 1943 года. Ме-109G-2 № 14513 с мотором ДБ-605А/1 № 25854 принять в опытную эскадрилью ГОМТ.
45. Приказ № 021 по 4-му отделу от 31 августа 1943 года. Исключить из состава самолетно-моторного парка отдела Хейнкель-111» № 4983 с моторами ЮМО 211Г1 № 2432, 1895, убывший в 132-й ап.
46. Приказ № 0133 по ГОМТ от 14 сентября 1943 года. Ме-109G-2 № 14513 с мотором ДБ-605А/1 № 26733, сданный на завод № 21, списать с опытной эскадрильи ГОМТ.
47. Приказ № 074 по 3 отделу от 8 августа 1943 года. Зачислить в состав самолетно-моторного парка отдела ФВ-190 № 1154 с мотором БМВ № 20284Д, поступивший с опытного завода 24 августа.
48. Приказ № 074 по 3 отделу от 8 августа 1943 года. Исключить из состава самолетно-моторного парка отдела ФВ-190 № 2310, убывшего в 16 августа в БНТ ЦАГИ.
48. Приказ № 080 по 3 отделу от 1 сентября 1943 года. Исключить из состава самолетно-моторного парка отдела ФВ-190 № 1154, убывшего в 16 сентября в 4-й отдел.
49. Приказ № 0137 по ГОМТ от 22 сентября 1943 года. Мотор ДБ-605А/1 № 25854, поступивший их ОЭ ГОМТ принять в авиамастерские.
50. Приказ № 028 по 4-му отделу от 30 сентября 1943 года. Зачислить в состав самолетно-моторного парка отдела ФВ-190 № 1154 с мотором БМВ № 20284Д-2, прибывший из 3 отдела.
51. Приказ № 080 по 3 отделу от 16 сентября 1943 года. Ме-109G-4 № 14952 с мотором ДБ-605АТ № 80219, поступивший 7 сентября зачислить в состав самолетно-моторного парка отдела.
52. Приказ № 099 по 3 отделу от 13 ноября 1943 года. Самолет Ю-87 № 2754 с моторами ЮМО 211 убыл 12 ноября в Москву в БНТ.
53. Приказ № 0100 по 3 отделу от 25 ноября 1943 года. Ме-109G-4 № 14952 с мотором ДБ-605А № 27943, убывший из отдела 2 ноября на Опытный завод.
Этот перечень постоянно повторялся до середины 1945 г. Но начну с малоизвестных фото.

Не111

Этот бомбардировщик впервые обследовали и испытали советские специалисты в 1939 г. Спустя четыре года в НИИ ВВС с аэродрома Б.Рассошка поступил самолет № 4983 с моторами ЮМО № РМВ 211F-1-1899, MMW 211F-1-2675.
Машину испытывали четыре месяца и, похоже, двигатели выработали свой моторесурс. Поэтому 31 августа самолет передали в 132-й авиаполк, уже с другими моторами (№№ 2432 и 1895) . С какой целью это сделали — неизвестно. По сведениям из интернета, в мае 1943 г. полк вывели в тыл, и к боевой работе он приступил 6 июня следующего года на Карельском перешейке.


Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 6

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?