5
(3)

Этот день начался с осмотра статической экспозиции.
Статическая экспозиция состояла на 95% из авиатехники, принимающей участие в маневрах «Тайгермит», и львиную долю этих аппаратов читатели видели в двух предыдущих репортажах. И все-таки, я думаю, стоит бегло взглянуть на эти машины еще раз вблизи и рассмотреть многочисленных тигров в виде бортовой живописи и игрушек.

На английской «Пуме», помимо полосатых боков,

в носовой части нарисована вот такая тигриная морда. Ишь ты, какой!..

А в кабине, вдобавок, затаился еще и почти «полноразмерный» зверюга. Страшно!.. 🙂

А «чужому» Ми-24 нет нужды запугивать тигриным оскалом. У него свой собственный покруче будет…

Этот англо-итальянский вертолет Augusta-Westland EH-101 Merlin (теперь он называется AW101) «попался» в мой объектив впервые. Собственно, задачей №1 при посещении статической экспозиции и был его осмотр. Но полноценного знакомства, как видите, не получилось. Кабина была зачехлена, и расчехлять его ребята-механики как-то не торопились. Жаль, очень хотелось его рассмотреть поподробнее. Но, может быть, на обратном пути повезет? (Знал бы я тогда, когда буду возвращаться…)
Merlin HM Mk.2 (английское название) — вертолет довольно крупный (взлетная масса под 16 тонн), размерами и формой фюзеляжа напоминает Ми-38, только хвостовая балка существенно короче. Эта машина принадлежит 814-й эскадрилье морской авиации Королевских ВМС Великобритании, которая выполняет, в основном, противолодочные задачи. Подразделение является полноценным участником «тигриного клуба» с 1979 г.

Носовой обтекатель украшала (если такую рожу можно назвать украшением) морда «британского вислоухого» тигра с крыльями. Из зубов у бедняги остались только клыки, да и те, как видно, существенно поизносились. В общем, чудище еще то… 🙂

В экспозиции были представлены еще пара вертолетов, но мы на них взглянем позже. Переходим к самолетной линейке. В кабину швейцарского F-18C пускали всех желающих, и очередь там образовалась довольно внушительная. А это как раз тот редкий момент, когда очередной посетитель занял место в кабине, и истребитель можно было заснять с минимальным вхождением в кадр людей (непростая задача на такого рода мероприятиях).

Итальянский «тигр».

Швейцарский тигр — красавец! А техсостав своими комбинезонами почему-то напоминает мне трактористов. Или комбайнеров 🙂

Бьём по хвостам! 🙂

Продолжение «тигроряда».

Поляки выставили арсенал средств поражения, которыми может вооружаться их F-16. Крайняя слева — современнейшая тактическая крылатая ракета AGM-158 JASSM, принятая на вооружение совсем недавно, в 2009 г.

А в кабине польского истребителя притаился игрушечный хищник.

В бельгийской машине, в кабине инструктора — вот такой симпатяга! Жарко голубчику… 🙂

Вот такая очередь за пивом в кабину швейцарского самолета. Правда, в сравнении с тем, что творилось на входе в «летающий радар» E-3 AWACS, это — семечки!..

У этого «Торнадо» ECR из 51-го тактического авиакрыла Люфтваффе, носящего имя немецкого аса I Мировой войны М. Иммельмана, я задержался: никак не удавалось прилично скомпоновать кадр. И пока шел процесс «и так, и этак», ко мне подошел техник этого самолета. «Это мы за два дня самолет раскрасили, сами! Понимаете, у нас пантера на эмблеме, а тут надо было как-то с тигром увязать картинку. И только 48 часов». Ну как? — как бы вопрошал его взгляд. «Да здорово! Просто отлично! Настоящие художники»! — «Правда?! (Парень расцвел.) Ну, может быть, не совсем аккуратно: вот там подтеки небольшие, видите? Но мы очень торопились. И по мне — лучше так, чем вон те (и он указал рукой в сторону одного из «Еврофайтеров») фолией обклеили самолет, и рады. А где же творчество?»
А они и вправду молодцы! Ведь, помимо самолета, надо было еще чехлы соответствующие подготовить, баки покрасить — много работы, в целом. И то, что ребята справились почти на «отлично», делает им честь. Мало того, их «картина» выдержала еще испытание горячими газами от реверса тяги, которыми интенсивно обдувается киль.
И еще наш новый знакомый сообщил, что они будут улетать отсюда вечером, т.к. завтра учения продолжатся. Следовательно, если раньше не выгонят, есть шанс заснять уход всей техники после окончания авиашоу. Класс!

Австрийский тигр — симпатяга!

Это вот как раз та очередь в «летающий радар», о которой я говорил чуть выше.

А слева от АВАКСа как раз позиция, на которой готовится вся авиатехника, участвующая в летном показе (за исключением истребителей, взлетающих с военного аэродрома в Кшесинах). И МиГ-29 — гвоздь сегодняшнего дня — тоже здесь. Следовательно, со споттерской площадки мы сможет наблюдать (и снимать, естественно) запуск, руление, взлет (под вопросом из-за марева) и возвращение на стоянку.  А если еще прилипнуть к забору, чтобы было поближе?..

Да тут еще и площадка рядом, с которой работают санитарные вертолеты! Это мы удачно зашли, что и говорить!

Самолеты на площадке довольно близко, и свет хорошо падает. Есть шанс получить хорошие кадры здесь! Единственный недостаток этого места — практически невозможно снимать технику в воздухе из-за яркого контрового света. Ну и ладно! Вчерашних кадров будет вполне достаточно.
Ребята убирают в ангар после выступления XtremeAir XA 41 Артура Киляка. Ладная машинка!

Перед публикой развернут лагерь чешской группы «Птеродактиль флайт» (зрителей, как видите, очень много).

Вот их «кайзеровский «Фоккер»» поближе. Это реплика самолета, на котором летал немецкий ас Первой мировой Манфред фон Рихтгофен по прозвищу «Красный барон», сбивший в воздушных боях 80 машин.

Рядом — лагерь «противоборствующих сторон» с репликами  Royal Aircraft Factory S.E.5 (который биплан) и Morane-Saulnier MS-185 (дальний).

У «немцев» в распоряжении был даже такой грузовичок.

Еще один Fokker Dr. I от «Птеродактиль флайт».

На старт порулил Як-3У (который на самом деле Як-11).

А МиГ-29 «ожил»: на предполетную подготовку прибыл техсостав.

Чешский Ми-24В, «располосованный» тигриными когтями.

Помимо авиации, в статической экспозиции демонстрировалась и техника войсковой ПВО, вся сплошь советского производства. А КДП в аэропорту Познани красивый, надо заметить.

«Желазный» Zlin Z-50 на фоне рейсового лайнера а/к Enter.

Агата на своей «сольной» «Экстре» 330.

Гирокоптеры в этот день участвовали в третьем блоке.

Е-3А завершает свое участие в авиашоу и направляется на противоположную сторону аэродрома, где его будут готовить к завтрашнему участию в учениях.


Периодически перед публикой (но вне программы) эффектно летал этот Eurocopter EC-130. Полагаю, в рекламных целях.

Агата рулит на старт для выполнения своей красивой показательной программы.


«Двадцать девятый» снова переставляют (перед этим его отбуксировали вглубь, чтобы протащить «АВАКС»). Вот какие шикарные у поляков тягачи — Ford F-350.

«Спитфайр» на фоне МиГ-29 — история и современность…

Второе и четвертое поколения истребителей ОКБ Микояна вместе!

Состояние построек в этой части аэродрома таково, что, если бы не отпаркованный слева современный тягач, фото вполне сошло бы за историческое. 🙂

А «Искра» как будто «выплывает из тумана». У меня ассоциация со снимками американских истребителей, которые, окутанные паром от катапульты, готовятся к старту с авианосца. Эх, немного бы поближе, чтобы резкость получше была…

УТИ МиГ-15 на посадке.

«Искра» на фоне терминала аэропорта Познани.

МиГ-29 завершал в этот день летную программу авиашоу.

Летал красиво!. Как обычно…


Ух ты! «Чужого» буксируют для последующего отлета. Сейчас рассмотрим его получше.

Красавец!

К вылету он готовился недолго, и вот уже зависает над рулежной дорожкой.

Пожарная машина на базе L200 — как игрушка!

Эффектный вираж, и Ми-24 покидает авиашоу. До новых встреч!

О,  а у МиГа, похоже, отказ. Меняют какой-то блок в правом наплыве.

Поле довольно быстро опустело, уходят последние. Причем, фототехнику никто не убирает, втайне надеясь на «внезапные» кадры. А вдруг?
Но мы решили держаться до последнего, несмотря на неоднократные предложения секьюрити покинуть территорию. Мы кивали головами, но продолжали съемку. В итоге, товарищ сдался, и нас оставили в покое.

Мы сосредоточились на отбывающих. Вот готовится и уходит группа «Желазны».

Zlin-526 не летал, а был выставлен на статической экспозиции. Это как раз буксировщик планера группы (которого не было на авиашоу).

Красивый групповой взлет!


Улетают и гости.

МиГ-29 запускают, но — увы… Неисправность, похоже, не устранена, и ребята снова что-то меняют.

Тем временем на отлет уходит швейцарская машина.

Следом — польский F-16C.

Итальянский «Еврофайтер» тоже покидает площадку.

Они в паре с немцем уходят.

Красиво выкатились на полосу, но взлетали по-одному.

А вот как на полосе оказался австрийский самолет, мы и не заметили. В грохоте форсажа «Еврофайтеров» немудрено.

«Грипены» продвигаются на старт — чешский и венгерский.

А над «двадцать девятым» все колдуют техники.

Бывшие «братья по оружию» красиво взлетают парой.

А, вот и наш «старый знакомый» уходит.

Нет, не уходит… Разворот на полосе — и обратно на позицию подготовки.

Похоже, тоже что-то отказало.

Как-то затянулась подготовка  и испанской машины. Техники колдовали над ней подозрительно долго. Вполне возможно — тоже неисправность.

Наконец-то, «вылечили» польскую машину, и она по рулежке покатила в начало полосы.

Взлетал МиГ-29 уже на фоне вечернего неба в свете заходящего солнца.

Поскольку взлет немецкого «Торнадо» и испанского «Тайфуна» в ближайшее время не просматривался, мы решили, от греха подальше, покинуть споттерскую платформу и потихоньку продвигаться к выходу. Оказалось — очень опрометчивое решение, ибо через несколько минут на полосу Лавицы приземлился вот такой красавец с американской регистрацией.

Это грузовой самолет MDD MD-11F — редкая, по нынешним временам, птица на европейских просторах.

Итальянский Augusta-Bell  AB.212 21-й эскадрильи в лучах закатного солнышка.

Французский SA-342 «Газелль» зачехлен «по полной программе». Но хвостовая балка красива!

К моменту выруливания оставшихся двух машин мы подобрались вплотную к рулежной дорожке. «Торнадо» пошел первым.

А через некоторое время за ним последовал и испанский Еврофайтер.


Солнышко опустилось почти за горизонт, освещая, в основном уже, только киль.

Да, ради таких кадров, и с таким освещением, стоило оставаться после основной программы…

Автобусы-шаттлы, конечно, уже не ходили, а попытки воспользоваться услугами такси не увенчались успехом (в городе, как нам объяснили, не оказалось свободных машин). Ну и ладно! Что такое почти 5 км в темноте по незнакомой местности, если ты получил такие кадры?! Ерунда какая 🙂

В целом же, три дня в Познани были насыщенными и интересными. Если не принимать во внимание небольшие накладки по части организации, то и вообще — здорово! Замечательная погода, шикарная техника, хорошая летная программа. А что еще нужно для полного счастья?

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 3

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?