4.3
(7)

С 14 по 25 мая в Польше проходили ежегодные летно-тактические учения авиации НАТО с громким названием Tiger Meet (для тех, кто в школе изучал немецкий — «Встреча тигров»). История этих маневров, равно как и самих подразделений «Тигров», уходит корнями в 60-е годы прошлого столетия. А началась она 19 июля 1961 г. со встречи по обмену опытом личного состава трех подразделений — 79-й тактической эскадрильи из состава ВВС США в Европе, 74-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании и эскадрона 1/12 «Прованс» ВВС Франции. Инициатором «обмена опытом» выступил французский Министр обороны Пьер Мессмер.
В следующем, 1962 году, состав участников значительно расширился, они представляли уже 8 подразделений ВВС европейских стран. И с каждым следующим годом количество участвовавших во встречах «Тигров» возрастало, а «обмен опытом» из социальной сферы (приемы, банкеты и т.д.) все больше перекочевывал в сторону вопросов взаимодействия разнородных сил и отработки слаженности. В последние годы к  «тиграм» примкнули и некоторые вертолетные эскадрильи. Этим «вступлением в ряды» как бы подчеркивается важная роль вертолетчиков в выполнении многих тактических задач.
На сегодняшний день действительными членами ассоциации «Тигров» являются 24 эскадрильи из 18 государств — участников Североатлантического альянса. Еще с десяток подразделений имеют статус «почетных членов». Внешними отличительными особенностями эскадрилий — членов ассоциации является необычная «тигриная» окраска авиатехники (одной или нескольких машин) и (или) некоторых их частей (киль, подвесные баки). «Горшки» защитные шлемы пилотов и техников тоже часто стилизованы. Не остается в стороне и различная мелочевка: защитные кожухи на датчики, чехлы и накидки на кресла.
Учения, как правило, проводятся на одном из аэродромов базирования «Тигров» и считаются довольно интенсивными: за 2 недели выполняется около 800 самолето-вылетов на выполнение различных учебно-боевых задач. Одним из аспектов, отрабатываемых в ходе маневров, является, казалось бы, совершенно второстепенный вопрос взаимодействия с общественностью. То, что и у них, и теперь — у нас, называется PR (public relations). В один из летных дней на аэродром приглашаются авиафотографы-споттеры, которым предоставляется возможность снимать происходящее на свою фото- и видеоаппаратуру.
В этом году принимающей стороной стала 6-я истребительная эскадрилья ВВС Польши (истребители F-16C/D), местом дислокации которой служит 31-я база тактической авиации на аэродроме Познань-Кщесины. Вот туда-то и собрались 18 мая все эти ребята с огромными ( и не очень) фоторюкзаками, треногами, стремянками и пр. споттерскими атрибутами для съемки.

Попасть на это мероприятие оказалось делом не очень простым. Билеты (30 евро) стали продаваться где-то в середине февраля, и к 30 марта уже закончились. Но и после покупки билетов не было полной уверенности, т.к. польские спецслужбы должны были проверить каждого, и лишь после одобрения организаторы присылали билеты. Тянули до последнего, причем, даже не отвечая на запросы по эл. почте. Многие коллеги уже волноваться начали. К слову, организация мероприятия оказалась абсолютно не на высоте. Тем более удивительно, что поляки имеют многолетний опыт проведения совершенно замечательных авиашоу в Радоме, который в Познани оказался совершенно невостребованным.
Регистрация участников и выдача бейджиков должна была начаться с 7 утра, но реально началась часом позже. С учетом того, что многие приехали задолго до семи утра (чтобы оказаться в первых рядах и выбрать наиболее удобное место для съемки), ожидание и регистрация затянулись. Но, не прошло и пары часов, как почти все были переброшены автобусами на аэродром, где и выстроились вот такими плотными рядами вдоль ограждения.

К всеобщему огорчению, нас поставили в линейку против солнца и на достаточно почтенном расстоянии от полосы. Позиции подготовки авиатехники находились еще дальше, и о съемке аэродромной «движухи» можно было даже не мечтать. Тем обиднее было наблюдать за весьма многочисленной группой польских «коллег по цеху», находившихся в гораздо более выгодном положении «с солнцем за спиной» и в непосредственной близости от самолетов. Забегая вперед, скажу, что от провальной (с точки зрения освещения) съемки нашу дружную компанию из семисот с лишним человек спасла только облачность. Вступление окончено, перехожу к собственно репортажу.
Итак, на ближней позиции базировались венгерские и чешские «Тигры» на истребителях SAAB JAS-39C/D Gripen шведского производства.

Дальнюю, весьма внушительную по размерам стоянку оккупировали многочисленные «Еврофайтеры», французские «Рафали», «Торнадо» из ФРГ и швейцарские F/A-18 «Хорнет». Не волнуйтесь, мы их всех рассмотрим ближе, и не раз. Это общие виды, так сказать.

Очень серьезная «вышка», полагаю, вместе со штабом, учебными классами и пр. инфраструктурой. Чтоб далеко не ходить 🙂 Не смог найти информацию, но архитектура построек очень напоминает немецкие аэродромы. 
«Летную программу», еще до официального начала, открыли военно-транспортные машины. PZL М28B Bryza польских ВВС стала «первой ласточкой».

Следом за ней приземлился чешский Let L-410UVP E-20.

И еще один польский «транспортник» — CASA C295M. На заднем плане хорошо просматривается предполетная подготовка итальянских «Тайфунов».

И вот «действо» началось! Первым в небо уходит самолет спецназначения на базе бизнес-джета Gates Learjet 36A. Частная немецкая компания GFD — владелец этой и еще дюжины аналогичных машин — обеспечивает создание мишенной обстановки в интересах военных. Кроме того, фирма выполняет еще ряд исследовательских задач. В настоящих учениях были задействованы два таких самолета.

За «Лирджетом» стали один за другим выруливать венгерские «Гриппены», а с другой стороны за ними уже выстраивались швейцарские «Шершни».

Интересно, что ничто в венгерских машинах не выдавало их принадлежность к «Тиграм»,

разве что шлем этого пилота. Шифруются 🙂

Аэродром «ожил», зазвучав мощным раскатистым громом взлетающих на форсаже истребителей.

За «Грипенами» последовала пара швейцарских «Хорнетов», тоже ничем особым не выделявшихся. Несмотря на достаточно прохладное утро, от бетона уже шло вполне ощутимое марево.

Впрочем, когда самолеты подруливали поближе, снимки получались достаточно резкими. Чему собравшиеся были искренне рады 🙂

Ну, до отрыва с нашего места было, конечно, далековато, и ни о каком качестве можно было и не думать.  А мы и не думали, снимали просто 🙂 Красиво же, правда?

Ух ты! Целое звено французских корабельных истребителей Dassault Rafale M рулит на старт. В прошлом году они принимали Tiger Meet у себя в Ландивизио (это в Бретани). Добраться туда было крайне проблематично…

Вырулили они эффектно, и народ, затаив дыхание, уже предвкушал взлет звеном или хотя бы парами. Но, увы…

«Рафали» взлетали по-одному.

К «взлетному конвейеру» подключаются немецкие «Еврофайтеры» (тот серо-голубой, на дальнем плане)

На полосу выплывают итальянские «Тайфуны». Ура! Первый «расписной»! ВВС Италии представляло звено из состава 12-й истребительной группы (аналог нашей эскадрильи по составу), «Тигры» аж с 1972 г.

За итальянцами на аналогичных истребителях следуют немецкие пилоты. 74-я тактическая эскадрилья — относительные новички на «Тайгермите»: статус полноправного члена был им присвоен только в 2012 г.


Двухместная «спарка» несколько разбавила однообразие «модельного ряда». Уже видно, что следом подтягиваются самолеты радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и подавления ПВО Panavia Tornado ECR.


Вот еще один «расписной»! В этой ливрее он присутствовал и на Берлинском авиасалоне ILA в этом году.

Ух, настоящий красавец, этот «Торнадо»! Очень оригинальный окрас. Мы еще его увидим в ходе этого и следующих репортажей и даже узнаем историю его «росписи» от техника этого самолета.

В учениях были задействованы три «Торнадо» ECR из состава 51-й тактической эскадрильи Люфтваффе (аэр. Шлезвиг-Ягель).


Самолеты уходили в воздух по-одному, оглашая окрестности вполне ощутимым грохотом форсажа. Красота!

Наступил черед истребителей F-16. Первыми «в дело» пошли три бельгийских машины из состава 31-й эскадрильи ВВС. Старожилы «Тайгермита», участвуют в этих учениях аж с 1962 г.

Помимо эмблемы «Tigers» на килях у двух других F-16, киль лидера был красиво раскрашен «под тигра».

Замечу, что почти все истребители были вооружены ракетами класса «воздух-воздух» и снаряжены подвесными топливными баками.

Вот здесь можно увидеть на киле «тигриный» логотип (правда, плохо 🙂 ). Ну ничего, на посадке получше рассмотрим.

За бельгийцами следовали голландцы на аналогичных машинах. 313-я эскадрилья Королевских ВВС Нидерландов, которую они представляли, вступила в ряды «Тигров» в 1990 г. Эффектный такой зверюга на киле, правда?

Вот эта «спарка» «в полный рост».

ВВС Польши имеют на вооружении более поздние модификации F-16C/D (т.н. блок 52+).  Внешне они отличаются наличием конформных топливных баков (торчат по бокам фюзеляжа). Но даже с ними от подфюзеляжного топливного бака отказаться не получилось. Глядя на всю эту картинку, у меня закралось сомнение в реальности рекламных данных по зарубежной технике, которыми декларируется невиданная экономичность зарубежных двигателей боевых самолетов и — как следствие — большие радиусы действия и практическая дальность. Ну да, а баки они постоянно «для мебели» возят… 🙂

По каким-то делам на учения прибыл «чистый» истребитель-бомбардировщик «Торнадо» IDS из той же 51-й эскадрильи. Он хорошо получился на фоне флагов участников.И там еще виден выставленный для показа МиГ-21бис, который поляки сняли с вооружения только в 2004 г.

6-я истребительная эскадрилья ВВС Польши получила статус «Тигра» в 2011 г.

А это греческие F-16 из состава 335-й эскадрильи — члена ассоциации «Тигров» с 1972 г.

Кили всех машин украшены скромной «тигриной» лентой.

А двухместный F-16D получил, кроме того, раскрашенные топливные баки. Греческие машины вооружения не имели.

Следующими стартовали чешские «Грипены» из 211-й эскадрильи. У этих ребят тема «Тигров» используется очень активно. Вот JAS39, специально подготовленный к «сезону этого года».

А эта машина уже несколько лет носит «тайгермитовскую» окраску и присутствует в таком виде на различных европейских авиашоу (сам видел 🙂 ).

И снова — EF2000 Typhoon, на сей раз — из Испании.

Самолеты из состава 142-го эскадрона — участники «Тайгермит» с 1986 г.

Между тем, вылетевшие первыми венгерские «Грипены» завершили выполнение своих упражнений и прошли звеном над головами с последующим роспуском и посадкой.


А на взлет все шли и шли истребители. Снова швейцарские «Хорнеты». Среди них — красиво раскрашенный с тигром на киле.

Несмотря на свой нейтральный статус, Швейцария выставила на учения наибольшее количество самолетов — 7 одноместных и двухместных машин из состава 11-й эскадрильи ВВС — члена ассоциации с 2004 г.

ЗШ пилота в «спарке» имеет «тигровый» окрас. Да, швейцарский «тигр» на киле — тоже красавец! К слову, тут, как говорится, кто во что горазд. Какие-то подразделения обходятся собственными силами, другие заказывают разработку «картинки» дизайнерам, а покраску — тюнинговым ателье.

А в это время первая швейцарская пара уже возвращается. Самолеты на фоне неба получаются отвратительно (из-за «неправильного» освещения), но без этих фото сложнее понять динамику мероприятия.


«Торнадо» тоже возвращаются. Противорадиолокационные ракеты на месте, следовательно, все РЛС вероятного противника остались целыми…


Следом за ними — звено немецких «Еврофайтеров».


Итальянские «Тайфуны» садились с выпущенным тормозным щитком.

Между садящимися истребителями успел проскочить транспортный С-295.

На проходе и роспуске — французские машины.


Никогда не задумывался, а здесь бросилось в глаза: практически все современные европейские истребители построены по аэродинамической схеме «утка». Оттого и такие большие посадочные углы атаки.


Голландская «спарочка» возвращается.
На посадке — бельгийская машина.

В дело вступают польские «тигры».

Красиво взлетели парой. Молодцы!

Возвращаются и чешские «Грипены».


А это испанцы красиво прошли в сомкнутом строю и начали роспуск.


У транспортной авиации свои задачи на этих маневрах. Нам неведомые… 🙂

Швейцарские «тигры» закончили выполнение задания.

Неожиданно на посадку зашел вот этот Falcon-10MER французской морской авиации. Видимо, эта машина обслуживала присутствие на учениях истребителей «Рафаль».

При заходе самолетов на посадку очень часто складывались такие кадры. Жаль, что далековато…

В небо уходят еще три польских истребителя. Двухместный F-16D взлетал самостоятельно,

а F-16C — парой.

А вот предыдущая пара так и садилась. Они были единственными в этот день, кто совершил парную посадку.

Австрийская 1-я учебная эскадрилья — тоже члены ассоциации «Тигров», получили этот статус в 1982 г. А эксплуатируемые ими учебно-тренировочные SAAB-105Oe шведского производства (используются также, как легкие штурмовики), состоят на вооружении подразделения с начала 70-х гг. При этом, летают довольно бодро 🙂

Еще один раритет (теперь уже) — Ан-26 ВВС Венгрии.

Один из австрийских СААБов имеет характерную для «тигров» окраску.

Этот М28 уж как-то совсем круто заходил на полосу. И коснулся бетона сперва передним колесом, а уж потом основными.

Летный день завершался. Секьюрити начали недвусмысленно намекать, что пора отчаливать. Хотя на посадку все еще заходили участники «Тайгермита».

Вот на этом снимке хорошо видна эмблема «Тайгермита» на киле бельгийского F-16.
Ближе к вечеру стали хорошо получаться снимки «с проводкой». Но охрана была неумолима. Видимо, ребятам (и девчатам) сказали: «Как выгоните этих …, пойдете домой».

И когда последних фотографов уже почти выдавили к автобусам, на горизонте появились вертолеты из подразделений — участников «Тайгермита».  Тут уж оцепление было бессильно… Причем, как я понимаю, этот проход был организован специально для споттеров. Но большинство из них, хоть и заплатили по 30 еврорублей, эту красоту так и не увидели. Спасибо организаторам…

«Одноглазый» Ми-17 польских ВВС. На пылезащитных устройствах воздхозаборников двигателей остался один нарисованный глаз. Последствия учений?.. 🙂

Самым ярким оказался французский противотанковый вертолет Аэроспасьяль SA 342 M Gazelle  из 3-й разведывательно-ударной эскадрильи французской армии. Эти — новички на «Тайгермите», кандидаты в члены «клуба» с прошлого года. Быть может, и поэтому придали своей «Газели» такую эффектную внешность.

В учениях участвовали также два AB.212 из 21-й эскадрильи ВВС Италии. Подразделение заслуженное, участник ассоциации с 1969 г.. Вертолеты активно используются силами специальных операций, в т.ч., — в Афганистане, где они налетали уже больше 2000 часов.

Новейшая модификация транспортного вертолета Аэроспасьяль SA.330 Puma из состава 230-й эскадрильи Королевских ВВС Великобритании, полноправных членов ассоциации с 1977 г. У англичан вертолет имеет обозначение Puma HC.2 и состоит на вооружении в этом варианте с 2013 г.

А это, пожалуй, самая необычная окраска на «Тайгермите»! Ми-24В 231-й вертолетной эскадрильи чешских ВВС. Эту окраску в стиле фильма «Чужой» чехи сделали два года назад. Но, несмотря на частое присутствие на различных европейских авиашоу, интерес к машине не уменьшается.

Вертолетная группа разношерстных разнородных сил проследовала на дальнюю стоянку аэродрома, и мы, с чувством глубочайшего удовлетворения и на радость секьюрити, покидали аэродром. Участникам маневров предстояла еще одна неделя учений, а у нас впереди были два дня познаньского «Аэрофестиваля».

Что можно сказать в заключении? Безусловно, интересно побывать на полноценных учениях Североатлантического альянса, пусть даже в качестве фотографа, и посмотреть (издали), что у них и как. Что же касается какой-то оценки или выводов?.. Мне показалось, что интенсивность разлета в ходе этого дня была невысокой. По крайней мере, «движуха» на советском аэродроме «времен застоя» была куда как выше даже в обычную летную смену. А о масштабных учениях или стрельбах на полигонах я вообще молчу. Куда там этим «тиграм»?.. 🙂 Темп, который продемонстрировали» когтистые», больше подходит для самолетов дальней авиации: неспешно и важно. Расслабленно как-то… Ну, это сугубо личное мнение, основанное исключительно на наблюдении и сравнении с реалиями собственной службы.
Об организации мероприятия я уже упомянул вначале. Будем надеяться, что организаторы следующих мероприятий такого плана учтут «косяки», допущенные в ходе ТМ-2018.


Результаты же Tiger Meet 2018 таковы:
— победителем соревнований с вручением «Silver Tiger Trophy» стала 313-я аэ Королевских ВВС Нидерландов, они же признаны лучшим подразделением этих учений;
— в номинации «самая красивая униформа» победителем стал личный состав 11-й эскадрильи авиации ВМС Франции (которые на «Рафалях»);
— самым красивым самолетом стал Еврофайтер «Тайфун» 74-й аэ Люфтваффе (с черно-зеленым «хвостом», который был и на берлинском авиасалоне).

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 4.3 / 5. Проголосовавших - 7

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?