5
(7)

4-5 августа в акватории самого большого из Мазурских озер — Негоцин — состоялось ставшее уже ежегодным большое авиационное мероприятие, Mazury AirShow 2018. В этом году отмечалось 20-летие проведения этого замечательного действа, и состав заявленных участников был тому под стать. Со многими из них мы уже знакомы по прошлым авиашоу, другие участвовали впервые. Бесспорным хедлайнером в этом году стал американский (по происхождению) самолет-амфибия Consolidated PBY-5A Catalina, принадлежащий сообществу «Каталина» из английского Даксфорда. Впервые на шоу присутствовали пара учебно-тренировочных North American Harvard 40-х гг. выпуска, транспортно-боевые вертолеты Ми-24 польских ВВС, самый большой польский военный самолет — транспортный С-130 «Геркулес» и др. Планировалось выступление пилотажной группы «Бяло-червоные «Искры»» ВВС Польши, но оно не состоялось из-за неподходящих погодных условий.

Традиционно первый день мероприятия был посвящен аэродрому Виламово, где базируется авиатехника, участвующая в авиашоу. Я прибыл туда аккурат к началу разлета на первый блок летных показов над озером, поэтому, не отвлекаясь на статику, прямяком направился к взлетной полосе, примкнув к группе польских споттеров.

Как раз в это время на взлет уже потянулись ультралайты. Взлетает 3Xtrim 550 Trainer. Пилот — молодец! Приветствует споттеров,чуть оторвавшись от полосы.

Alpi Pioneer 400 уже присутствовал на предыдущих мазурских шоу. Вместе с другим аналогичным сверхлегким Alpi Pioneer 300 демонстрирует парный пилотаж в составе группы «Пионер Польска». Вообще, полеты парой — тренд сезона, и вы в этом еще неоднократно убедитесь.

Я же говорил! Еще один дебют на этом шоу — пара ультралайтов REMOS G-3 MIRAGE G-3. Их я уже снимал, когда рысью пересек полосу и занял «правильную» (по солнцу) позицию.

Вот «польские пионеры» (еще со времен советско-польской дружбы помню, что они именовались харцерами) демонстрируют проход над полосой парой. Красиво, черт возьми!

Трафик участников шоу «разбавлялся» частными самолетами гостей праздника и машинами, которые катали над озерами всех желающих (разумеется, за деньги).

Постоянный участник последних авиашоу в Гижицко — учебный Як-18 Музея польской авиации в Кракове. Моим читателям, надеюсь, уже хорошо знаком.

Приятной неожиданностью этого года я бы назвал исполнение показательных программ не только над акваторией озера Негоцин, но и над аэродромом. Жаль, что в Виламово традиционно не очень много посетителей: большинство все-таки предпочитает наблюдать за полетами в Гижицко (где озеро). Мне даже немного обидно за организаторов, ведь они по-максимуму стараются привлечь сюда зрителей…

Як-18 вернулся после выполнения красивой программы.

Очередную группу повезли «обозревать окрестности».

Прибыл гость авишоу на ультралайте Flight Design — CTsw. Немецкая компания «Флайт Дизайн» производит сверхлегкие машины с 1988 г., как металлической конструкции, так и цельнокомпозитные (серия CT).

Как всегда, замечательное действо представила пара автожиров «Группы 57у». Летают, как Боги, и это — на такой вот «мелюзге»!


Взлетает Мацеж Поспежинский (Maciej Pospieszyńsky) — двукратный чемпион мира по воздушной акробатике на планере и чемпион Польши по аэробатике 2014 г. Самолет — Extra 330SC. Ничего комментировать не буду, просто смотрим.


1


«Двадцатьчетверка» эффектно взлетела и направилась в сторону озера, просвистев у меня над головой.


И один в поле воин, когда он с фоторюкзаком 🙂  (польский споттер в редкую минуту отдыха).

Реплика польской «самоделки» советского периода — мини-самолета J1B Prząśniczka («Волчок»). Оригинал был построен в конце 60-х гг. энтузиастом Ярославом Яновским чуть ли не в собственной 18-метровой квартире! В 1976 г. авиетка получила госрегистрацию SP-002. Почему реплика имеет литовскую регистрацию, для меня так и осталось загадкой…

К взлету готовятся чуть ли уже не ветераны Mazury AirShow, литовская пилотажная группа ANBO. Самолет Робертаса Норейки (на фото) избавился от пятнистого камуфляжа и приобрел характерный для Як-50 этой группы окрас.

В этом году группа предстала в виде «квартета»: пара Як-52 и столько же одноместных Як-50. В первом блоке показов они участвовали именно в таком составе.

Красивый взлет звеном, и ANBO улетела на озеро.

А по окончании выступления над водной гладью литовские асы устроили эффектный показ своей программы над аэродромом. Давайте посмотрим!


В программе группы появились новые интересные элементы, а завершалась она красивым традиционным роспуском прямо над головой. «Дальнобойная» оптика из-за близости самолетов тут бессильна, так что в кадре — только самое начало роспуска.

Еще один традиционный участник — Ян Боровски (Jan Borowski) с его учебно-тренировочным TS-8 Bies Фонда «Памятники польского неба».

Ультралайт ICP Savannah итальянского производства. Несмотря на некоторую внешнюю архаичность, машина довольно популярная: продано уже под семь сотен таких самолетов.

Eurocopter EC-120 Colibri тоже не первый год участвует в авиашоу на Мазурах. Владельцем вертолета является группа POLMLEK — крупнейший польский частный производитель  молочных продуктов. Пилот вертолета — опытнейший Веслав Яблонский (Wiesław Jabłoński) — имеет налет на разных типах более 10,5 тыс. часов.

Польские военные — постоянные участники практически всех авиационных мероприятий в стране. На статической экспозиции они демонстрировали легкий транспортный М28

и W-3 Sokol из 2-й поисково-спасательной группы (Минск-Мазовецкий).

Но, конечно, главным подарком от военных стал «летающий танк» (как они его называют) Ми-24В.


Во втором (послеобеденном) блоке показов участвовал сверхлегкий вертолет Dynali H3 бельгийского производства. Замечу, что для управления этой стрекозой лицензия пилота вертолета не требуется. Достаточно лишь квалификационного свидетельства, которое в Польше дешевле лицензии втрое. Правда, вертолетик такой стоит недешево, около 120 тыс. евро.

Летает он красиво, уверенно держится всего в десятке сантиметров от земли.

Одна из премьер этого шоу — Piper L-4H Cub в ливрее израильских ВВС. Интересна история этой машины. Самолет оригинальный, 1943 г. выпуска с/н 43-29233. Во время Второй Мировой войны служил в составе ВВС США в Африке и Италии. В конце 40-х гг. оказался в Польше, когда страна закупила почти полторы сотни таких самолетов для аэроклубов. После выработки ресурса в 1976 г. передан Музею авиации в Кракове. Недавно был восстановлен до летного состояния, чему мы с вами свидетели.

Эта птаха участвует в авиашоу на Мазурах из года в год,

но отказаться от того, чтобы пофотографировать Schweizer 300 CBi, когда он изящно маневрирует в нескольких метрах от тебя, невозможно. Тем более, это единственный такой вертолет в Польше.

На Мазурах дебютировала пара ярко-желтых «Гарвардов». Это канадский лицензионный вариант бестселлера 30-50 гг. прошлого века, Норт Америкэн Т-6 «Тексан». Одна из машин — Harvard IIB — с 2011 г. принадлежит шеф-пилоту и сооснователю польской а/к EnterAir  Марчину Кубраку (Marcin Kubrak). А самолет на снимке — Harvard 4M 1951 г. выпуска — собственность Яцека Майнки (Jacеk Mainki).


Программу второго блока продолжили литовские летчики. Правда, уже в несколько усеченном составе, в виде трио.

Однако, на красоте их выступления отсутствие одного самолета нисколько не сказалось. Все так же ярко, эффектно и в высшей степени профессионально.


А «вечереющее» солнце лишь подчеркнуло красоту пилотажа этой группы.

Руководит группой экс-президент Литвы Роландас Паксас.

В ее составе также Робертас Норейка
и Альгимантас Жентелис.

А в вечернем небе — опять пара автожиров группы 57у.


Вон какую красоту дымами нарисовали! Все по-настоящему, даром что малыши!

После выступления над озером вернулся на аэродром «молочный» «Колибри».

И вот наступил долгожданный момент: с озера «на отдых» возвращалась «Каталина»! Весь день амфибия провела на водной глади. Посмотрим на нее, посмотрим!

Самолет 1943 г. постройки, а как будто вчера с конвейера.


Первый день авиапраздника завершался. Следом за «Каталиной» в Виламово один за другим потянулись и остальные гидросамолеты — участники авиашоу. Сначала приземлились «старые знакомые» (по прошлым шоу): «Хаски», Пайпер «Каб» и шведский Glasair Sportsman.


Еще один дебютант на Мазурах, Piper Cub на поплавках, из Швейцарии.

Super Petrel 100 был в прошлом году.

Эту машину я тоже здесь не видел еще. FlyWhale — двухместная амфибия немецкого производства.

«Саванна», оказывается, может быть и поплавковой, вот как эта из Швейцарии.

Довольно оригинальная американская амфибия Progressive Aerodyne SeaRey «на немецких номерах».

Первый день завершился. Впереди была «водная часть» праздника. Но это — в воскресенье…
На следующий день с утра пораньше я отправился на берег озера Негоцин. Никакого ажиотажа в Гижицко замечено не было, пустота на парковках в городе даже испугала немного. Где это видано, чтобы за пару часов до начала мероприятия можно было отпарковаться в самом центре города? Красота!
Самые подходящие для просмотра и съемки места на берегу были отгорожены сеткой, но благодаря аккредитации все пути для меня были открыты. Посмотрев несколько подходящих мест, я остановился на шикарном балконе, где в это время уже разворачивались телеоператоры польских каналов.

Отсюда открывалась шикарная панорама практически всей акватории и окрестностей. Ходящие вокруг озера тучи намекали на то, что без дождика не обойдется. Не страшно, и всяко лучше, чем изнурительная жара, стоявшая все последние дни.

Где-то через час на озеро стали прибывать гидросамолеты — участники.

В сопровождении эскорта чаек они садились на водную гладь и проруливали к берегу. В отличии от предыдущих шоу, в этом году самолеты швартовались у одной из пристаней на все время летных показов. Раньше же они, как правило, дрейфовали между многочисленными яхтами и лодками.

Посадка гидросамолетов нисколько не нарушала привычный ритм работы прогулочных судов.

Вот вдалеке уже показалась «Каталина».


Выполнив грациозный вираж, амфибия пошла на посадку.

Со стороны может показаться, что пилотам приходится лавировать между яхтами, катерами и гидроциклами. На самом деле это, конечно, не так. Самолетам обозначена довольно широкая полоса на воде, и заплывать в эту зону никому не позволено. За порядком зорко следят полицейские на скоростных лодках.


После посадки «Каталины» парад «малышей» продолжился.


Пожарные тоже принимали участие в поддержании порядка на воде.

Прибыли последние гости. После их заруливания должен начаться летный показ.


Эта «Цессна» 182 из Великобритании с красивым орлом на борту — тоже премьера на Мазурах. Орел — наклеенный принт на пленке.
Открыла показ «Каталина». После небольшого разбега она легко оторвалась от воды и стала плавно набирать высоту.

А пока «Каталина» летает, я кратенько изложу ее историю. Машина эта построена в 1943 г. в Канаде фирмой «Виккерс» по лицензии, и оригинальное ее название — CANSO. К слову, имя «Каталина» машине дали англичане в 1940 г., а уж американцы впоследствии позаимствовали его, как наиболее подходящее.
Изначально амфибия служила в 9-й бомбардировочно-разведывательной эскадрилье ВВС Канады в качестве патрульного противолодочного самолета. По окончании Второй Мировой войны CANSO отправили на хранение, а в 1948 г. конвертировали в грузовой самолет.

Вон как там вдалеке дождик-то поливает! Продолжаю: в 1961 г. машину окончательно вывели из состава ВВС, и началась ее долгая гражданская карьера. В основном, в качестве противопожарного самолета.

В конце 90-х гг., после неудавшейся попытки переоборудования амфибии в туристический самолет, она была выставлена на продажу. Налет «Каталины» к тому времени составил 12 829 часов.

В 2004 г. самолет был приобретен его теперешним владельцем — сообществом «Каталина» в английском Даксфорде. После самостоятельного перелета через океан в том же году машина стала принимать участие в многочисленных авиамероприятиях в странах Европы.

Свой теперешний вид, соответствующий окраске ВВС США времен II Мировой войны (до этого «Каталина» сменила несколько видов «одежды») амфибия приобрела к 4 июня 2005 г.

Самолет, конечно, уникальный! Разработанный в 1935 г., он до сих пор выглядит вполне современно. Я был просто поражен его техническим совершенством! Пожалуй, это самая удачная конструкция самолетов-амфибий из всех, когда -либо созданных. За время серийного производства было выпущено около 3300 амфибий. Налаживалось лицензионное производство этой машины (под аббревиатурой ГСТ — гидросамолет транспортный) и в СССР. На Таганрогском авиазаводе были выпущены 27 таких амфибий с отечественными двигателями.

В носовой части лодки — люк, через который экипаж может выбраться на нос. Что они и демонстрируют.

«Каталина» долго дрейфовала и циркулировала в акватории, у всех желающих было достаточно времени насладиться ее созерцанием с разных ракурсов.

Пилотаж учебно-тренировочного TS-8 был довольно спокойным. Как я понял по многочисленным наблюдением полетов этой машины, особой маневренностью он не отличается. К тому же, погодные условия явно не располагали к каким-то маневрам на вертикалях. Так что — исключительно виражи и восьмерки. Ну, и на том спасибо!

Выступление следующей пары было более эффектным. Хотя бы потому, что это парный, а не одиночный пилотаж. Летчики прилично слётаны, чувствуется хорошая подготовка. Ну, и ярко-желтые машины в фоне дождевого неба — красиво!

Программу продолжили автожиры.


За ними последовал еще один дуэт — «польских пионеров».

Экипаж «Каталины» в это время просто отдыхал.

И снова — винтокрылая техника. Schweizer 300 носился буквально между яхтенных мачт! Очень красиво!


Стрекозу «Швейцер» сменил «Колибри». Летал он, конечно, более аккуратно (все-таки масса побольше, и размеры — тоже), но не менее красиво.

Есть в летном показе над озером, где кипит жизнь, своя прелесть!


Да, а на этой машине уже между мачт не полетаешь…

Военные вертолетчики летали очень аккуратно.


А «Каталина» еще раз взлетела и, помахав зрителям крылом, ушла в Виламово. Пилотам надо было готовиться к отлету на родину. Ну, что же, скажем им большое спасибо за предоставленную возможность взглянуть на эту красавицу!

Программу продолжил Мацеж Поспежинский.

Польский ас выполняет фигуру «Кобра». Зачет!

Над Негоцином еще раз прошел транспортный С-130Н «Геркулес».

И завершали воскресный показ литовские пилоты. Эффектное начало на минимальной высоте, плотный строй на всех этапах выполнения фигур, яркие перестроения. Казалось, само небо решило подыграть выступлению ANBO рельефной кучевой облачностью и ярко-синим небесным фоном. Смотрим!


Заключительный этап программы литовского трио — «топмачтовый» проход над озером.


ANBO завершили летную программу авиашоу, и я поспешил на аэродром, чтобы пообщаться с ними перед отлетом. Но, пока я выбрался из переполненного зрителями города, литовская группа уже улетела домой. Жаль!
Зато поснимал «Каталину» вот на таком «предгрозовом» фоне.

И проводил пару Ми-24В домой, на их 49-ю базу в Пруще Гданьском.


Mazury AirShow 2018 завершились. Было интересно, красиво и как-то по-домашнему. Как обычно, в общем. К ставшим уже постоянными гостям добавились новые интересные; погода не подвела, а организация была традиционно на высоте. И уже ждем очередное шоу в первые выходные августа следующего года!
Выражаю огромнейшую благодарность устроителям Mazury AirShow, руководителю пресс-службы аэроклуба г. Кенштына г-же Iwonе Doroszko и ее сотрудникам за предоставленные возможности! Навеки ваш! 🙂
Засим и закончим.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 7

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?