4.8
(5)

Увидеть аэродром со взлетной полосой на воде мне хотелось с детства. С того самого момента, когда отец привез из Москвы ГДР-овскую сборную модель первого в мире реактивного лайнера De Havilland Comet4. Помимо высочайшего, в сравнении с советскими моделями, качества, немецкие изделия отличались еще и красочными коробками — тоже предметом коллекционирования многих.  На этой коробке «Комета» взлетала с полосы в окружении джонок и авианосца — орудия империалистической агрессии. 🙂

«Это Гибралтар, — тогда с уверенностью утверждал один знакомый «морской волк». — Мы там несколько раз проходили, и даже видели взлетающие самолеты. Точь-в-точь такие, как на картинке твоей!» Теперь, конечно, понятно, что это никакой не Гибралтар, а «где-то в Юго-Восточной Азии», ибо на Гибралтаре нет никаких джонок под парусами, да и скала там одна. Но тогда название заморской территории Великобритании запало в душу, хоть и без всякой надежды побывать там.
И вот, не прошло и полувека, как появилась возможность посетить Гибралтар и увидеть тот самый аэродром, о котором рассказывал мой знакомый «морской волк». А поскольку место это действительно необычное — то и рассказать о нем тем читателям, которые еще не достигли сей точки на карте.

Итак, заморская территория Соединенного Королевства под названием Гибралтар — это крошечный кусочек земли (меньше 7 кв. км) на юге Пиренейского полуострова, за который Великобритания держится, как говорится, «руками и ногами». Ибо с этого клочка контролируется вход в Средиземное море из Атлантики, для чего Великобритания содержит там военно-морскую и военно-воздушную базы. Правда, после развала СССР военная активность там значительно снизилась, и сейчас ее можно назвать номинальной.
Доступ на заморскую территорию Королевства из соседней Испании («пограничный» городок с длинным именем La Linea de la Concepcion) осуществляется через самый настоящий действующий погранпереход. Граждане ЕС пересекают границу по своим документам свободно. «Вход открыт» и для неграждан, имеющих в паспорте шенгенскую визу. Надо только подождать на КПП минут 10, пока британские полицейские проверят ваши документы.
«Проходную» и остальную часть этой британской суши соединяет перешеек, аккурат посередине которого пролегает взлетно-посадочная полоса аэродрома Гибралтар (Gibraltar, GIB). Что совершенно не мешает всем желающим (испанцам, в основном), проезжать на своих авто поперек полосы к ближайшим заправкам, «тариться» дешевым бензином и уезжать назад. Причина явления банальна: в Испании (на момент написания поста) А-95 стоит ~1,2 евро, а на Гибралтаре — 0,9 фунта, что соответствует ~1 евро. Эта картинка очень напомнила мне «домашнюю», когда поляки на своих старых «Пассатах» (именуемых в народе «бензовозами» из-за запредельной емкости бензобака в 100 л) пересекают нашу границу, заправляются рядом с пограничным столбом и едут обратно. Правда, здесь машины никто не поддомкрачивает набок, чтобы залить топлива под горловину, как наши соседи.
Пешеходы также благополучно пересекают ВПП, причем коридоры для движения потоков лишь по краям ограничены блоками. В основном «работает» разметка. За движением зорко следят полицейские, так что уклониться от дорожек проблематично. А вот остановиться и устроить фотосессию — это можно. При мне к полисменам подъехали байкеры и попросили пофотогорафироваться по центру полосы. Ответ был лаконичным: «No problem».

Это западное направление. Как видите, застройка вблизи полосы довольно плотная, а непосредственно к ней примыкает стадион «Виктория» (за зеленым забором).
А это вид непосредственно на скалу Гибралтар и военно-воздушную базу. БОльшую часть времени верхушка скалы скрыта «от посторонних глаз» облачностью, даже если вокруг светит солнце.
«Вышка» довольно скромная, но, видимо, этого вполне достаточно. Военная техника здесь базируется эпизодически, мне в этом плане не повезло…
Мы по центру ВПП! Залитый солнцем испанский берег совсем близко. Те голубые высотки — г. Альхесирас.
Терминал аэропорта Гибралтар. Справа от аэровокзала шикарная терраса, с которой открывается вид на перрон. А перед ней — пожарная команда аэропорта. Как видите, перрон девственно пуст. Трафик здесь, мягко говоря, скудный. Летают только British Airways, EasyJet и Royal Air Maroc. До недавнего времени частым гостем была а/к Monarch, но где она теперь? Там же, где и ВИМ-Авиа…
К небогатому выбору ливрей добавляется и редкость взлетов-посадок — всего несколько ежедневных рейсов. В день нашего посещения их было всего три. Однако, не за трафиком и ливреями сюда едет народ. Функционирование данного аэропорта весьма специфично.  Ну, где еще можно увидеть, как незадолго до посадки самолета или его взлета полицейские перекрывают движение по дороге, а сразу после — быстренько восстанавливают прежний городской ритм? И никто никому не мешает. Это вам не наши ж/д переезды, где толстые тетки в оранжевых безрукавках как будто назло закрывают переезд чуть ли не за полчаса до прохода состава, а потом еще ждут, не пойдет ли еще какой поезд 🙂 Потому, наверно, и лезут наши люди через переезды, что не у всех нервы крепкие 🙂 Ладно, не будем о грустном, возвращаемся на Гибралтар.
Постоянное «военно-воздушное присутствие» обеспечивает выставленный «для мебели» и уже давно снятый с вооружения истребитель-бомбардировщик «Ягуар» S (обозначение в ВВС страны Jaguar GR.Mk.1). Я хотел поближе его снять, но полицейские меня отговорили из-за опасности ареста в запретной зоне. Ну, и не надо, подумаешь! 🙂
Вот он с несколько иного ракурса.
А вот так выглядит выдающаяся в залив Гибралтар (испанцы называют его заливом Альхесирас) часть полосы с одноименной скалы. Сверху рваные края тучи. Периодически она закрывает вообще весь вид. Застанете скалу без тумана и туч — считайте, что вам крупно повезло. А уж если борт будет садиться! И обезьяны дадут вам спокойно поснимать… Об обезьянах — чуть позже, в нашей почти постоянной врезке об околоаэродромной живности.
Тут как раз на мое счастье стартовал EasyJet. Посадку его я пропустил в очереди на подъемник-фуникулер, а вот взлет запечатлел. Как я понял, снимать сие действо лучше с промежуточной смотровой площадки (ниже, ближе и есть возможность сделать потрясающие кадры взлета в сторону пролива, находясь выше самолета), но в тот день она по каким-то причинам была закрыта. А на верхней площадке я так и не нашел, как выйти на восточный склон, да и туча все равно не дала бы фотографировать. Да, тут бы линзу миллиметров в 800…
Сверху получается снять только часть взлетной или посадочной дистанции, дальше видимость скрывает сама скала.
И не верьте тем, кто пишет, что на Гибралтаре негде машину отпарковать. В октябре это никакого труда не составляет. Видите, парковка на фото полупустая. И снимать оттуда можно. Но только — до обеда, потом солнце мешает.
Так вот, об обезьянах. На скале располагается заказник Аппер Рок (Upper Rock), где водятся вот такие звери, от мала до велика. Довольно нагловатые создания, надо заметить: у супруги чуть не вырвали из рук бутерброд (притом, что это произошло внутри кафе). При нас пара зверьков запрыгнула к «иностранному туристу» прямо на рюкзак на спину, а затем одна из обезьян стала его открывать, чтобы чем-нибудь поживиться (знают же, как молнию открыть!). Дядька еле сбросил эту напасть с себя. А на вид такие милые 🙂
И, к тому же, обезьянничают 🙂 Вот что это такое, как они себя ведут? А еще британские подданные! 🙂
Кормить их категорически запрещается, штраф 40 тыс. евро, если не изменяет память. Но они и так прекрасно живут, вырывая из рук ротозеев пакеты с человеческим кормом.
А в общем, понаблюдать за ними очень интересно. Это не в зоопарке, здесь они в почти естественной среде обитания и чувствуют себя хозяевами.
И все-таки вернемся к аэродрому. Чуть распогодилось, и воды, омывающие насыпную часть полосы, засияли аквамарином. Красивый вид, согласитесь!
Европа-пойнт — это южная оконечность Гибралтара. Обозначена знаменитым маяком Тринити Хаус (Trinity House Lighthouse) — единственным за пределами Великобритании, которым управляет эта компания. Построенный в 1841 г., он функционирует и поныне.  К аэродрому никакого отношения не имеет, просто очень красиво! 🙂
А сейчас мы будем встречать рейс British Airways из Лондона. После того, как опустились дорожные шлагбаумы и временно прекратилось движение по полосе, «на сцене» появились аэродромщики с пылесосом, которые быстренько почистили ту часть полосы, «по которому ты ходилааа…» (слова из песни) 🙂
И вот уже по полосе катится приземлившийся А320.
Рукой, конечно, не дотянуться, но очень близко. Это я на 24-105 мм снимал.
Ниже киля хорошо видны опущенные шлагбаумы. Ну, может, и не очень хорошо, но видны 🙂
Самолет еще рулит  к терминалу, но он, кроме меня, уже никому не интересен. Шлагбаумы открываются буквально сразу, лишь только лайнер прорулил через дорогу, и народ устремляется по своим делам.
К слову, регулировку автотрафика через полосу я уже наблюдал, неоднократно находясь в командировках на аэродроме Центральная Угловая, что недалеко от Владивостока. Там аэродромная инфраструктура разделена взлетной полосой, и так же поперек нее проходит дорога. Движение через полосу регулируется обычным светофором.  Могу предположить, что за четверть века там ничего не поменялось, так что необязательно лететь на Гибралтар. У нас тоже есть интересные места  🙂
Конечно, на удалении «вступает в свои права» марево, поэтому съемка на таком расстоянии малопривлекательна.
Лайнер зарулил к перрону.
Не могу сказать, что самолет был переполнен, но пассажиры были, это факт. Похоже, что англичане 🙂
Вместо того, чтобы снимать лайнер вблизи, пока его готовили, я увлекся беседой с молодыми ребятами-полицейскими, которые контролируют шлагбаумы. Один из них мечтает побывать у нас в стране, и я, как мог, расхваливал наши красоты и давал советы, что надо смотреть в первую очередь. Мы заговорились так, что я и не заметил, как самолет начали «собирать» в обратную дорогу.
Пока лайнер буксировали, движение по дороге продолжалось.
И только когда борт запустил двигатели, зазвенели звонки и опустились шлагбаумы.
Понятное дело, что рулежных дорожек здесь нет, и руление происходит по полосе.
Солнышко хорошее, правда? 🙂
Взлет я решил снимать телевиком, поэтому вблизи машина целиком в кадр не влезла.
И вот Эйрбас уже разбегается,
отрывает переднюю стойку и … Сам отрыв от шлагбаумов, где я стоял,увы, не видать. Только, если расположиться на восточном берегу или найти подходящее место на скале.
На обратном пути я зашел в терминал. Все три рейса в этот день были отправлены, и аэровокзал пустовал. Идеальные условия для любителей съемки аэропортовой инфраструктуры 🙂
Терминал очень приятный, надо заметить, особенно — в лучах вечернего солнца.
Как в той рекламе «Вискас» с маленьким котенком: «… и тут пусто».  🙂
К вечеру туча над скалой чуток рассосалась, но совсем не исчезла. Заколдованное место какое-то… Я об этом сказал полицейским: «Вы, наверно, специально здесь тучи генерите, чтобы было, как у вас в Англии — сыро, ветрено, туманно, прохладно», на что они только посмеялись 🙂
Несмотря на всего лишь один полноценный борт, который удалось прилично отснять, я нисколечки не пожалел об этом дне. Гиперскудность трафика с лихвой компенсирована уникальностью аэродрома, а — главное — реализацией детской мечты. И теперь я точно знаю, что на коробке модели «Кометы»4 изображен не Гибралтар 🙂

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 4.8 / 5. Проголосовавших - 5

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?