5
(2)

Все фото автора.

20 августа 2022 года на швейцарском аэродроме Санкт-Стефан был проведен ежегодный авиационный фестиваль Hunterfest. Название фестиваля непосредственно связано с его ключевым участником – истребителем Hawker Hunter английского производства, состоявшим на вооружении ВВС Швейцарии в течение достаточно продолжительного времени.    

Сам аэродром, который служит местом проведения фестиваля уже более 10 лет, находится в одноименном населенном пункте – небольшом живописном, окруженном горами поселке Санкт-Стефан административного округа Оберзимменталь-Занен (кантон Берн). Аэродром существует с 1944 года, был построен в период Второй мировой войны как военный и до середины 90-х годов эксплуатировался ВВС. В настоящее время он используется лишь для нерегулярных полетов малой авиации и проведения различных мероприятий с показом авиатехники.

Само мероприятие проводится в течение одного дня, как правило, в субботу. При этом за день или два до основного авиационного события выполняются тренировочные полеты участников, а иногда в подготовительные дни проводятся и платные полеты на вертолетах и двухместных самолетах.

Авиашоу, главным организатором которого выступает некоммерческая организация Hunterverein Obersimmental, заблаговременно анонсируется. У фестиваля есть свой официальный сайт, где можно найти необходимую информацию, связанную с его проведением. Как правило, за месяц до авиашоу публикуется график полетов и состав участников, к числу которых неизменно относится одноместный Hunter Mk58, прозванный «Папирусом» за специфическую раскраску фюзеляжа (об этом ниже), и двухместный Hunter T7 «Ameche», а также известная швейцарская пилотажная группа Patrouille Suisse. Правда, мероприятие 2022 года было чуточку скромнее из-за отсутствия в программе спарки Т7. А также истребителей F/A-18С Hornet ВВС Швейцарии, ранее принимавших участие в Hunterfest.

«Папирус» на рулении

Посещение авиашоу платное, стоимость входного билета – 10 швейцарских франков (чуть меньше 10 евро) в день. И 15 франков — за два дня (включая один из дней подготовки). Детям до 14 лет вход бесплатный. На территории аэродрома в дни фестиваля организуется питание, реализация напитков, продажа сувениров, кепок и футболок с фирменными логотипами фестиваля и участников.

Какие-либо специализированные споттерские площадки не предусмотрены. Но, притом, что фестиваль собирает значительное количество посетителей, нехватки мест, в том числе — для фотосъемки, нет.

Движение самолетов по направлению к месту старта и обратно на стоянку осуществляется в нескольких метрах от зрителей, все очень близко. Рядом есть небольшой пригорок, с которого можно успешно снимать руление, взлет и посадку, в том числе, с «проводкой». В плане освещения – с утра не очень, боковой свет, но ближе к полудню свет становится лучше. При этом сами полеты, как правило, начинаются с 11 часов. Из плюсов – хороший бэкграунд для авиасъемки с пасторальными альпийскими пейзажами. Из минусов – погода, характеризуемая чередованием солнца и туч с дождем в течение всего дня.

Полетную программу фестиваля открыл Hunter Mk58 «Папирус». Как сказано выше, в этом году это был единственный Hawker Hunter на фестивале в свою честь, поскольку двухместный на тот момент находился на регламентных работах системы катапультирования. А ещё несколько лет назад «Хантеров» в Швейцарии в летном состоянии было намного больше и они принимали участие во многих европейских авиашоу.

Это и два одноместных «Хантера», принадлежавших авиамузею в Альтерайне (рег. номера HB-RVQ и HB-RVU). В 2020 году обе машины были проданы американской фирме Airborne Tactical Advantage Company (ATAC), использующей снятые с вооружения самолеты, в т.ч. Mirage F1, F21 Kfir, A-4 Skyhawk, для тренировок и тактических занятий в интересах Минобороны США. Это также двухместный Хантер в «тигриной» раскраске (рег. номер HB-RVV), с 2022 года находящийся на хранении в музее в Альтенрайне.

Единственный одноместный Hunter F.6A (рег. номер N-294), находившийся в Нидерландах и принадлежавший некоммерческой организации Dutch Hawker Hunter Foundation (DHHF), ввиду недостатка финансирования на его содержание также продан фирме ATAC в 2022 году.

Несколько находящихся в летном состоянии «Хантеров» (одно- и двухместных), принадлежащих частной английской компании Hawker Hunter Aviation Ltd., базируются на аэродроме Королевских ВВС Leeming. Истребители используются как для нужд ВВС, так и для авиапоказов. К слову, один из самолетов – одноместный Mk58 — планируется к статическому показу в текущем году на крупном международном авиашоу Royal International Air Tatoo.

Снижение числа сохранившихся в Европе «Хантеров» и их продажа частными владельцами компаниям, работающим по контракту с ВВС (как правило, это ATAC), во многом обусловлено тем, что в Европе практически не осталось техников для обслуживания этих самолетов, давно снятых с массовой эксплуатации. Кроме того, их содержание требует значительных финансовых затрат, которые частным владельцам не всегда под силу. До 2020 года часть затрат на содержание этих замечательных машин компенсировалась доходами от использования двухместных «Хантеров» для частных экскурсионных полетов (стоимость 25 минут полета для пассажира составляет 8 900 евро), однако, ввиду пандемии и связанных с ней ограничений полеты не проводились в течение двух лет.   

«Папирус», до перевоплощения в участника показов авиационной техники, с июня 1959 года находился в составе 15-й эскадрильи (Fliegerstaffel 15) ВВС Швейцарии (аэр. Санкт-Стефан), имея регистрацию J-4040. В 1994 году, наряду другими однотипными истребителями был снят с вооружения, сама 15-я эскадрилья — расформирована, а аэродром передан для нужд гражданской авиации. Осенью того же года по инициативе летчиков эскадрильи традиционный камуфлированный раскрас J-4040 был изменен на белый. На фюзеляже появились надписи названия эскадрильи и имен пилотов газетным шрифтом, поскольку эмблемой 15-й эскадрильи был сделанный из газеты бумажный самолет. «Папирус» получил гражданскую регистрацию HB-RVS, при этом, на фюзеляже оставили номер военной регистрации J-4015, изменив последние 2 цифры предыдущего номера на номер эскадрильи – 15. Изначально самолет планировался к установке в качестве памятника при въезде на аэродром Санкт-Стефан, но в дальнейшем силами энтузиастов восстановлен до летного состояния и закреплен за собственником – Hunterverein Obersimmental. Самолет проходит ежегодное обслуживание и проверки. А бессменным пилотом «Папируса» является 71-летний Ueli Leutert, последний командир 15-й эскадрильи.

Из-за сильного дождя и низкой облачности полеты начались с полудня, на час позже запланированного времени. Напомню, полетную программу открыл «Папирус». Следом за ним взлетели 2 легких одномоторных Pilatus: P-3-03 (регистр. HB-RBM) и P-3-05 (регистр. HB-RCQ) швейцарского аэроклуба P-3 Flyers.


«Хантер», несмотря на свой почтенный возраст, равно как и возраст пилота, в течение дня трижды демонстрировал зрителям разнообразные элементы аэробатики, развивая при этом скорость более 1000 км/ч. А на посадке «Хантер» использует тормозной парашют куполообразной формы.

Можно снимать даже так. Но не всем 🙂

 После небольшого обеденного перерыва программу продолжил тоже довольно уже раритетный вертолет Sud Aviation SA-316 Alouette III (регистр. HB-XXM). Винтокрылая машина 1964 года постройки до 2012 года находилась в составе ВВС Швейцарии, имея регистрацию V-208. С 2012 года «Алуэтт» III принадлежал частной компании Alouette Swiss AG, выполняющей пассажирские и грузоперевозки. В прошлом году собственником вертолета стала швейцарская фирма Helikopter-Service Triet AG.


Помимо Alouette III, вертолетная составляющая авиашоу включила в себя участие еще двух машин: медицинского вертолета Agusta A109SP (регистр. HB-ZRQ) и пассажирского Airbus Helicopters H125 (регистр. HB-ZNH), который осуществлял платные прогулочные полеты в течение всего мероприятия.


После вертолетной программы в небо снова взмыл «Папирус», к которому присоединилась пилотажная группа Patrouille Suisse ВВС Швейцарии на 6 истребителях Northrop F-5E Tiger II. После совместного прохода «Папирус» зашел на посадку, а Patrouille Suisse продолжили программу с отработкой различных фигур пилотажа.

Прошлое и настоящее Patrouille Suisse в совместном полете над Альпами

Участие этой пилотажной группы в фестивале неслучайно. Во-первых, 22 августа 1964 г. – это день образования «Патруль Суисс», во-вторых, изначально группа состояла именно из четверки «Хантеров». И лишь в 1968 г. летчики пилотажной группы пересели на более современные Dassault Mirage IIIS. Сменив их со временем на нынешние «Тайгеры».


Менее продолжительным, но не менее интересным было последующее выступление группы раритетных поршневых самолетов Douglas DC-3C (регистр. N431HM), Beech Expeditor 3NM (регистр. N21FS и N223CM) Beech Expeditor 3TM (регистр. N184KP), принадлежащих американской фирме Plane Fun Inc Tr. Trustee.


В числе последующих участников полетов были также принадлежащие частным владельцам и клубам одномоторные Pilatus PC-6 (регистр. N283SW), PC-7 (регистр. HB-HPR), P-2-06 (регистр. HB-RAM), P-3 (регистр. Dewoitine D.26 (регистр. HB-RAI), Bucker 131APM Jungmann (регистр. HB-UUU) и North American SNJ-5 Texan (регистр. N43AF) 1943 года постройки, принадлежащий американской фирме Vonier Motors Corporation. Интересно, что D.26 состояли на вооружении ВВС Швейцарии в период с 1931 по 1948 гг. и использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов для подготовки пилотов истребителей D.27, схожих по конструкции с D.26.


Завершилось авиашоу уже третьим за день выступлением «Папируса», продемонстрировавшим мастерство опытного пилота и выдающиеся маневренные характеристики «Хантера».


К сожалению, в этот раз на авиашоу не было анонсированных Vampire, ранее также состоявших на вооружении швейцарских ВВС; надеюсь, они порадуют зрителей в текущем году. Но и без «Вампиров» авиашоу благодаря хорошей организации мероприятия получилось очень насыщенным и зрелищным.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 2

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?