5
(2)

FPAC (Fundació Parc Aeronàutic de Catalunya – это основанная в 1997 г. общественная организация, функционирующая исключительно на спонсорские средства и использующая волонтерский труд. Главная задача Фонда – создание в границах аэропорта Сабадель «Музея воздухоплавания Каталонии». Государственная компания AENA, управляющая всеми аэропортами Испании, уже зарезервировала площадку в 100 тыс. м2 на территории аэропорта (используется в настоящее время, в основном, летными школами и частными лицами) под строительство музея. А побывал я там в октябре 2015 г.

Принципиальное отличие создаваемого музея от большинства существующих – летное состояние значительного количества экспонатов. «Мы не собираемся организовывать очередное место отдыха винтажных самолетов», — говорится в пресс-релизе Фонда (я бы выразился проще: кладбище). Музей должен стать местом проведения активных мероприятий, центром притяжения любителей авиации». Одним из видов таких «активных мероприятий» должны стать регулярные летные показы экспонатов. Кроме того, «летающие легенды» будут участвовать в различных авиационных выставках и авиашоу.

А пока авиамузей не обрел конкретных архитектурных очертаний, Фонд работает над его будущими экспонатами. Уже сейчас коллекция FPAC насчитывает более трех десятков машин, среди которых есть настоящие раритеты. Техника приобретается на аукционах, принимается в дар от организаций и частных лиц и даже берется в безвозмездную аренду у частных коллекционеров. Ведется масштабная работа по реставрации приобретенных самолетов и, при наличии такой возможности, доведению их до летного состояния. Несколько арендуемых у аэропорта ангаров служат не только местами хранения и обслуживания авиатехники, но и ремонтно-восстановительными мастерскими.

Украинский Ан-2 с польской регистрацией (на левом борту).
Украинский Ан-2 с польской регистрацией (на левом борту). Зрелище жуткое, но обещают за него взяться в самое ближайшее время.

Стараясь привлечь еще больший интерес к своей деятельности, каждое третье воскресенье месяца (кроме декабря – января и августа – сентября) Фонд устраивает День открытых дверей. С 10 до 14 часов любой желающий может не только осмотреть довольно интересную статическую экспозицию, но и понаблюдать за полетами некоторых экспонатов.

 Зрителей в этот раз было немного. Может, серые тучи напугали?
Зрителей в этот раз было немного. Может, серые тучи напугали?

Именно в такой день и пригласил меня в гости на аэродром президент Фонда г-н  Доминго Жаумандри (Domingo Jaumandreu Ros). На статической экспозиции перед главным ангаром Фонда разместились несколько самолетов, среди которых, безусловно, выделялись Ан-2 и F-4C «Фантом» II.  Я уже было приготовился неспешно рассмотреть эти и другие экспонаты, но в это время началась подготовка к вылету пары раритетных бипланов CASA-Bücker 1.131 Jungmann, и было бы жалко пропустить сие действо.

От винта!
От винта!

CASA-Bücker 1.131 Jungmann — это лицензионная версия некогда мегапопулярного немецкого «Юноши» довоенной постройки, выпускавшаяся (в том числе) испанской компанией CASA вплоть до начала 60-х гг. (были построены около 530 таких самолетов).

5

Запуск, прогрев, и вот уж пара бипланов, как будто сошедшая с картинки, порулила на исполнительный старт. Взлетали и садились, правда, они поодиночке, но вот три прохода над полосой в сомкнутом порядке сделали. Красиво, ничего не скажешь!

8
9
10
11
12

Еще в этот день летали Zlin 526 «Акробат» и Piper PА-18-150 «Супер Каб».

7
«Вышка» построена более 100 лет назад!
3
«Супер Каб» — красавчик!

«Акробат» показал несколько фигур сложного пилотажа, но в целом, его программу можно назвать спокойной. Без фанатизма, как говорится…

После окончания летной программы президент Фонда показал мне реставрационную мастерскую, в которой на разных стадиях процесса находились несколько машин.

Справа — президент Фонда г-н Доминго Жаумандри. На заднем плане — учебно-тренировочный AISA I-115

Итальянский Макки МВ-308, например, отреставрирован до «уровня» статического экспоната еще в прошлом году, а сейчас идет процесс его доводки до летного состояния.

14

А вот бельгийскому минисамолету Фэйри «Типси Ниппер» до полетов еще далеко: его реставрация в самом разгаре.

15

Также как и двухместному испанскому УТС AISA I-115. Но процесс идет, и скоро в небе можно будет увидеть и эти машины.

Есть в коллекции Фонда и наш И-153. В этот день его не выставляли, но мне предоставили возможность взглянуть на легендарную «Чайку» и запечатлеть ее.

16

Это одна из трех восстановленных до летного состояния поликарповских машин такого типа для Alpine Fighter Collection. Работы проводило новосибирское ЗАО «Авиареставрация» по заказу новозеландского коллекционера Тима Уоллеса.

Впоследствии эту «Чайку» купили на аукционе для Фонда. По рассказу «штатного» летчика И-153, на том аукционе они стояли перед дилеммой, что покупать: «Чайку» или английский «Спитфайр». Чаша весов склонилась в пользу истребителя Поликарпова, так как, по словам пилота, эта машина была им ближе исторически. Нашу помощь республиканской Испании в годы гражданской войны здесь не забыли…

17

Замечу, что эта «Чайка» — настоящий боевой истребитель, с серийным номером 7027. Воевал в составе 828-го смешанного (впоследствии – штурмового) авиаполка Северного фронта. По некоторым данным, был сбит в начале сентября 1942 г. В 1991 г. самолет был доставлен в Новосибирск для проведения реставрационных работ, после чего, как мы уже знаем, он отправился в Новую Зеландию.

18
Пилоты обсуждают прошедшие полеты
19
Спиной к нам — испанский летчик И-153-го.

К сожалению, «полдня» открытых дверей пролетели как одно мгновенье. Я и осмотреть-то подробно все не успел, а волонтеры уже приступили к буксировке авиатехники в ангары и демонтажу ограждений. Жаль…

Норт Америкен Т-6 "Тексан" из статической экспозиции.
Норт Америкен Т-6 «Тексан» из статической экспозиции.
"Фантом" зачехлен, ограждения убраны. День открытых дверей завершен.
«Фантом» зачехлен, ограждения убраны. День открытых дверей завершен.

Будем ждать, когда Фонд превратит часть аэродрома Сабадель в полноценный музей, открытый целый день. Успехов ему в этом!

P.S. Когда я присел передохнуть перед обратной дорогой возле проходной, стоянку Фонда через нее покидали последние волонтеры. «Смотрите, это русский, — указал сопровождавший меня по аэродрому один из них. — Он приехал из России сюда специально, чтобы сфотографировать наш Поликарпов и другие самолеты». «О, руссо, руссо!» – уважительно загомонили остальные, а их лица засияли в улыбках. Было чертовски приятно…
Huge gratitude to the FPAC president Domingo Jaumandreu Ros and all the other who helped to make this report!

Огромная благодарность президенту Фонда г-ну Доминго Жаумандри и всем, кто помогал на аэродроме!

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 2

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?