5
(1)

В августе минувшего года на военном аэродроме в подмосковной Чкаловской открыли ворота для всех желающих. Авиаторы 8-й адон отмечали свой профессиональный праздник. Замечу, что впервые день открытых дверей устраивали в августе 1991 года.
Пользуясь случаем, хочу напомнить, а молодежи — пояснить, что аэродром был введен в строй в начале 1930-х и целиком принадлежал Научно-испытательному институту ВВС (НИИ ВВС), переведенному сюда с Ходынского поля столицы. Первые сообщения о существовании аэродрома замелькали в прессе в связи с начавшимися рекордными перелетами советских летчиков и именовался он тогда в открытой печати как Щелковский.
Других достойных населенных пунктов поблизости не было, если не считать безымянного военного городка в двух километрах от него.
Отсюда до войны в дальние перелеты отправлялись экипажи М.М. Громова, В.П. Чкалова, С.А. Леваневского, В.С. Грузодубовой, В.К. Коккинаки и других легендарных летчиков, а в 1980-е совершен кругосветный перелет на Ан-124 «Руслан».
Весной 1937 года железнодорожную станцию Томская, находившуюся рядом, переименовали в Чкаловскую и аэродром переименовали в Чкаловскую. Это название использовалось в документах НИИ ВВС и в открытых листах (списках пассажиров, улетавших и прилетавших на этот аэродром), и сохранялось до развала СССР.
Однако события, произошедшие в 1992 году, многое изменили в этом мире. Если до этого все, кто въезжал на аэродром или проезжал через городок, видели дорожный знак «Щелково-3», то теперь их взорам предстал указатель: «Чкаловский».
Дело в том, что после войны нашлись энтузиасты, поспособствовавшие превращению военного городка в поселок, получивший такое название. К этому располагало и то, что название НИИ ВВС было открытым (без всяких там в/ч). В 1958 года Чкаловский вошел в состав Щелково и после перевода НИИ ВВС в Астраханскую область упоминания Чкаловский и вовсе исчезли, а поселковые функции передали Свердловскому поссовету, находившемуся примерно в семи километрах от Чкаловской.
Когда в 1960 году к нам из Шереметьево перебазировалась транспортная авиабригада (впоследствии преобразованная в дивизию), то новички привезли и «свой устав», став именовать поселок «Чкаловский» и совершенно забыв о науке о названиях — топонимике. Это свойственно варягам. Правда начальником Щелковского гарнизона еще долго оставался начальник НИИ ВВС, но тоже не из местных кадров.
Этот небольшой экскурс в историю считаю необходимым, особенно для молодежи, прибывающей на службу в Чкаловскую, да и их детям-внукам тоже полезно знать, где они живут.
Но вернемся к празднику. Событие знаковое и очень нужное, чтобы наши потомки шли не в менеджеры без романтики и приключений, а по стопам своих отцов, укрепляя обороноспособность Отчества.
И вот снова я на аэродроме, когда-то бывшим родным и близким. Стоя на его бетонных плитах, в который раз хочется почувствовать запах сгоревшего керосина, идущий от выруливающего на исполнительный старт самолета. Это как бальзам, придающий силы.
Пройдя на летное поле, первое, что бросилось в глаза – это новая авиатехника, самолеты Ту-214 и Ан-148, приходящие на замену ветеранам Ту-154Б-2 и Ил-62М. Правда, отсутствовал Ил-96 Министра обороны. Реанимацией этой машины в надежде заинтересовать авиакомпании в настоящее время занимается авиапром.
Однако немало сохраняется Ту-134, Ту-154 в вариантах «Б-2» и «М», Ил-18, Ил-22 и Ил-62, изготовленных еще в Советском Союзе. Машины крепкие, остаточный ресурс довольно большой, да и о высокой их надежности хорошо известно А воздушные командные пункты Ил-22 постоянно модернизируются, отвечая на новые вызовы вероятного противника.

Линейка воздушных пунктов управления Ил-22. ©2018 Н. Якубович
Только что прилетевший Ту-154М. ©2018 Н. Якубович
Ту-134АК ВКС РФ. ©2018 Н. Якубович
Некогда флагман Аэрофлота — Ил-62М. ©2018 Н. Якубович
Ветеран Ил-18 до сих пор в строю. ©2018 Н. Якубович

По-прежнему в строю немало Ан-26 и Ан-72, замена которых еще предстоит после становления Ил-112.

Ан-72 ВКС РФ. ©2018 Н. Якубович

А пока на аэродроме можно увидеть Ан-140 и Ан-148 украинской разработки, изготовленные на наших предприятиях.

Ан-148 ВКС РФ. ©2018 Н. Якубович

Еще одной новинкой на аэродроме стал пассажирский Ту-214ПУ-СБСУ. По отзывам, это удачная, испытанная временем машина, к сожалению, не нашедшая спроса у авиакомпаний, которые ради наживы готовы пойти на все, вплоть до дискредитации отечественной техники.

Ту-214ПУ-СБСУ хорошо смотрится с трапа соседнего самолета. ©1989 Н. Якубович

Несмотря на праздник, аэродром продолжал свою боевую работу. Одни борта возвращались из дальних странствий, а другие улетали, как, например, египетский С-130 «Геркулес», приковавший к себе внимание зрителей.

С-130Е Hercules ВВС Египта. ©2018 Н. Якубович

Необычную для военного аэродрома машину в песчаном камуфляже, напоминающую отечественный Ан-12 (кстати, он также приземлился здесь в праздничный день), провожали, казалось, все гости этого «миниавиасалона».

Разбег египетского «Геркулеса». ©2018 Н. Якубович
Ан-12БК через несколько минут зарулит на отведенную ему стоянку. «Рабочая лошадка» транспортной авиации ВКС трудится и в праздник. ©2018Н. Якубович

Обновление авиапарка особенно чувствовалось на вертолетных стоянках, где, бликуя свежей краской, красовались последние модификации Ми-8МТ и Ка-226.

Транспортно-десантный вертолет Ми-8АМТШ. ©2018 Н. Якубович
Кабина экипажа вертолета Ка-226. ©2018 Н. Якубович

Помимо летательных аппаратов посетители могли увидеть средства аварийного спасения людей, оказавшихся в море, а также многочисленную аэродромную технику, без которой невозможно себе представить подготовку, как самолетов и вертолетов, так и аэродромной инфраструктуры к полетам.
В целом праздник удался и особенно он порадовал как подрастающее поколение, так и ветеранов.

И в заключении еще несколько снимков с этого интереснейшего мероприятия.

Воздушный пункт управления Ил-80. ©2018 Н. Якубович
Ту-134А на стоянке. ©2018 Н. Якубович
Транспортно-боевой Ми-35 не экспонировался. ©2018 Н. Якубович
Рядом со зданием аэроуправления бывшего НИИ ВВС «выросла» новая «вышка», с которой осуществляется управление полетами. ©2018 Н. Якубович
МиГ-23МЛ готовится, чтобы стать визитной карточкой 30 ЦНИИ МО, занявшего главный корпус некогда всемогущего Государственного Краснознаменного НИИ ВВС. ©2018 Н. Якубович
В салоне Ка-226. ©2018 Н. Якубович
Средства наземного обслуживания тоже представили для посетителей большой интерес. ©2018 Н. Якубович
©2018 Н. Якубович
©2018 Н. Якубович
©2018 Н. Якубович
©2018 Н. Якубович
©2018 Н. Якубович
Аварийные средства спасения экипажа на воде. ©2018 Н. Якубович
Плот спасательный надувной ПСН-6А. ©2018 Н. Якубович

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 1

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?