На заставке: фото US Air force
В рамках бюджета на 2025 финансовый год (стартует 1 сентября 2024 г.), представленного администрацией президента США 11 марта, озвучены, в том числе, планы и по расходам на оборону. Рассмотрим кратко основные моменты, касающиеся военной авиации американцев.
Военно-воздушные Силы (USAF)
Проектом бюджета на 2025 год предусматривается вывод из боевого состава 250 летательных аппаратов. Планируется, что на хранение отправятся, в том числе, 32 истребителя 5-го поколения Lockheed Martin F-22 Raptor из так называемого Блока 20 (c/n 4041-4061 и 4062-4083). Их не коснулись усовершенствования, внедренные в последующих сериях истребителя (Блоки 30 и 35).
Также запланирован вывод из боевого состава 65 истребителей F-15C/D и 26 ударных F-15E с менее мощными двигателями PW F-100-PW-200, а также 11 F-16C/D. Кроме того, в рамках поэтапного снятия с вооружения штурмовиков A-10 Thunderbolt II к 2029 г. в следующем финансовом году предусматривается прекращение эксплуатации еще 56 машин этого типа.
Среди самолетов общего назначения в планах на списание значатся шесть средних военно-транспортных С-130Н и один самолет РЭБ ЕС-130Н, один воздушный узел связи Е-11 (на базе административного Bombardier Global Express) и 22 учебно-тренировочных Raytheon T-1 Jayhawk. Кроме того, планами предусматривается вывод из эксплуатации 16 самолетов-дозаправщиков Boeing KC-135, двух конвертопланов CV-22 и дюжины вертолетов HH-60G.
В то же время проектом предусматривается закупка 18 единиц новейшей ударной модификации F-15EX Eagle II, а также 42 многоцелевых Lockheed Martin F-35A. Для замены «Стратотанкеров» KC-135 предусматривается дополнительно закупить полтора десятка Boeing KC-46. И это, несмотря на имеющиеся с новым заправщиком технические проблемы.
На замену безнадежно устаревшим сверхзвуковым УТС для повышенной летной подготовки T-38 Talon предусматривается поставка первых семи самолетов T-7A Red Hawk. Первоначальными планами предполагалось, что в 2025-м финансовом году ВВС получат вдвое больше этих учебных самолетов. Однако, окончательное решение Счетной палаты США о запуске самолетов в серийное производство ожидается только в мае. А эксплуатационной готовности новых УТС планируется достичь в 2027-м финансовом году. Короче говоря, программа буксует.
Проектом бюджета предусматривается также закупка шести вертолетов для спецопераций MH-139 и одного транспортного Boeing C-40 Clipper.
В итоге, с учетом списания и закупок новой авиатехники ее общее количество в ВВС должно составить 4903 единицы.
Авиация ВМС США (USN)
Бюджетный запрос ВМС США на 2025 финансовый год в его авиационной части включает 16,2 млрд долларов США на закупку 75 единиц авиатехники, в том числе — 26 истребителей F-35, а также 15 тяжелых вертолетов CH-53K. Также планируется поставка 27 двухмоторных учебно-тренировочных самолетов T-54 по программе Multi-Engine Advanced Trainer (METS). В 2025 финансовом году планируется завершить программу поставок этого УТС в авиацию ВМС.
Заказ на F-35 разделен пополам между авиацией ВМС и Корпусом морской пехоты (КМП). 13 истребителей с коротким взлетом и вертикальной посадкой F-35B предназначены для КМП США (USMC) и столько же — авианосных моделей F-35C для ВМС США. Модели B предназначены для замены Boeing AV-8B «Харриер II» в качестве единственного ударного истребителя корабельного базирования морской пехоты США, а модели C должны дополнить более крупный парк палубных самолетов Boeing F/A-18E/F.
Согласно бюджетным документам, ВМС США планируют закупить до 2029 финансового года еще по 71 единице F-35 каждой модификации. Однако поставки этого типа истребителей в настоящее время приостановлены до утверждения «Технического обновления 3» (TR3), которое включает новый компьютерный процессор и другие обновления, которые заложат основу для «Блока 4».
Несмотря на заверения в приверженности продолжения программы разработки перспективного истребителя-штурмовика F/A-XX для замены самолетов семейства «Супер Хорнет», финансирование этой статьи расходов сокращается примерно на 1 млрд долларов США.
Значительную часть бюджета предполагается израсходовать на закупку запасных частей и поддержание исправности и боеготовности существующего авиационного парка как ВВС, так и авиации ВМС США.