27 ноября 2022 года на авиабазе ВВС Японии Tsuiki префектуры Фукуока вновь состоялся ежегодный день открытых дверей с динамическим и статическим показом авиатехники. Вновь, потому что два предыдущих года это мероприятие не проводилось из-за пандемии и антиковидных ограничений.
Мероприятие традиционно включает в себя собственно авиашоу и развлекательную часть, куда входит выступления местных танцевальных и музыкальных коллективов. Для зрителей организовано горячее питание, в продаже большое количество сувениров и авиационной атрибутики (нашивки с эмблемами эскадрилий ВВС Японии, футболки, куртки и прочее).
Приходить на день открытых дверей авиабазы следует как можно раньше, хоть летная программа начинается около 8.30-9.00 часов. Запускать же посетителей начинают с 7.30-8.00 часов, при этом очередь на входе формируется уже в 5-6 часов утра. Желающих попасть на мероприятие очень много, и это не только фотографы. В большинстве своем посетители — это обычные люди, жители поселка и близлежащих населенных пунктов. Для которых день открытых дверей – это, прежде всего, возможность интересно провести с семьей выходной. В данном случае работает принцип «Кто раньше встает…», иначе все максимально приемлемые для фотосъемки места к началу полетов будут заняты «айфоновыми фотографами» 🙂
На аэродроме базируются 6-я и 8-я тактические эскадрильи японских истребителей Mitsubishi F-2. У 6-й эскадрильи эмблема – скрещенные ножи, лук и стрела, у 8-й – пантера.
Полетную программу открыли 6 истребителей F-2, по 3 с каждой эскадрильи, которые прошли группами по 3 самолета, и позже – все шесть.
Хозяев авиабазы сменила группа из 4 самолетов Kawasaki T-4 13-го тренировочного авиакрыла авиабазы Ashiya, также расположенной в границах префектуры Фукуока.
Следующим участником авиапрограммы стал ударный вертолет AH-64DJP Apache Longbow из состава 1-й эскадрильи авиабазы армейской авиации Metabaru, расположенной на юге полуострова Кюсю. Всего в Японии по лицензии было собрано 13 «Апачей», сборку осуществляла компания Fuji Heavy Industries (в настоящее время – корпорация Subaru). Один из них (из состава авиабазы Metabaru, участвовавший в авиашоу Tsuiki в ноябре 2017 года) разбился 5 февраля 2018 года, после чего полеты всех «Апачей» до окончания проверки были приостановлены и возобновились лишь к ноябрю 2019 года.
В авиапрограмме в качестве «гостей» приняли участие и два истребителя Mitsubishi F-15J Eagle 305-й тактической эскадрильи авиабазы Nyutabaru, расположенной в живописной префектуре Миядзаки на юге полуострова Кюсю, которые, после зрелищной демонстрации своих летных возможностей, убыли на Филиппины для участия в совместных двухнедельных учениях на авиабазе Кларк.
Помимо боевой авиации, в авиашоу приняли участие вертолет Mitsubishi UH-60J и самолет British Aerospace U-125A спасательного авиационного крыла авиабазы Ashiya.
В статической экспозиции были представлены «отработавший» летную программу «Апач», армейский Mitsubishi UH-60JA Black Hawk с авиабазы Akeno, Kawasaki CH-47J Chinook с авиабазы Naha, морская авиация, а также наземная техника ПВО.
Кроме того, перед началом полетов прибыл небольшой транспортный самолет Beechcraft UC-12W Huron авиации морской пехоты США (авиабаза Iwakuni) для фотосъемки авиашоу.
Мероприятие, как и всегда, получилось достаточно интересное. Погода была хорошая, в отличие от аналогичных мероприятий 2017-2019 гг. Сами полеты и проходы над полосой осуществлялись на достаточно малой высоте в сравнении, к примеру, с программой дня открытых дверей авиабазы Naha и других авиабаз, расположенных в границах гражданских аэропортов. Здесь летчики нередко практикуют проходы на сверхмалой высоте, чем очень радуют зрителей.
В летной программе доминируют «местные» F-2, а наиболее активная ее часть приходится на послеобеденное время. Если вы хотите досмотреть летный показ до самого конца, будьте готовы уходить в толчее вместе с основной частью зрителей. Если такой вариант не устраивает, можно порекомендовать не дожидаться окончания полетов и выбираться с аэродрома незадолго до их окончания.
С точки зрения фотосъемки все очень удобно: географически полоса расположена под небольшим углом, почти горизонтально, площадка для зрителей расположена к югу от ВПП, и солнце в течение всего дня светит в спину. Но, опять же, приходить нужно как можно раньше, чтобы занять удобное место, где никто не будет создавать препятствий для съемки.