4.9
(8)

На заcтавке: опытный Ил-112В в полете. Фото: ©ПАО «Ил», источник — airwar.ru

Вчера РИА Новости со ссылкой на некий «информированный источник» сообщило о переработке проекта легкого ВТC Ил-112В под перспективный ТРДД ПД-8. «Конструкцию Ил-112В планируется переработать под реактивные двигатели ПД-8. В частности, ряд изменений будут внесены в конструкцию крыла самолета, топливную систему, другие бортовые системы», — рассказал собеседник агентства.

Как говорили встарь, «Боже, какая прелесть»! Легкий ВТС взлетной массой порядка 20 тонн оснастят парой двухконтурных двигателей суммарной тягой около 16 тонн! Создав таким образом «транспортник» с тяговооруженностью (соотношение максимальных суммарной тяги двигателей и взлетной массы самолета), коей могут позавидовать и некоторые истребители. Для справки: тяговооруженность Ил-76МД-90 составляет ~ 0,3, Boeing C-17 Globemaster III — 0,28, Ан-124-100 «Руслан» — 0,24.

Далее. Самолеты, оснащенные турбореактивными двигателями, имеют более высокие летно-технические характеристики в сравнении с турбовинтовыми машинами. Легкий Ил-112В, разрабатывавшийся на замену ветерану Ан-26, априори не должен иметь скорость в 800 км/ч и практический потолок в 12 000 м. Такие характеристики избыточны для этого типа транспортных самолетов. У них другое предназначение и возможности.

Быть может, речь идет о турбовальном ПД-8В, которым планируется заменить запорожский Д-136 на сверхтяжелых вертолетах Ми-26? Но, по словам разработчиков, новый двигатель будет иметь на 15% большую мощность на валу, чем советский Д-136. То есть, порядка 13 000 л.с. Штатный двигатель Ил-112 ТВ7-117 имеет взлетную мощность порядка 3 000 л.с., т.е., более чем вчетверо меньшую. Значит, тоже не вариант.

Что же кроется за вбросом «информированного источника» о переработке легкого ВТС? Позволю себе предположить, что данная информация — это попытка «сохранить лицо» в вопросе прекращения дальнейших работ по (не самому удачному) проекту Ил-112В в качестве легкого ВТС на замену Ан-26. Никакая ремоторизация под ПД-8 вкупе с перепроектировкой крыла, о которой сообщает источник РИА Новости, не позволит спасти самолет в варианте легкого военно-траспортного.

Ил-112В. Фото ©ОАК

А что же дальше? Смею предположить, что проект трансформируется в средний военно-транспортный самолет, по возможностям сопоставимый с украинским Ан-178. Сечение грузовой кабины у обоих самолетов идентично, фюзеляж «стодвенадцатого» будет удлинен за счет вставок впереди и позади центроплана. Рампа готова и отработана на исходном самолете. Очевидно, новое крыло станет стреловидным. Эффективность хвостового оперения возрастет за счет более длинного фюзеляжа (увеличивается плечо относительно центра масс), но не исключается и увеличение его площади, а также придание стреловидности половинам стабилизатора.

Да, это сложно. Да, это будет фактически новый самолет. Но:
1. Значительная часть вопросов конструкции уже отработана на Ил-112В. Кабина, рамповая хвостовая часть, существенное количество конструктивных и технологических решений, которые можно использовать, а также взаимодействие в команде разработчиков, смежников.
2. «Нежданно» сдвигается с мертвой точки многолетний и многострадальный процесс создания среднего ВТС на замену Ан-12, насущность которого никак не меньше его легкого собрата.

Ну, а что же легкий ВТС? На мой взгляд, здесь несколько вариантов:
1. Со временем будет создан новый двигатель мощностью 3,5 — 4 тыс. л.с., что позволит вернуться к исходному Ил-112В. Возможно, было бы уместно рассмотреть некогда отвергнутый в угоду «братской республике» и ее запорожскому АИ-20 (более тяжелому и менее экономичному) замечательный по своим характеристикам турбовинтовой двигатель НК-4, созданный в ОКБ Н. Кузнецова.
2. У Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) «на подходе» «Ладога» (ну, не хочется использовать в письме и речи эти безликие аббревиатуры ШФДМС, ТВРС 🙂 ). Иранский опыт по переделке лицензионного Ан-140 в рамповый легкий ВТС (Авиамир недавно об этом писал) подсказывает, что аналогичным образом в перспективе возможно доработать и детище УЗГА. И не говорите мне, что «Ладога» — чисто гражданская машина, не предназначенная для военной авиации. Полагаю, что у принятых на вооружение нашими ВКС и морской авиацией в прежние годы Ан-140 и Ан-148 военного начала не больше. И ничего, служат.

3. Для многих задач, выполняемых сегодня ветеранами Ан-26, вполне бы подошел и разработанный в начале 90-х гг. в инициативном порядке грузопассажирский С-80. Правда, машина ОКБ им. П.О. Сухого оснащена американскими двигателями, но вряд ли для ОДК адаптация ВК-2500 под этот проект стала бы непосильной задачей.

4. На крайний случай, кооперация с Ираном по их рамповой модификации ИрАн-140. Тоже не самый худший вариант.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 4.9 / 5. Проголосовавших - 8

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?