5
(1)

22-23 августа в польском городе Радом, что в 100 км от Варшавы, состоялось XIV международное авиашоу “Radom AirShow 2015”. Аэродром Радом Садков (Radom Sadków) принял в эти дни, по оценкам организаторов, 250 летательных аппаратов из 20 стран, а также около 180 тыс. зрителей.
Летная программа авиашоу была настолько насыщенна, что осмотреть довольно приличную (и по размерам, и по насыщенности) статическую экспозицию из трех десятков машин можно было только в ущерб полетам. Судите сами: оба дня летный показ начинался в 9 утра и длился беспрерывно в течение 10 часов. С утра публику развлекали многочисленные в Польше аэроклубы, а после полудня и до вечера небом над аэродромом завладевали военные. Предварял основную часть программы воздушный парад польских ВВС. А затем – одиночный и групповой пилотаж известнейших пилотажных групп и солистов, небольшое, но эффектное файер-шоу с имитацией удара по наземным целям польскими Су-22М4, демонстрация возможностей новейшего турецкого вертолета Т129 АТАК (лицензионный вариант итальянского А129 «Мангуста»).
Что же касается именитых гостей, то здесь их было предостаточно: «Патруль Свис» (Patrouille Suisse), «Фречче Триколори» (Frecce Tricolori), «Балтик Бииз» (Baltic Bees). Испанию представляли сразу две пилотажные группы: «Патрулла Агилла» (Patrulla Águila) на учебных CASA-101 «Авиоджет» и «Патрулла АСПА (Patrulla Aspa) на легких вертолетах ЕС-120 «Колибри». Пожалуй, впервые в столь масштабном восточноевропейском мероприятии участвовали пилотажные группы из Дании (Baby Blue) и Иордании (Royal Jordanian Falcons). И пускай они выступали не на боевых, а на учебных и спортивных машинах, по зрелищности их пилотаж был ничем не хуже, чем у более именитых собратьев. Разве чуть скромнее и тише…
В «одиночной» категории выступили представители Греции и Бельгии (оба на F-16), французский пилот на «Рафале», его итальянский коллега на «Еврофайтере», словацкий ас на МиГ-29. Довольно эффектно смотрелся и раритетный румынский МиГ-21 «Лансер». Австрийские военные представили пилотаж легкого УТС Пилатус PC-7. ВВС Чехии продемонстрировали уже традиционные для европейских авиашоу выступления L-159 и Ми-24, а вот чешские «Гриппены» в этот раз по каким-то причинам отсутствовали. Жаль. Эффектный пилотаж на этом легком истребителе, как правило, вызывает неизменный восторг зрителей.
Постарались и хозяева. Две «национальные команды» – «Бяло-червоные «Искры»» на TS-11 и «Орлики» на одноименных PZL-130 – были встречены бурей эмоций большинства зрителей. С какой теплотой и любовью приветствовали они своих летчиков! А уж об одиночном пилотаже польского пилота на МиГ-29 и говорить нечего! Национальный герой, не иначе…Пилотаж был и вправду хорош. Недаром наш МиГ «в польском исполнении» вызвал фурор на прошедшем этим летом английском Фейфорде Royal International Air Tatoo. Эффектно смотрелись также пары Су-22М4, Ми-24, одиночная работа польских вертолетчиков на W-3 «Сокол» и легком SW-4 национальной разработки.
По сравнению с предыдущими годами авиашоу «повзрослело». Усилились меры безопасности, значительно выросло количество посетителей, расширилась география участников и авторитет мероприятия. Неизменны лишь буря восторга и море положительных эмоций от этого 10-часового марафона летного мастерства!
А теперь чуть подробнее, с иллюстрациями…

У "Фрече Триколори" на этом аэродроме свое постоянное место - самая близкая к публике стоянка
У “Фрече Триколори” на этом аэродроме свое постоянное место – самая близкая к публике стоянка
"Суперкаб" "повышенной проходимости". И это не самоделка какая-нибудь. Такой вариант с 80-х гг. выпускает фирма "Авиат эйркрафт". А самолет называется "Хаски" (Husky).

“Суперкаб” “повышенной проходимости”. И это не самоделка какая-нибудь. Такой вариант с 80-х гг. выпускает фирма “Авиат эйркрафт”. А самолет называется “Хаски” (Husky)
217F0355
На старт собирается группа польских спортсменов
Не дорулив до полосы возвращаются. Вот у этого спустил левый пневматик. Бывает. Вовремя заметили...
Не дорулив до полосы возвращаются. Вот у этого спустил левый пневматик. Бывает. Вовремя заметили.
Пожалуй, самая именитая в Польше спортивная пилотажная группа - "Желазны" (Zelazny). Два Zlin Z-50, один Extra 330 и планер MDM Solo Fox. Вот его-то и катят на старт
Пожалуй, самая именитая в Польше спортивная пилотажная группа – “Желазны” (Zelazny). Два Zlin Z-50, один Extra 330 и планер MDM Solo Fox. Вот его-то и катят на старт
В воздухе - любительская пилотажная группа 3АТ-3 на одноименных легких "ктовых" самолетах польской постройки.
В воздухе – любительская пилотажная группа 3АТ-3 на одноименных легких “китовых” самолетах польской постройки
Несмотря на маломощные двигатели и простую конструкцию, пилоты этих машин демонстрируют вполне достойный пилотаж.
Несмотря на маломощные двигатели и простую конструкцию, пилоты этих машин демонстрируют вполне достойный пилотаж
Единственную в группе Zelazny девушку зовут Агата (Agata Nykaza)
Единственную в группе Zelazny девушку зовут Агата (Agata Nykaza)
Zlin Z-50LS.
Zlin Z-50LS
Пилотаж у ŻELAZNY красивый
Пилотаж у ŻELAZNY красивый…
... и сольное выступление на планере добавляет ему особый шарм. Кстати, в последние годы планеры стали оснащать какими-то шумовыми генераторами, и они теперь "завывают" в воздухе. Эффектно!
… и сольное выступление на планере добавляет ему особый шарм. Кстати, в последние годы планеры стали оснащать какими-то шумовыми генераторами, и они теперь “завывают” в воздухе. Эффектно!
Выступление ŻELAZNY завершено. Отличительная особенность авиашоу в Радоме – приветствия участниками публики. Барьер, ограничивающий зрителей, расположен вблизи рулежки, поэтому визуальный контакт с летчиками – дело обычное.
А это Тадеуш Колашевски (Tadeusz Kołaszewski) заруливает на стоянку. Поприветствуем же его!

Спортивная часть программы завершилась. В дело вступают военные. Для участия в воздушном параде на старт потянулись "Орлики".
Спортивная часть программы завершилась. В дело вступают военные. Для участия в воздушном параде на старт потянулись “Орлики”
PZL-130 - это польская разработка 80-х гг., первоначально - с советским поршневым мотором М-14. В 90-е машину переработали под чешский ТВД М601, а затем - канадский РТ6. Вот в таком виде он и поступил на вооружение ВВС Польши в 1993 г.
PZL-130 – это польская разработка 80-х гг., первоначально – с советским поршневым мотором М-14. В 90-е машину переработали под чешский ТВД М601, а затем – канадский РТ6. Вот в таком виде он и поступил на вооружение ВВС Польши в 1993 г.
В начтоящее время машины дорабатываются до стандарта ТС2 (новый двигатель, крыло, авионика) и усиленно продвигается на внешний рынок. Пока - безуспешно...
В настоящее время машины дорабатываются до стандарта ТС2 (новые двигатель, крыло, авионика) и усиленно продвигаются на внешний рынок. Пока – безуспешно…
TS-11 Iskra пилотажной группы "Бяло-червоные "Искры"". Без преувеличения - ветераны, ведь из разработка началась еще в конце 50-х гг. ХХ века.

TS-11 Iskra пилотажной группы “Бяло-червоные “Искры””. Без преувеличения – ветераны, ведь из разработка началась еще в конце 50-х гг. ХХ века, а первый полет состоялся 5.02.1960 г
С 1964 г. на "Искрах" выросло не одно поколение польских пилотов. Теперь их заменят итальянские М346 "Мастер" (которые то же, что и Як-130)
С 1964 г. на “Искрах” выросло не одно поколение польских пилотов. Теперь их заменят итальянские М346 “Мастер” (которые то же, что и Як-130)
У этих ребят место съемки, конечно, шикарное. Эх!...
У этих ребят место съемки, конечно, шикарное. Эх!…

Парад как таковой снимать не стал. Съемка против солнца, проход техники на приличной высоте… Да и пора бы было уже набрать воды. Дело в том, что в этот раз почему-то у всех на входе выливали из бутылок воду и объясняли, что ее можно будет бесплатно набрать дальше. Раздача бесплатной воды “дальше” была организована, мягко говоря, “не очень”, пришлось потратить драгоценное время на ожидание в очереди. Как раз здесь я и заснял вертолет круглосуточного польского телеканала TVN.

Возможно, это одно из последних фото данного Робинсона перед аварией.
Возможно, это одно из последних фото этого Робинсона перед аварией

Потом, когда я уже находился на месте съемки, польские коллеги, которые прослушивали эфир, сообщили, что вертолет разбился. Как выяснилось позже, произошла серьезная авария. Люди, слава Богу, живы, но R-44 серьезно пострадал.

217F1189

Начинался собственно показ. И открывала его пилотажная группа ВВС Швейцарии “Патруль Суисс” ( Patrouille Suisse) на истребителях F-5E “Тайгер”.

Ну, этим уже никого не удивишь… Но все равно здорово!
Характерная черта этой пилотажной группы - сверхмалые вертикальные интервалы.
Характерная черта этой пилотажной группы – сверхмалые вертикальные интервалы (эшелоны)
Новый элемент программы, впервые продемонстрированный в прошлом году.
Новый элемент программы, впервые продемонстрированный в прошлом году
Пока швейцарцы выписывают групповые пируэты в воздухе, на старт проруливает греческий солист
Пока швейцарцы выписывают групповые пируэты в воздухе, на старт проруливает греческий солист капитан Сотириос Стралис (Sotirios Stralis) на F-16 Block52, “облаченном” в новую яркую ливрею
В последние годы проход с выпущенными шасси стал практически обязательным пунктом программ большинства пилотажных групп.
В последние годы проход с выпущенными шасси стал практически обязательным пунктом программ большинства пилотажных групп
"Патруль Суисс" завершили свое выступление, ....
“Патруль Суисс” завершиают свое выступление, ….
... а в небо уже устремляется греческий "Зеус демо" (Zeus demo team). Когда-то и у Греции была полноценная пилотажная группа на Канадэйр CL-13 (то же, что и F-86 "Сейбр"). Но это было давно...
… а в небо уже устремляется греческий “Зеус демо” (Zeus demo team). Когда-то и у Греции была полноценная пилотажная группа на Канадэйр CL-13 (то же, что и F-86 “Сейбр”). Но это было давно…
Грек еще в воздухе, а на старт спешит румынский МиГ-21бисR "Лансер". Вообще, большинство участников выруливала с запредельным запасом времени, а потом молотила по 10-15 минут на малом газу перед полосой. Топлива и ресурса не жалко?
Грек еще в воздухе, а на старт спешит румынский МиГ-21бис R “Лансер”. Вообще, большинство участников выруливала с запредельным запасом времени, а потом молотила по 10-15 минут на малом газу перед полосой. Топлива и ресурса не жалко?
А грек летал красиво! Хотя особо выдающейся маневренности за F-16 я никогда не замечал.
А грек летал красиво! Хотя особо выдающейся маневренности за F-16 я никогда не замечал
Обожаю такие ракурсы! как будто рядом летишь...
Обожаю такие ракурсы! как будто рядом летишь…

Когда в небо поднялся наш, доработанный израильтянами, “БИС”, вспомнилась формулировка из конспекта по тактике советских ВВС: “… МиГ-21бис способен вести маневренный бой с истребителями ВВС США четвертого поколения F-15 и F-16. А в определенных диапазонах высот и скоростей – превосходить их”. Хвала создателям таких машин, которые не устаревают и за полвека!

Выступление румынского аса на МиГ-21бис смотрелось весьма эффектно.
Выступление румынского аса на МиГ-21бис смотрелось весьма эффектно
Как говорится, классика! Вот уж точно: старый конь борозды не испортит...
Как говорится, классика! Вот уж точно: старый конь борозды не испортит…

В показ вступает “Патрулла АСПА” (Patrulla ASPA) ВВС Испании. Впервые я их увидел в 2013 г. в чешской Остраве. И был очарован! Я понимаю, что это легкие и простые в управлении вертолеты, что на Ми-24 или Ми-28 летать вместе гораздо тяжелее, что… Да много еще чего! Но как же красиво они летают!!! Чтобы это оценить, надо видеть воочию!

Такой роспуск вначале выступления.
Такой вот роспуск вначале выступления
217F1906
Крупным планом!
Расстояния между аппаратами минимальные!
Расстояния между аппаратами совсем небольшие!
Пошел на полноценную петлю!
Уходит на полноценную петлю…
217F2014
… и выходит!
Встали в круг и хороводят!
Встали в круг и хороводят!

Следующим в программном показе значится Пилатус PC-7 ВВС Австрии. Вот он и покатил на старт.

Боюсь ошибиться, но, по-моему, самолетом управляла девушка
А над ним резвятся испанские вертолетчики на ЕС120 "Колибри".
А над ним резвятся испанские вертолетчики на ЕС120 “Колибри”

Еще несколько моментов выступления испанских вертолетчиков. Как говорится, без комментариев…

217F2181
217F2191
217F2239
217F2267
217F2356-Edit
217F2361
217F2373
Да, на полозьях рулить - только так...
Да, на полозьях рулить – только так…
217F2402-Edit
Ушел в небо австрийский "Пилатус". Его пилотаж был спокойным и выдержанным.
Ушел в небо австрийский “Пилатус”. Его пилотаж был спокойным и выдержанным
А к старту продвигается чешский L-159ALCA.
А к старту продвигается чешский L-159ALCA

Начинаются показательные выступления, пожалуй, фаворита большинства европейских авиашоу – итальянской пилотажной группы “Фречче Триклори” (Frecce Tricolori).

Взлетают двумя группами по 5 самолетов. Тоже единственные
Взлетают двумя группами по 5 самолетов. Тоже единственные…
Вот и вторая "пятерка" взлетела.
Вот и вторая “пятерка” взлетела

Это самая многочисленная пилотажная группа. “Десяткой”, по-моему, не летает больше никто. А КАК они летают!!! На грани, что называется… Но красиво до одури! Задорно, весело, на пределе возможностей!

217F2647
217F2658
217F2693
217F2727

В этом году Frecce Tricolori отпраздновали свое 55-летие. По этому случаю на авиабазе Риволто прошло интересное авиашоу, собравшее немалое количество зрителей. Я собирался, но не поехал: дороговато далековато, да и уж больно неудобно туда добираться. В Радом как-то привычнее…

217F2762
217F2849
217F2980
217F3098

Показательная программа итальянских пилотов была несколько обновлена. Впервые я увидел, как выполняется управляемый штопор на этом самолете.

217F3155

“К выходу на лед” готовится очередной участник авиашоу – истребитель “Рафаль” ВВС Франции.

Очень изящный самолет. Настоящий француз!...
Очень изящный самолет. Настоящий француз!…
Горячие приветствия зрителям!
Горячие приветствия зрителям!

Единственный недостаток выступления итальянцев – из-за обилия дымов получить качественные фото практически невозможно. Рассеивается дым небыстро, что “накладывает отпечаток” (дымный 🙂 ) на выступления других участников.

Frecce Tricolori садятся тоже пятерками.
Frecce Tricolori приземляются тоже пятерками

Между посадкой итальянцев и взлетом француза успевает вклиниться польский W-3 Sokol. Что еще раз демонстрирует насыщенность летной программы.

217F3245
Frecce Tricolori проруливают на стоянку.
Frecce Tricolori проруливают на стоянку
217F3292
217F3398
Sokol тоже завершает свой показ.
Sokol тоже завершает свой показ

В небо устремляется французский истребитель.

217F3432

Хочу пояснить природу “тигриного окраса” некоторых европейских машин, может, кто не в курсе.
Ежегодно в одной из натовских стран проводятся учения истребительной авиации под обозначением “Тайгер мит” (Tiger meet). Я не готов судить об эффективности этих маневров с военной точки зрения, то вот то, что в процессе их проведения устраивается мощное шоу – это факт. Каждая страна – участница представляет свой вариант “тигриной” ливреи; активно привлекаются споттеры, для которых устраиваются специальные показы; мероприятие довольно широко отражается в медиапространстве.

217F3526

А тем временем публика приветствует новичков авиашоу в Радоме – датскую пилотажную группу “Беби блю” (Baby blue) на шведских УТС SAAB T-17 Supporter.

217F3493
217F3501-Edit
217F3511
А "Рафаль" безудержно демонстрирует чудеса маневренности.
А “Рафаль” безудержно демонстрирует чудеса маневренности
Но и его программа заканчивается. "Голубые" - в готовности.
Но и его программа заканчивается. “Голубые” – в готовности
Какой-то польский товарищ остановил “Рафаль” и пофотографировал его вблизи. Вот так, запросто!.. Ну, конечно, в красном комбезе – можно 🙂
Датчане устремились ввысь!
Датчане устремились ввысь!
Ну, пилотаж на таких машинках, пожалуй, не может быть эффектным по определению. Но строй держат...
Ну, пилотаж на таких машинках, пожалуй, не может быть эффектным по определению. Но строй держат…

Вот это уже веселей! “Голубых” сейчас сменит бельгийский ас на F-16.

217F3738
Последовательный роспуск
Эффектный
Эффектный взлет бельгийца! Всех птиц распугал… 🙂
217F3829
Проход на минимальной скорости
Проход на минимальной скорости

Под стать бельгийскому F-16 и следующий участник, уже рулящий к старту, – Еврофайтер “Тайфун” итальянских ВВС.

217F3932
Делюсь опытом, как делаются такие снимки “снизу”. Рука с фотиком просовывается через прутья ограждения, голова – через следующие прутья (рядом). За оградой “это все” совмещается 🙂  Остальные части тела продолжают оставаться за оградой
F-16 с проходом.
F-16 с проходом
217F3994
И, в заключении, эффектный отстрел тепловых ловушек!
И, в заключении, эффектный отстрел тепловых ловушек!

Внезапно над полосой прошла пара Су-22М4, сымитировавших удар по земле…

217F4065

… после чего, естественно, поднялись столбы огня и дыма. Небольшие, правда. А вообще сие файер-шоу было столь неожиданным и скоротечным, что и удачно заснять его в первый день как-то не получилось.

217F4071

Шоу было в самом разгаре, когда стало понятно, что начало потихоньку темнеть. Вкупе с приличной облачностью это осложнило съемку. Но деваться некуда: впереди значительная часть программы.

В небо ушел итальянский “Тайфун”.

217F4125
Вот он на фоне вечереющего неба.
На фоне вечереющего неба

Самой интересной частью выступления итальянского “Еврофайтера” стала его посадка.

217F4380

Вроде бы ничего необычного сперва. Но тут, откуда ни возьмись, появился заяц!

217F4384-Edit

Причем, русак так увлекся гонками с истребителем, что не замечал вездесущих фотографов.

А что это дядька снимает, интересно? Камера направлена куда-то вдаль...
А что этот дядька снимает, интересно? Камера направлена куда-то вдаль…

В итоге, он, конечно, опередил итальянца, после чего скрылся также внезапно, как и появился.

А праздник продолжался. Летную программу продолжил новейший якобы турецкий ударный вертолет Т129 АТАК – не что иное, как лицензионная копия итальянского А-129 “Мангуста”, созданного еще в 80-е гг. Вертолет впервые представили на прошлогодней берлинской выставке ILA.

217F4502

“Бяло-червоные “Искры”” – следующие в очереди.

217F4437

Им на смену подтягивается еще один дебютант Radom AirShow – “Королевские иорданские соколы” (Royal Jordanian Falcons) на спортивных Extra 330L.

Сразу два "размытых" винта на двух аппаратах - это круто! :)
Сразу два сплошных диска на двух аппаратах – это круто! 🙂
Зачем сидеть у полосы, чтобы просматривать отснятое?
Зачем сидеть у полосы, чтобы просматривать отснятое?
"Соколы" пошли!
“Соколы” пошли!
А "Искры" зарулили...
А “Искры” зарулили…

Ну, поскольку представили этой ближневосточной страны в Европе гости нечастые, посмотрим их выступление поподробнее.

217F4672
217F4675
217F4760

Неплохо, неплохо! Молодцы, “Соколы”!

217F4784

Когда на рулежной дорожке появилась испанская пилотажная группа “Патрулла Агила” (Patrulla Águila), в голове “проснулись” пушкинские строки: “Цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют…

217F4792

… настолько своеобразный у них строй на рулении.

217F4833

Давно хотел их увидеть. Еще и потому, что очень интересен был (с чисто технической точки зрения) учебно-тренировочный CASA-101 Aviojet собственной испанской разработки. Самолет далеко не новый, его разработка шла в середине 70-х гг. Но то, что испанцы смогли создать в свое время вполне конкурентноспособный УТС, делает им честь. К слову, а знаете, что главным конструктором первых испанских реактивных УТС НА-200/220 “Саетта/Супер Саетта” был Вилли Мессершмитт?

217F4839

А пока испанцы перестраивались и разминались в зоне, сольную программу исполнил польский вертолет SW-4 Puszczyk (в переводе – “Неясыть” (птица такая, “типа сова” 🙂 ).

217F4860
Чем-то Ми-34 напоминает

Это легкий 5-местный многоцелевой вертолет, разработанный и выпущенный предприятием PZL-Świdnik. С 2002 г. выпускается серийно. Правда, теперь это уже продукция “Агуста-Уэстленд” (AgustaWestland), принадлежащей итальянскому концерну Финнмеканика (Finmeccanica Group).

Приветствуем польских вертолетчиков! Ура! :)
Приветствуем польских вертолетчиков! Ура! 🙂

А теперь смотрим пилотаж испанской группы “Патрулла Агила”.

217F4905
217F4909
217F5042
217F5103

И тут – как ливанёт! Еле успел дождевиком аппарат прикрыть 🙂

217F5239

Ну, дождик был недолгим, после чего можно было снова наслаждаться пилотажем испанцев. Летают они красиво, но спокойно. Отвязности “Фречче Трикоори” в них нет.

217F5261

Группе в этом году “стукнул тридцатник”. По этому случаю на аэродроме Мурсия состоялось праздничное шоу. А я в этот день был в Сабаделле. В общем, разминулись мы с ними 🙂

217F5279
217F5310

Пока “Патрулла Агила” завершала свою программу, к старту потянулись “Орлики”. Под бурные аплодисменты зрителей. “Орликов” здесь любят особенно, ведь это их родной аэродром.
Солнце за тучами активно катилось к горизонту, и я подумал: не пора ли сворачиваться? За “Орликами” должна была следовать пара польских Ми-24, словацкий МиГ-29, “Балтийские пчелы”, и все это можно было отложить на завтра или вовсе пропустить. Пойду-ка я на стоянку, начну осматривать статическую экспозицию. Но статика – уже в следующем посте, “с плавным переходом” на следующий день.

217F5366
217F5411

Первым экземпляром стал немецкий противолодочный Локхид Р-3С “Орион”. Машина далеко не новая, “обсмотренная” уже несколько раз в ходе различных выставок. Но пройти мимо все равно не смог 🙂

217F5448
217F5453

Далее внимание привлек Еврокоптер ЕС-135

"Водовоз", судя по бутылкам под хвостовой балкой :)
“Водовоз”, судя по бутылкам под хвостовой балкой 🙂

Вот, наконец, до транспортников дотопали. Это новейший литовский ВТС C-27J “Спартан”, гордость ВВС соседней республики (один из трех, состоящих на вооружении). Самолет сам по себе замечательный, на мой взгляд. А какие пируэты и бочки он может выписывать! Что неоднократно демонстрировали итальянские пилоты на различных авиашоу. Самолично наблюдал на МАКСе-2005 (кажется) и на ILA-2012.

217F5470
217F5482
217F5489

А это израильский “Геркулес”. Если быть точным – заправщик Lockheed KC-130H.

Я так понимаю, что вертолет как раз полетел к месту аварии Робинсона телевизионщиков.
Я так понимаю, что вертолет как раз полетел к месту аварии Робинсона телевизионщиков
Итальянский “Спартан” оборудован штангой дозаправки
“Орлики” в антураже винта итальянского транспортника
Роспуск "орликов" мне показался более интересным, чем польский транспортный С-295, поэтому в кадре только его часть.
Роспуск “Орликов” мне показался более интересным, чем польский транспортный С-295, поэтому в кадре только его часть

Дальше располагался норвежский “Фалькон”20. Для широкой публики на стенде именовался как “Легкий транспортный самолет”. Да-да, на кучу антенн и обтекателей не обращайте внимания. Это так, для вида… 🙂

217F5535

На самом же деле это самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ Falcon-20ECM. Не такой уж безобидный военный “бизнес-джет”, в общем.

217F5543

Еще один представитель соседней Литвы. Решили, видимо, задавить своим присутствием 🙂

Такое впечатление, что бортовые номера нанесены с использованием еще советских трафаретов.
Такое впечатление, что бортовые номера нанесены с использованием еще советских трафаретов (имеется ввиду шрифт)

Стоял там еще румынский “Спартан”

217F5513
Вечернее солнышко выхватило из почти сумерек польскую “Брысю”. А я- сфоткал 🙂

Перед уходом с аэродрома посмотрел немного пилотаж “Балтийских пчел”. Красиво они летают. Молодцы! Подробнее на них мы посмотрим завтра.

217F5568
217F5572

Уже перед самым выходом взглянул на запустившийся чешский Ми-24. Все, надо торопиться на вокзал…

217F5557

Следующее утро встречало ярким солнышком. Спортсменов я решил пропустить, сосредоточившись на основной части статической экспозиции. Правда, сперва надо было застолбить место “у забора”, и малейшее промедление в этом вопросе было чревато “пролетом”. Собственно, и так уже пришлось втискиваться между зрителями (и это в 9 утра!!!), но еще бы на полчаса позже – и шансов бы не было никаких. Поэтому, поставив табурет аккурат у заграждения и посидев для приличия минут 15, я “ушел за водой”, попросив соседей последить за табуретом. Самое смешное, что, когда я вернулся, окружение моего места сменилось полностью: все лица – новые! Но табурет стоял. И это – главное!
Итак, продолжаем осматривать статику.

Учебно-тренировочный "Хок" Королевских ВВС Великобритании.
Учебно-тренировочный “Хок” Королевских ВВС Великобритании
Вот так, поближе чуть. И с другой стороны.
Вот так, поближе чуть. И с другой стороны.
"Торнадо" из Люфтваффе.
PA-200 “Торнадо”ECR из Люфтваффе
217F5626

Оттуда же “спарка” Еврофайтер “Тайфун”.

217F5600-2

Еще один (помимо летавшего) румынский МиГ-21

217F5633

Участник многих европейских авиашоу – чешский L-39 “Альбатрос”

217F5656

Словацкая “спарка” МиГ-29УБ со своим “тайгермитовским” талисманом.

217F5660
Вот он, крупным планом.
Вот он, крупным планом

Австрийские военные позируют польскому коллеге на фоне своего Пилатуса PC-7.

217F5667

“Вчерашняя” “Брыся” с другого ракурса.

217F5681
Польская "восьмерка" в пассажирском варианте.
Польская “восьмерка” в пассажирском варианте
Противолодочный Ми-14 из Дарлово
Противолодочный Ми-14ПЛ из Дарлово
"Драконы", куда там... :)
“Драконы”, куда там… 🙂
Санитарная "восьмерка" польских ВВС
Санитарная “восьмерка” польских ВВС
217F5731
Вооруженный вариант польского W-3 "Сокол" - W-3WA.
Вооруженный вариант польского W-3 “Сокол” – W-3WA

Собственно, статика закончилась. Обходить снова транспортные машины не было никакого смысла. Еще и потому, что почти все они были доступны для посещения, и народа около них было откровенно много. Какая съемка в таких условиях? Пойду-ка я искать свой табурет… 🙂

Итак, приступаем к просмотру летной программы второго дня авиашоу в Радоме. Несколько слов о выбранном мной месте для фотографирования. Расположился я в этот раз не по центру полосы, как вчера, а ближе к ее началу, в месте поворота рулежки к полосе. Обожаю это место! И вот почему. Пожалуй, только здесь можно фотографировать технику с обоих бортов. Только здесь вы можете “схватить” момент, когда кто-то выруливает, а кто-то – заходит на посадку. Здесь подолгу “молотят на малом газе”, а значит, устойчивое “благоухание” сгоревшего керосина обеспечено… Благодаря близости стоянок некоторых участников можно запечатлеть (да просто посмотреть) работу инженерно-технического состава, этих скромных “тружеников бетона”. В общем, все тридцать три удовольствия 🙂
В целом же, летная программа отличалась от предыдущего дня только очередностью. Ну, и ракурсами съемки, конечно. Поэтому следующий далее материал будет менее “словообильным”. Как говорится, “меньше слов и больше фоток” 🙂

Один из трех 3АТ-3. Жарко голубчику...
Один из трех 3АТ-3. Жарко голубчику…
Группа акробатична "Желазны". Вчера уделили ей достаточно внимания, поэтому сегодня - одним штрихом.
Группа акробатична “Желазны”. Вчера уделили ей достаточно внимания, поэтому сегодня – одним штрихом
Еще один спортсмен. Этот просто взлетел и растворился в небе
Еще один спортсмен. Этот просто взлетел и растворился в небе
217F5877
“Аннушка” представляла аэроклуб г. Швидника. Интересное решение выхлопного патрубка…
Вот об этом я говорил в преамбуле: оба борта в хорошем качестве. И - вдобавок - на фоне "Фречче Триколори".
Вот об этом я говорил в преамбуле: оба борта в хорошем качестве. И на фоне “Фречче Триколори”.
И снова "Орлики". Отсюда получилось схватить всю группу целиком.
И снова “Орлики”. Отсюда получилось схватить всю группу целиком.

Воздушный парад пропускаем. Переходим одиночным и групповым упражнениям выступлениям.

217F6890
Бельгийский F-16 открывает программу.
217F6902
Бельгийский ас приветствует зрителей (и меня тоже 🙂 ) Гюльчатай, открой личико!..
Пока бельгиец готовится к взлету, над аэродромом гарцует турецкий АТАК.
Пока бельгиец готовился к взлету, над аэродромом гарцевал турецкий АТАК
Любителе фотографии можно встретить в самых неожиданных местах. Даже на вертолетах пилотажной группы "Патрулла АСПА".
Любителей фотографии можно увидеть в самых неожиданных местах. Даже на вертолетах пилотажной группы “Патрулла АСПА”
217F7092
Бельгийский солист на проходе
Бельгийца в небе над Радомом сейчас сменит итальянец.
Бельгийца в небе над Радомом сейчас сменит итальянец.

А пока итальянский солист готовится к своему выступлению, на стоянке появился техсостав “Фречче Триколори”.

Расчехляем, открываем фонарь...
Расчехляем, открываем фонарь…
Предполетная подготовка началась.
Предполетная подготовка началась
Еврофайтер пошел...
Еврофайтер пошел…
217F7366
“Тайфун” заканчивает выступление. Вчерашнего зайца не видать, проспал наверно 🙂

Пролетели датчане на своих Т-17.

217F7169
Да, Т-17 – это вам не Су-17. Потише малость 🙂

А предполетная подготовка “Фречче Триколори” продолжается.

На стоянке всегда есть место шуткам, юмору и приколам. Даже если вы знаете друг друга давным давно. 🙂  Рутина труда техсостава, да и вообще – “аэродромная жизнь” – без этого невозможны
217F7403

“В дело вступают “Балтийские пчелы” .

217F7412
217F7417
217F7452
217F7466
217F7497

Пока они проруливали, в небе успел отработать австрийский РС-7.
И вот Baltic Bees начинают свое выступление.

217F7506-Edit

Взлетают двумя тройками.
Взлетают двумя тройками.
217F7533

Несколько моментов из их программы.

217F7559
217F7576
217F7626

На старт потянулся “Рафаль”. “Балтпчелы” как раз демонстрируют встречный пилотаж.

217F7675-Edit

Baltic Bees отработали.

217F7726
217F7760

“Пчелы” освободили полосу, и сразу же стартует “Рафаль”.

217F7800

Пара моментов из программы “Рафаля”.

217F7841
217F7875

Француз еще в воздухе, а к его замене в польском небе готовятся иорданские “Соколы” (которые королевские 🙂 )

217F7937
"Верной дорогой идете, товарищи! (В.И.Ленин)
“Верной дорогой идете, товарищи!” (В.И.Ленин, ПСС, т. …, стр. …)
217F7959-Edit

“Рафаль” эффектно садится…

217F7971-Edit

… и читатель наверняка думает, что сейчас на полосу устремятся гости из Иордании. Ан нет! Программу продолжает винтокрылый “Сокол” W-3WA

217F7991
Я ж говорю: куда ни плюнь - попадешь в фотографа! :)
Я ж говорю: куда ни плюнь – попадешь в фотографа! 🙂

Тем временем начинается предполетная подготовка испанской Patrulla ASPA.

217F8008

В отличие от “Фречче Триколори” она у испанцев довольно скоротечная, и вот уже ЕС-120 “Колибри” запускаются.

217F8025

В воздухе – Royal Jordanian Falcons.

217F8057

… а на земле начинается движение “Патрулла АСПА”.

и начинаем выруливать
и начинаем выруливать
217F8106
217F8117
Вот, выстроились в линеечку!
Вот, выстроились в линеечку!
Резервный вертолет выключил двигатель.
Резервный вертолет не потребовался. Можно чехлить.

Иорданские соколы возвращаются на аэродром…

217F8141

… их сменяют испанцы.

217F8194

Следующий в программе – грек.

217F8386
217F8446

Вот так “Патрулла АСПА” заходит на посадку.

217F8601

А так они заруливают, приветствуя зрителей

217F8624

Все, программу отработали на “отлично”. Как всегда…

217F8637

Можно порадоваться!

217F8770

МиГ-21бисR ВВС Румынии. Сейчас он пошумит чуток…

217F8707
217F8726-Edit
"Орлики" на подходе. Немного другой ракурс.
“Орлики” на подходе. Немного другой ракурс
И вот такого ракурса еще не было.
И вот такого ракурса еще не было
Ага! Это вам не ваши стрекозы - "тихушницы"! Нормальный такой мужской звук... :)
Да, ребята! Это вам не ваши летающие вентиляторы! Нормальный такой мужской звук…  🙂  Громко что ли?
Красив, слов нет!
КрасавЕц, слов нет!
Отработал!
Отработал! На посадке…

Пара моментов “из жизни” “Орликов”.

217F9055
217F9089-2

Сменить “Орликов” собирается чешский L-159ALCA – неизменный участник большинства европейских авиамероприятий.

217F9127-2
Привет - привет!
Привет – привет!

“Фречче Триколори” в полной готовности замерли в ожидании

217F9077-2
Вот и "Орлики" завершили свой пилотаж. Надо сказать, весьма и весьма эффектный!
Вот и “Орлики” завершили свой пилотаж. Надо сказать, весьма и весьма эффектный!

Повтор вчерашнего “штурмового удара”. На сей раз я успел заснять это “несколькосекундное” файер-шоу своевременно.

217F9190
С

Все, наступает время “Фречче Триколори”. От винта!

217F9234

Пользуясь своей близостью к стоянке этих замечательных людей и самолетов, я решил поподробнее осветить именно “наземную” составляющую их выступления.

217F9240
217F9251
217F9271
217F9279

А теперь – собственно выступление. И не говорите, что это уже было вчера! Каждый полет индивидуален, а двух одинаковых выступлений на бывает! Hands made все-таки! 🙂

217F9345
217F9356
217F9382
217F9384
217F9388
217F9555
217F9569
Уф! Все!
Уф! Все! 🙂

Готовится к выступлению чешская “двадцатьчетверка”.

217F9613

А пока “крокодил” (это такой “никнейм” у Ми-24, если кто не в курсе) раскручивает винт, над полосой делает несколько проходов пара Су-22М4.

217F9616

Одновременно с проходами “Сухих” на стоянку возвращаются “Фречче Триколори”. Кого снимать в первую очередь, как не пропустить остальных? Вот такое это авиашоу в Радоме. Хоть разорвись 🙂

217F9656

Итальянские асы приветствуют зрителей. Бодры, веселы! Наверно, количество адреналина просто зашкаливает после такого выступления.

217F9725
217F9785

Успеваю все-таки ухватить несколько “па” Су-22М4.

217F9806
После обильной дымогенерации итальянцев видимость оставляет желать лучшего.
После обильной дымогенерации итальянцев видимость оставляет желать лучшего
217F9831

Солирует чешский Ми-24.

217F9856
217F9867

К полосе рулят “Патруль Суисс”. Вчера они открывали программу пилотажных групп, сегодня – закрывают.

217F9896

Рассмотрим же их поближе и поподробнее.

217F9911
217F9924
217F9936

На заднем плане - завершающий свое выступление чешский Ми-24.
На заднем плане – завершающий свое выступление чешский Ми-24
217F9992-Edit

Небольшой штрих к “картинке” авиашоу. Как говорится, победа в воздухе куется на земле!

Заправка вертолета топливом - обязательный атрибут послеполетной подготовки.
Заправка вертолета топливом – обязательный атрибут послеполетной подготовки
А вот помывку в ходе послеполетной я увидел впервые. Вот это да!
А вот помывку в ходе послеполетной я увидел впервые. Вот это да!

Ми-24 возвращается на место “базирования”.

217F0048
217F0056

“Патруль Суисс” перед взлетом.

Ребята, фонари закрыть не забудьте! :)
Ребята, фонари закрыть не забудьте! 🙂
В воздухе "Патруль Суисс"...
В воздухе “Патруль Суисс”…
... а на земле - рулит на старт польский МиГ-29А.
… а на земле – рулит на старт польский МиГ-29А.

“Двадцатьдевятый” перед выруливанием на полосу в ожидании посадки швейцарских F-5E.

217F0198

Дождался…

217F0217

Несколько фрагментов программы польского солиста.

217F9184
217F9155
217F9177
217F9083
217F0339

К сожалению, время поджимало, и надо было двигаться в сторону вокзала. За кадром остался парный пилотаж польских Ми-24 и большой концерт после окончания летного показа. Вы спросите, почему я остановился в Варшаве, а не непосредственно в Радоме? Потому что в Радоме за полгода до авиашоу в гостиницах уже не было мест. Вполне возможно, что их бронируют для участников шоу, хотя и те не умещаются в радомском гостиничном фонде. К примеру, в 2011 г. я жил в варшавской гостинице вместе с техсоставом “Фречче Триколори”, вот так.

Если кратко, то Radom AirShow-2015 можно охарактеризовать одним словом: “Потрясающе!” Я, конечно, не бывал на Air Tatoo в Великобритании (надеюсь – пока не бывал), но польское авиашоу и без всякого сравнения выглядит очень-очень достойно. Высочайшая организация, большое количество именитых участников, бесподобная летная программа. И как же не хватает здесь наших! Когда стоявшие рядом фотографы узнали, что я из России, они в один голос стали рассказывать, какой фурор произвели наши “Витязи” в 2013 г. на авиашоу в венгерском Кечкемете. “Жалко, что ваши не участвуют!” – говорили они. Да, жалко. Не сомневаюсь, что “Стрижи” или “Витязи” затмили бы здесь всех. Но, увы… И все же будем надеяться!

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 1

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?