22-23 августа в польском городе Радом, что в 100 км от Варшавы, состоялось XIV международное авиашоу “Radom AirShow 2015”. Аэродром Радом Садков (Radom Sadków) принял в эти дни, по оценкам организаторов, 250 летательных аппаратов из 20 стран, а также около 180 тыс. зрителей.
Летная программа авиашоу была настолько насыщенна, что осмотреть довольно приличную (и по размерам, и по насыщенности) статическую экспозицию из трех десятков машин можно было только в ущерб полетам. Судите сами: оба дня летный показ начинался в 9 утра и длился беспрерывно в течение 10 часов. С утра публику развлекали многочисленные в Польше аэроклубы, а после полудня и до вечера небом над аэродромом завладевали военные. Предварял основную часть программы воздушный парад польских ВВС. А затем — одиночный и групповой пилотаж известнейших пилотажных групп и солистов, небольшое, но эффектное файер-шоу с имитацией удара по наземным целям польскими Су-22М4, демонстрация возможностей новейшего турецкого вертолета Т129 АТАК (лицензионный вариант итальянского А129 «Мангуста»).
Что же касается именитых гостей, то здесь их было предостаточно: «Патруль Свис» (Patrouille Suisse), «Фречче Триколори» (Frecce Tricolori), «Балтик Бииз» (Baltic Bees). Испанию представляли сразу две пилотажные группы: «Патрулла Агилла» (Patrulla Águila) на учебных CASA-101 «Авиоджет» и «Патрулла АСПА (Patrulla Aspa) на легких вертолетах ЕС-120 «Колибри». Пожалуй, впервые в столь масштабном восточноевропейском мероприятии участвовали пилотажные группы из Дании (Baby Blue) и Иордании (Royal Jordanian Falcons). И пускай они выступали не на боевых, а на учебных и спортивных машинах, по зрелищности их пилотаж был ничем не хуже, чем у более именитых собратьев. Разве чуть скромнее и тише…
В «одиночной» категории выступили представители Греции и Бельгии (оба на F-16), французский пилот на «Рафале», его итальянский коллега на «Еврофайтере», словацкий ас на МиГ-29. Довольно эффектно смотрелся и раритетный румынский МиГ-21 «Лансер». Австрийские военные представили пилотаж легкого УТС Пилатус PC-7. ВВС Чехии продемонстрировали уже традиционные для европейских авиашоу выступления L-159 и Ми-24, а вот чешские «Гриппены» в этот раз по каким-то причинам отсутствовали. Жаль. Эффектный пилотаж на этом легком истребителе, как правило, вызывает неизменный восторг зрителей.
Постарались и хозяева. Две «национальные команды» — «Бяло-червоные «Искры»» на TS-11 и «Орлики» на одноименных PZL-130 – были встречены бурей эмоций большинства зрителей. С какой теплотой и любовью приветствовали они своих летчиков! А уж об одиночном пилотаже польского пилота на МиГ-29 и говорить нечего! Национальный герой, не иначе…Пилотаж был и вправду хорош. Недаром наш МиГ «в польском исполнении» вызвал фурор на прошедшем этим летом английском Фейфорде Royal International Air Tatoo. Эффектно смотрелись также пары Су-22М4, Ми-24, одиночная работа польских вертолетчиков на W-3 «Сокол» и легком SW-4 национальной разработки.
По сравнению с предыдущими годами авиашоу «повзрослело». Усилились меры безопасности, значительно выросло количество посетителей, расширилась география участников и авторитет мероприятия. Неизменны лишь буря восторга и море положительных эмоций от этого 10-часового марафона летного мастерства!
А теперь чуть подробнее, с иллюстрациями…
Парад как таковой снимать не стал. Съемка против солнца, проход техники на приличной высоте… Да и пора бы было уже набрать воды. Дело в том, что в этот раз почему-то у всех на входе выливали из бутылок воду и объясняли, что ее можно будет бесплатно набрать дальше. Раздача бесплатной воды «дальше» была организована, мягко говоря, «не очень», пришлось потратить драгоценное время на ожидание в очереди. Как раз здесь я и заснял вертолет круглосуточного польского телеканала TVN.
Потом, когда я уже находился на месте съемки, польские коллеги, которые прослушивали эфир, сообщили, что вертолет разбился. Как выяснилось позже, произошла серьезная авария. Люди, слава Богу, живы, но R-44 серьезно пострадал.
Начинался собственно показ. И открывала его пилотажная группа ВВС Швейцарии «Патруль Суисс» ( Patrouille Suisse) на истребителях F-5E «Тайгер».
Когда в небо поднялся наш, доработанный израильтянами, «БИС», вспомнилась формулировка из конспекта по тактике советских ВВС: «… МиГ-21бис способен вести маневренный бой с истребителями ВВС США четвертого поколения F-15 и F-16. А в определенных диапазонах высот и скоростей — превосходить их». Хвала создателям таких машин, которые не устаревают и за полвека!
В показ вступает «Патрулла АСПА» (Patrulla ASPA) ВВС Испании. Впервые я их увидел в 2013 г. в чешской Остраве. И был очарован! Я понимаю, что это легкие и простые в управлении вертолеты, что на Ми-24 или Ми-28 летать вместе гораздо тяжелее, что… Да много еще чего! Но как же красиво они летают!!! Чтобы это оценить, надо видеть воочию!
Следующим в программном показе значится Пилатус PC-7 ВВС Австрии. Вот он и покатил на старт.
Еще несколько моментов выступления испанских вертолетчиков. Как говорится, без комментариев…
Начинаются показательные выступления, пожалуй, фаворита большинства европейских авиашоу — итальянской пилотажной группы «Фречче Триклори» (Frecce Tricolori).
Это самая многочисленная пилотажная группа. «Десяткой», по-моему, не летает больше никто. А КАК они летают!!! На грани, что называется… Но красиво до одури! Задорно, весело, на пределе возможностей!
В этом году Frecce Tricolori отпраздновали свое 55-летие. По этому случаю на авиабазе Риволто прошло интересное авиашоу, собравшее немалое количество зрителей. Я собирался, но не поехал: дороговато далековато, да и уж больно неудобно туда добираться. В Радом как-то привычнее…
Показательная программа итальянских пилотов была несколько обновлена. Впервые я увидел, как выполняется управляемый штопор на этом самолете.
«К выходу на лед» готовится очередной участник авиашоу — истребитель «Рафаль» ВВС Франции.
Единственный недостаток выступления итальянцев — из-за обилия дымов получить качественные фото практически невозможно. Рассеивается дым небыстро, что «накладывает отпечаток» (дымный 🙂 ) на выступления других участников.
Между посадкой итальянцев и взлетом француза успевает вклиниться польский W-3 Sokol. Что еще раз демонстрирует насыщенность летной программы.
В небо устремляется французский истребитель.
Хочу пояснить природу «тигриного окраса» некоторых европейских машин, может, кто не в курсе.
Ежегодно в одной из натовских стран проводятся учения истребительной авиации под обозначением «Тайгер мит» (Tiger meet). Я не готов судить об эффективности этих маневров с военной точки зрения, то вот то, что в процессе их проведения устраивается мощное шоу — это факт. Каждая страна — участница представляет свой вариант «тигриной» ливреи; активно привлекаются споттеры, для которых устраиваются специальные показы; мероприятие довольно широко отражается в медиапространстве.
А тем временем публика приветствует новичков авиашоу в Радоме — датскую пилотажную группу «Беби блю» (Baby blue) на шведских УТС SAAB T-17 Supporter.
Вот это уже веселей! «Голубых» сейчас сменит бельгийский ас на F-16.
Под стать бельгийскому F-16 и следующий участник, уже рулящий к старту, — Еврофайтер «Тайфун» итальянских ВВС.
Внезапно над полосой прошла пара Су-22М4, сымитировавших удар по земле…
… после чего, естественно, поднялись столбы огня и дыма. Небольшие, правда. А вообще сие файер-шоу было столь неожиданным и скоротечным, что и удачно заснять его в первый день как-то не получилось.
Шоу было в самом разгаре, когда стало понятно, что начало потихоньку темнеть. Вкупе с приличной облачностью это осложнило съемку. Но деваться некуда: впереди значительная часть программы.
В небо ушел итальянский «Тайфун».
Самой интересной частью выступления итальянского «Еврофайтера» стала его посадка.
Вроде бы ничего необычного сперва. Но тут, откуда ни возьмись, появился заяц!
Причем, русак так увлекся гонками с истребителем, что не замечал вездесущих фотографов.
В итоге, он, конечно, опередил итальянца, после чего скрылся также внезапно, как и появился.
А праздник продолжался. Летную программу продолжил новейший якобы турецкий ударный вертолет Т129 АТАК — не что иное, как лицензионная копия итальянского А-129 «Мангуста», созданного еще в 80-е гг. Вертолет впервые представили на прошлогодней берлинской выставке ILA.
«Бяло-червоные «Искры»» — следующие в очереди.
Им на смену подтягивается еще один дебютант Radom AirShow — «Королевские иорданские соколы» (Royal Jordanian Falcons) на спортивных Extra 330L.
Ну, поскольку представили этой ближневосточной страны в Европе гости нечастые, посмотрим их выступление поподробнее.
Неплохо, неплохо! Молодцы, «Соколы»!
Когда на рулежной дорожке появилась испанская пилотажная группа «Патрулла Агила» (Patrulla Águila), в голове «проснулись» пушкинские строки: «Цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют…«
… настолько своеобразный у них строй на рулении.
Давно хотел их увидеть. Еще и потому, что очень интересен был (с чисто технической точки зрения) учебно-тренировочный CASA-101 Aviojet собственной испанской разработки. Самолет далеко не новый, его разработка шла в середине 70-х гг. Но то, что испанцы смогли создать в свое время вполне конкурентноспособный УТС, делает им честь. К слову, а знаете, что главным конструктором первых испанских реактивных УТС НА-200/220 «Саетта/Супер Саетта» был Вилли Мессершмитт?
А пока испанцы перестраивались и разминались в зоне, сольную программу исполнил польский вертолет SW-4 Puszczyk (в переводе — «Неясыть» (птица такая, «типа сова» 🙂 ).
Это легкий 5-местный многоцелевой вертолет, разработанный и выпущенный предприятием PZL-Świdnik. С 2002 г. выпускается серийно. Правда, теперь это уже продукция «Агуста-Уэстленд» (AgustaWestland), принадлежащей итальянскому концерну Финнмеканика (Finmeccanica Group).
А теперь смотрим пилотаж испанской группы «Патрулла Агила».
И тут — как ливанёт! Еле успел дождевиком аппарат прикрыть 🙂
Ну, дождик был недолгим, после чего можно было снова наслаждаться пилотажем испанцев. Летают они красиво, но спокойно. Отвязности «Фречче Трикоори» в них нет.
Группе в этом году «стукнул тридцатник». По этому случаю на аэродроме Мурсия состоялось праздничное шоу. А я в этот день был в Сабаделле. В общем, разминулись мы с ними 🙂
Пока «Патрулла Агила» завершала свою программу, к старту потянулись «Орлики». Под бурные аплодисменты зрителей. «Орликов» здесь любят особенно, ведь это их родной аэродром.
Солнце за тучами активно катилось к горизонту, и я подумал: не пора ли сворачиваться? За «Орликами» должна была следовать пара польских Ми-24, словацкий МиГ-29, «Балтийские пчелы», и все это можно было отложить на завтра или вовсе пропустить. Пойду-ка я на стоянку, начну осматривать статическую экспозицию. Но статика — уже в следующем посте, «с плавным переходом» на следующий день.
Первым экземпляром стал немецкий противолодочный Локхид Р-3С «Орион». Машина далеко не новая, «обсмотренная» уже несколько раз в ходе различных выставок. Но пройти мимо все равно не смог 🙂
Далее внимание привлек Еврокоптер ЕС-135
Вот, наконец, до транспортников дотопали. Это новейший литовский ВТС C-27J «Спартан», гордость ВВС соседней республики (один из трех, состоящих на вооружении). Самолет сам по себе замечательный, на мой взгляд. А какие пируэты и бочки он может выписывать! Что неоднократно демонстрировали итальянские пилоты на различных авиашоу. Самолично наблюдал на МАКСе-2005 (кажется) и на ILA-2012.
А это израильский «Геркулес». Если быть точным — заправщик Lockheed KC-130H.
Дальше располагался норвежский «Фалькон»20. Для широкой публики на стенде именовался как «Легкий транспортный самолет». Да-да, на кучу антенн и обтекателей не обращайте внимания. Это так, для вида… 🙂
На самом же деле это самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ Falcon-20ECM. Не такой уж безобидный военный «бизнес-джет», в общем.
Еще один представитель соседней Литвы. Решили, видимо, задавить своим присутствием 🙂
Стоял там еще румынский «Спартан»
Перед уходом с аэродрома посмотрел немного пилотаж «Балтийских пчел». Красиво они летают. Молодцы! Подробнее на них мы посмотрим завтра.
Уже перед самым выходом взглянул на запустившийся чешский Ми-24. Все, надо торопиться на вокзал…
Следующее утро встречало ярким солнышком. Спортсменов я решил пропустить, сосредоточившись на основной части статической экспозиции. Правда, сперва надо было застолбить место «у забора», и малейшее промедление в этом вопросе было чревато «пролетом». Собственно, и так уже пришлось втискиваться между зрителями (и это в 9 утра!!!), но еще бы на полчаса позже — и шансов бы не было никаких. Поэтому, поставив табурет аккурат у заграждения и посидев для приличия минут 15, я «ушел за водой», попросив соседей последить за табуретом. Самое смешное, что, когда я вернулся, окружение моего места сменилось полностью: все лица — новые! Но табурет стоял. И это — главное!
Итак, продолжаем осматривать статику.
Оттуда же «спарка» Еврофайтер «Тайфун».
Еще один (помимо летавшего) румынский МиГ-21
Участник многих европейских авиашоу — чешский L-39 «Альбатрос»
Словацкая «спарка» МиГ-29УБ со своим «тайгермитовским» талисманом.
Австрийские военные позируют польскому коллеге на фоне своего Пилатуса PC-7.
«Вчерашняя» «Брыся» с другого ракурса.
Собственно, статика закончилась. Обходить снова транспортные машины не было никакого смысла. Еще и потому, что почти все они были доступны для посещения, и народа около них было откровенно много. Какая съемка в таких условиях? Пойду-ка я искать свой табурет… 🙂
Итак, приступаем к просмотру летной программы второго дня авиашоу в Радоме. Несколько слов о выбранном мной месте для фотографирования. Расположился я в этот раз не по центру полосы, как вчера, а ближе к ее началу, в месте поворота рулежки к полосе. Обожаю это место! И вот почему. Пожалуй, только здесь можно фотографировать технику с обоих бортов. Только здесь вы можете «схватить» момент, когда кто-то выруливает, а кто-то — заходит на посадку. Здесь подолгу «молотят на малом газе», а значит, устойчивое «благоухание» сгоревшего керосина обеспечено… Благодаря близости стоянок некоторых участников можно запечатлеть (да просто посмотреть) работу инженерно-технического состава, этих скромных «тружеников бетона». В общем, все тридцать три удовольствия 🙂
В целом же, летная программа отличалась от предыдущего дня только очередностью. Ну, и ракурсами съемки, конечно. Поэтому следующий далее материал будет менее «словообильным». Как говорится, «меньше слов и больше фоток» 🙂
Воздушный парад пропускаем. Переходим одиночным и групповым упражнениям выступлениям.
А пока итальянский солист готовится к своему выступлению, на стоянке появился техсостав «Фречче Триколори».
Пролетели датчане на своих Т-17.
А предполетная подготовка «Фречче Триколори» продолжается.
«В дело вступают «Балтийские пчелы» .
Пока они проруливали, в небе успел отработать австрийский РС-7.
И вот Baltic Bees начинают свое выступление.
Несколько моментов из их программы.
На старт потянулся «Рафаль». «Балтпчелы» как раз демонстрируют встречный пилотаж.
Baltic Bees отработали.
«Пчелы» освободили полосу, и сразу же стартует «Рафаль».
Пара моментов из программы «Рафаля».
Француз еще в воздухе, а к его замене в польском небе готовятся иорданские «Соколы» (которые королевские 🙂 )
«Рафаль» эффектно садится…
… и читатель наверняка думает, что сейчас на полосу устремятся гости из Иордании. Ан нет! Программу продолжает винтокрылый «Сокол» W-3WA
Тем временем начинается предполетная подготовка испанской Patrulla ASPA.
В отличие от «Фречче Триколори» она у испанцев довольно скоротечная, и вот уже ЕС-120 «Колибри» запускаются.
В воздухе — Royal Jordanian Falcons.
… а на земле начинается движение «Патрулла АСПА».
Иорданские соколы возвращаются на аэродром…
… их сменяют испанцы.
Следующий в программе — грек.
Вот так «Патрулла АСПА» заходит на посадку.
А так они заруливают, приветствуя зрителей
Все, программу отработали на «отлично». Как всегда…
Можно порадоваться!
МиГ-21бисR ВВС Румынии. Сейчас он пошумит чуток…
Пара моментов «из жизни» «Орликов».
Сменить «Орликов» собирается чешский L-159ALCA — неизменный участник большинства европейских авиамероприятий.
«Фречче Триколори» в полной готовности замерли в ожидании
Повтор вчерашнего «штурмового удара». На сей раз я успел заснять это «несколькосекундное» файер-шоу своевременно.
Все, наступает время «Фречче Триколори». От винта!
Пользуясь своей близостью к стоянке этих замечательных людей и самолетов, я решил поподробнее осветить именно «наземную» составляющую их выступления.
А теперь — собственно выступление. И не говорите, что это уже было вчера! Каждый полет индивидуален, а двух одинаковых выступлений на бывает! Hands made все-таки! 🙂
Готовится к выступлению чешская «двадцатьчетверка».
А пока «крокодил» (это такой «никнейм» у Ми-24, если кто не в курсе) раскручивает винт, над полосой делает несколько проходов пара Су-22М4.
Одновременно с проходами «Сухих» на стоянку возвращаются «Фречче Триколори». Кого снимать в первую очередь, как не пропустить остальных? Вот такое это авиашоу в Радоме. Хоть разорвись 🙂
Итальянские асы приветствуют зрителей. Бодры, веселы! Наверно, количество адреналина просто зашкаливает после такого выступления.
Успеваю все-таки ухватить несколько «па» Су-22М4.
Солирует чешский Ми-24.
К полосе рулят «Патруль Суисс». Вчера они открывали программу пилотажных групп, сегодня — закрывают.
Рассмотрим же их поближе и поподробнее.
Небольшой штрих к «картинке» авиашоу. Как говорится, победа в воздухе куется на земле!
Ми-24 возвращается на место «базирования».
«Патруль Суисс» перед взлетом.
«Двадцатьдевятый» перед выруливанием на полосу в ожидании посадки швейцарских F-5E.
Дождался…
Несколько фрагментов программы польского солиста.
К сожалению, время поджимало, и надо было двигаться в сторону вокзала. За кадром остался парный пилотаж польских Ми-24 и большой концерт после окончания летного показа. Вы спросите, почему я остановился в Варшаве, а не непосредственно в Радоме? Потому что в Радоме за полгода до авиашоу в гостиницах уже не было мест. Вполне возможно, что их бронируют для участников шоу, хотя и те не умещаются в радомском гостиничном фонде. К примеру, в 2011 г. я жил в варшавской гостинице вместе с техсоставом «Фречче Триколори», вот так.
Если кратко, то Radom AirShow-2015 можно охарактеризовать одним словом: «Потрясающе!» Я, конечно, не бывал на Air Tatoo в Великобритании (надеюсь — пока не бывал), но польское авиашоу и без всякого сравнения выглядит очень-очень достойно. Высочайшая организация, большое количество именитых участников, бесподобная летная программа. И как же не хватает здесь наших! Когда стоявшие рядом фотографы узнали, что я из России, они в один голос стали рассказывать, какой фурор произвели наши «Витязи» в 2013 г. на авиашоу в венгерском Кечкемете. «Жалко, что ваши не участвуют!» — говорили они. Да, жалко. Не сомневаюсь, что «Стрижи» или «Витязи» затмили бы здесь всех. Но, увы… И все же будем надеяться!