5 и 7 июня 2024 г. на авиабазе Сувон южнокорейских ВВС состоялись торжественные «проводы на пенсию» знаменитых «Фантомов». Мероприятие сопровождалось статическим показом авиатехники ВВС на территории авиабазы, а также короткой полетной программой, в которой приняли участие пара McDonnell Douglas F-4E Phantom II (один из которых специально к событию был окрашен в трехцветный камуфляж, использовавшийся «Фантомами» в период Вьетнамской войны), и пилотажная группа «Black Eagles» («Черные Орлы») на восьми учебных реактивных KAI T-50 Black Eagle.
В завершение мероприятия над авиабазой эффектно прошли группы боевых самолетов, составляющих основу южнокорейских ВВС: легких штурмовиков KAI FA-50 Black Eagle (авиабаза Вонджу), Boeing F-15K Slam Eagle (авиабаза Тэгу), F-16 (авиабаза Чунвон), Lockheed Martin F-35A Freedom Knight (авиабаза Чхонджу).
Интересно, что официальное прощание с «Фантомами» на авиабазе уже проводилось 27 апреля 2024 года и собрало большое количество споттеров (как местных, так и приезжих). В июне руководство корейских ВВС организовало дополнительное (на этот раз — уже финальное 🙂 ) официальное прощание с F-4, которое, по сути, ознаменовало окончание эры «Фантомов» в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем не менее, в настоящее время данный продукт эпохи холодной войны продолжает достаточно активно использоваться ВВС Греции, Ирана и Турции, выступая, при этом, на различных авиашоу и иных показательных мероприятиях.
Сама авиабаза была построена в период Корейской войны, получив военное обозначение К-13. В период с 2 июля по 24 сентября 1950 г. была оккупирована северокорейскими войсками и освобождена в ходе Инчхонской десантной операции. 5 января 1951 г. в преддверии наступления войск КНР авиабаза была оставлена, а строения уничтожены. Но спустя три недели вновь освобождена, и с 6 марта 1951 г., несмотря на многочисленные повреждения инфраструктуры, аэродром стал использоваться для регулярных патрульных полетов истребителей F-86 Sabre. Всего в период Корейской войны на аэродроме в различное время базировалось порядка 16 различных авиационных подразделений ВВС США на самолетах P-51 Mustang, F-80 Shooting Star, F-86 Sabre, F-94 Starfire. В послевоенное время, до 1989 г. аэродром, наряду с ВВС Южной Кореи, использовался ВВС США, в том числе, для размещения эскадрилий истребителей F-4 Phantom II, F-102 Delta Dagger и знаменитых штурмовиков A-10 Thunderbolt II.
В настоящее время на авиабазе штатно дислоцированы входящие в состав 10-го авиакрыла 153-я, пока еще официально не расформированная, эскадрилья истребителей McDonnell Douglas F-4E Phantom II и две действующие эскадрильи (101-я и 201-я) истребителей Northrop F-5E/F Tiger II. Южнокорейская лицензионная версия, производившаяся компанией Korean Air, имеет обозначение KF-5E/F Jegongho.
Изначально «Тайгеры» стали поступать на вооружение южнокорейских ВВС за счет американских поставок. И, хотя южнокорейскими ВВС были запрошены «Фантомы», из-за неподготовленности аэродромной инфраструктуры окончательное решение было принято в пользу менее требовательных «Тайгеров». К поставке также планировались и F-104 Starfighter, но из-за повышенной аварийности последних идея реализована не была. В 1968 г. из США были поставлены первые 18 «Фантомов» в обмен на имеющиеся «Тайгеры» из расчета один «Фантом» за два «Тайгера». В дальнейшем флот южнокорейских F-4 увеличился за счет обмена на имевшиеся у страны разведывательные RF-5, которые были переданы войскам Южного Вьетнама. В период с 1982 по 1986 гг. были поставлены 68 «Тайгеров», уже местной, южнокорейской, сборки, которые находятся на службе по настоящее время, в том числе в составе авиабазы Сувон.
Всего же, начиная с 1968 г. были поставлены и с 1969 года введены в строй 92 истребителя F-4D, 103 – F-4E, а также 27 разведчиков RF-4C (впоследствии замененных более современными RF-16). Первые поставленные машины вошли в состав 11-го авиакрыла авиабазы Тэгу: в августе 1969 г. шесть F-4D сформировали 151-ю эскадрилью, а в 1975 г. 18 самолетов получила 110-я эскадрилья. С 1977 г. в рамках оборонной программы Peace Pheasant II приобретены 37 новых F-4E, которые вошли в состав вновь созданных подразделений ВВС: 152-й (авиабаза Тэгу) и 153-й (авиабаза Чхонджу) эскадрилий. В начале 1988 г. за счет 24 F-4D (из находившихся ранее в составе ВВС США) на авиабазе Тэгу сформирована 159-я эскадрилья. В том же году 156-я эскадрилья в Сувоне пополнилась 18 истребителями F-4E. В конце 1990 г. 36 машин данного типа получила 157-я эскадрилья в Чхонджу. Кроме того, в 1990 г. на авиабазе Сувон была сформирована 131-я эскадрилья из 18 разведчиков RF-4E.
В начале 2000-х имеющиеся в войсках «Фантомы», с учетом их износа и несоответствия современным требованиям, стали постепенно заменяться машинами нового поколения – истребителями F-15 и F-16, а также южнокорейскими KAI FA-50. Первыми под сокращение попали 110-я и 151-я эскадрильи F-4, расформированные в 2007 и 2010 гг. соответственно. К 2019 г. единственным летным подразделением, имеющим в своем составе «Фантомы», являлась 153-я эскадрилья, которая теперь станет частью истории ВВС. По данным зарубежных источников, эскадрилья будет расформирована к 1 сентября этого года.
И в заключение о споттинге 🙂
Авиабаза расположена в черте города Сувон, что обеспечивает хорошую транспортную доступность. Для взлета и посадки используются две полосы, но особых сложностей это не создает. С точки зрения света и ракурса удобнее использовать позицию с южной стороны аэродрома, в зависимости от времени суток и направления ветра.
Полетная активность хорошая, нередко проводятся вечерние полеты. К сожалению, «Фантомов» теперь уже не застать, но, полагаю, F-5 доставят немалое удовольствие «гурманам» классики военной авиации. Кроме того, Сувон периодически посещают гости и с других корейских авиабаз.
От редакции. К сожалению, о возможности аккредитации на это знаменательное мероприятие мы узнали слишком поздно, но заявку все-таки отправили. К чести южнокорейских военных, они, хоть аккредитацию и не предоставили, но ответили на запрос, объяснив отказ отсутствием мест в группе для прессы.