5
(2)

Да, и так бывает. Не везде Рождество сопровождается катанием на санках и игрой в снежки. Даже в нашей «северной», с точки зрения западноевропейцев, стране, «где медведи ходят по улицам». 🙂 Что уж говорить о более близких к экватору широтах и таких странах, как Португалия, например. Здесь +15°С днем в конце декабря — это норма. И выпадание снега в таких условиях возможно вряд ли. А вот дождь — это пожалуйста!

При планировании поездки были бегло изучены метеонаблюдения за последние несколько лет, из которых следовало, что «среднестатистически» в декабре случаются всего лишь 3 дождливых дня.  В сравнении с калининградским графиком, где, наоборот, три дня — «недождливые», такая невысокая вероятность осадков радовала. Кто же знал, что эти три дня выпадут в календаре подряд, да еще на все время нашего пребывания в прекрасном городе, столице портвейна — Порту… Правда, осмотр города мы успели совершить в ясный солнечный день, а вот спотить пришлось частично под дождиком, плавно перешедшим в хороший такой ливень.

Преамбула закончена, переходим к описанию процесса. Итак, аэропорт Порту (код OPO) имени Франсишку Са Карнейру (бывший премьер Португалии) считается вторым по загруженности после Лиссабонского, но его трафик ни в какое сравнение со столичным не идет. Тем не менее, снимать здесь очень интересно и весьма продуктивно, с моей точки зрения. И даже разразившийся в процессе ливень не испортил это впечатление, повлияв лишь на длительность съемки. Ну, и на мокроту одежды с головы до пят, конечно 🙂

Вполне себе современный терминал, добираться до которого из города весьма просто и быстро на метро-трамвае-электричке (не пугайтесь, это все один и тот же вид транспорта, выступающий в разных ипостасях на разных отрезках маршрута). Полчаса от центра, «рубль 95 коп.» в евровалюте — и вы почти у цели!  По подземному переходу в зал прилета, и оттуда выбираемся на оперативный простор, т.е., на улицу. Далее, начинаем движение направо, если стоять вот так, лицом к терминалу.
Если времени совсем немного, а поснимать не через стекло очень хочется, буквально в 100 м от терминала через забор хорошо просматривается часть перрона. Похоже, здесь кучкуются лоукосты, но сделать несколько снимков реально. Смартфон можно просунуть за забор и снять вот такие панорамы. Ну, а что? 🙂 На закате, наверно, совсем клёво…

Следовать картам Гугл, увы, не получилось, ибо, в том месте, где надо было совершить поворот на улочку, ведущую к месту съемки, оказался забор, а обходить его, согласно картам, надо было чуть ли не пару км! Однако я приметил какой-то проход — подворотню, в который интуитивно свернул. И не ошибся! Буквально через 50 м я вышел на вот такую ухоженную улочку, которая, в итоге, и вывела меня к пункту назначения.
Аэродром однополосный, что само по себе уже преимущество (взлеты и посадки в одном месте). Хороших (я бы даже сказал — шикарных) точек съемки — две, по обе стороны полосы. Так что снимать можно с утра до вечера, в районе полудня переместившись через тоннель на другую сторону ВПП (это, если есть солнце). Все это в пешей доступности и от терминала, и между собой.
Там, где магистральная РД сворачивает к полосе, справа за забором приличная насыпь из щебня, взобравшись на которую, открывается широкий панорамный вид практически на 2/3 длины полосы, рулежную дорожку, и даже перрон частично цепляется (все это в расчете на 100-400 мм, которым оперирую). А если отбросить заход на посадку, отрыв на взлете и перрон, 70-200 будет вполне достаточно.
Подъем на насыпь совпал с рулением «первенца» в этой фотосессии — «длинного» Embraer ERJ-195LR испанской Air Europa Express. Ба, старый знакомый! Я его в 14-м году в Лиссабоне снимал, только в старой ливрее еще. Эта часть рулежной дорожки просматривается хорошо, но на повороте самолеты исчезают за обвалованием непонятного предназначения. А когда они «выныривают» из-за насыпи, картину начинают портить столбы освещения дороги, проходящей внизу. Так что надо приноравливаться.

«Эмбраер» затих за холмом в ожидании посадки «Эйрбаса» «Брюссельских авиалиний». Что и произошло минутой позже 🙂
Лишь только А320 проскочил выход на полосу, «стодевяностый» порулил в начало ВПП.
Вот так с насыпи выглядит доступная часть перрона. Замечу, что даже на такой дальности марева практически нет. Что значит зима!
Аэродромную «движуху» продолжает 320-й от EasyJet.
А EMB-190 начинает разбег. Вот как раз и вторая точка съемки в объектив попала (которая «послеобеденная»). Видите, где «Фольксваген» стоит? Похоже, владелец кого-то дожидается. Неужто повезет и мне? 🙂
Точка тоже, скорее всего, замечательная. Она ближе к месту касания на посадке, выше, чем «моя» насыпь», и, кроме того, позволяет делать снимки «в фас» машин, находящихся на рулежной дорожке. С другой стороны, до перрона оттуда «обычными средствами» не дотянуться точно.
Взлет фотографируется «от» и «до». Правда, небольшой отрезок закрывается еще одним холмом, и фонари тоже чуток мешают. Но, в целом, супер!
Близость рулежной дорожки очевидна. В таком положении аэроплана вниз кадра «лезут» кабели фонарей. Но они легко «исчезают» в фоторедакторе.
Вот эти фонари, как видите, самое большое зло данного места. Не убирал специально, чтобы продемонстрировать.
БОльшая часть лайнеров разворачивается сразу с выхода на полосу, и только некоторые начинают разбег в начале. Но и так отрыв получается вполне прилично.
Выход с перрона на магистральную РД тоже получается неплохо, несмотря на приличное удаление.
Ну, а это португальский «Эмбраер» 190 уже вблизи. Остальная «часть тела» прячется за холмом.
На посадке «ТАПовский» А320. Зеленый фон чем-то напоминает театральные декорации, правда?
Да, в солнечный день обе машины наверняка получились бы резкими…
Ишь, как распушился! 🙂
Ракурсу «поцелуй меня в затылок» 🙂  периодически мешают столбы и провода на них. Тут уж — как повезет, ибо каждая машина выруливает по траектории, ведомой исключительно командиру экипажа. Вот этот — молодец! Разворачивался так, что вид сзади получился без помех. Спасибо! 🙂
Этот 190-й, несмотря на совсем еще детский возраст (меньше 6 лет), уже успел сменить четырех хозяев. Непостоянный какой 🙂
Ахтунг! На посадке Lufthansa!
Не перестаю восхищаться этим пасторальным бэкграундом. Ой, простите, задним планом! 🙂

А теперь «наш ответ тем», кто критикует аэропорт Порту за слабый трафик. Считайте: за то время, пока А320 TAP Portugal (вон он, за «Боингом» KLM) рулил с полосы к перрону, успел взлететь EMB-190, сесть борт «Люфтганзы» и тронуться от терминала В-737-700 KLM. По-моему, для неглавного аэропорта страны, не очень туристического центра, да еще в зимний сезон все это очень-очень неплохо.
Вот KLM и с немецким бортом пересекся.
Несмотря на разгар дня светотехническое оборудование полосы — в работе. Видимость и впрямь так себе.
Вот голландский лоукостер Transavia пожаловал. В однообразии ливрей Порту не обвинишь, и это радует!
Да, забыл рассказать! С противоположной стороны расположен терминал DHL. Желто-красных бортов там в этот день не наблюдалось (Рождество все-таки!), а вот 4 Фоккера F-28, еще недавно бороздивших пятый океан под флагом TAP Portugal и, видимо, находящихся здесь на хранении, — это пожалуйста!  В рабочие дни, конечно, здесь можно поймать и летающие грузовики. Кстати, считается, что здесь довольно часто бывают «Русланы» а/к «Волга-Днепр».
Вот «короткий» «Боинг» изготовился к выруливанию на полосу.
Есть отрыв!
А через несколько минут приземлился турбовинтовой ATR72. Замечу, что эти машины здесь составляют весьма приличную долю трафика.
Я же говорил! Один сел, другой — на взлет.
За ним следом — еще один.

Предыдущий ATR72 только и успел уйти в небо, как полосы коснулся «карандаш» из Испании. Canadair CRJ-1000 еще совсем «зеленый»: всего полгода от роду 🙂
Вблизи еще лучше видно, что машинка новейшая, вся сверкает.
Ух ты, а это что? Ливрея незнакомая…
Так вот какой борт ждал коллега на противоположном «берегу»! Точно, Boeing 737-600 — птица редкая! За время производства с 1995 г., по некоторым данным, было продано меньше семи десятков машин. Компании предпочитают приобретать подержанные машины пятисотой серии, чем новые «шестисотки». В парке Air Algérie 5 таких машин в 101-местной компоновке.
В непосредственной близости от аэропортового ограждения стоят такие милые домики с национальным колоритом, часть одного из которых попала в объектив вместе с собравшимся в обратный путь бельгийским А320.
А пока он выруливал, на полосу успел сесть лайнер Azores Airlines в новой лаконичной ливрее с китовым хвостом.
Взлетающие машины получаются очень резкими, притом что до них весьма приличное расстояние (стандартная длина разбега более 2 км).
Начало проглядывать солнышко и появилась надежда, что, вопреки прогнозу, обойдется без дождя. На взлет потянулся ATR72.

Следом — В737-800 «Трансавиа». У самолетов появилась тень. Если так дальше пойдет, придется перебираться на противоположную сторону, чтобы солнце было за спиной, а освещение — правильным.
Ветер крепчал. Вон как люксембуржца мотыляет!

Нидерландский «Боинг» сзади начинает подпирать «Бомбардье» из Испании. Выстраивается, пусть и небольшая, очередь.
Наконец, 737-й пошел на полосу.
А на рулении еще пара машин. Кто там где-то писал о крайне низком трафике? Может, они все проспали? 🙂

Не успела рассосаться очередь, а на полосе — снова новое «действующее лицо».
Да, большим разнообразием авиаперевозчиков Порту, конечно, похвастаться не может. Но вот по части динамики действа трафик заслуживает всяческих похвал.

Борт «Люфтганзы» разбегался от начала полосы. Такой расклад, конечно, гораздо эффектнее с точки зрения возможностей съемки.
Ну, красота же! 🙂
А вот EasyJet взлетал по обычной схеме. Ну и ладно…
Засобирались в обратный рейс и «китовые» 🙂 Не знаю, по моему разумению, их старая ливрея была гораздо эффектнее…
Как-то уж больно скромно выглядит.
О, местные споттеры зашевелились. Снимают через сетку, видно, на насыпь подниматься лень 🙂
Алжирский лайнер презрел рулежную дорожку и прорулил на старт прямо по полосе.
Взлет получился эффектным, и — как на ладони!

Очередной Transavia, на сей раз — в новой ливрее.

Ближе к обеду мои восторги относительно хорошего трафика улеглись. 737-700 от Luxair стал последним перед сменой места дислокации.

Наступила какая-то сиеста прямо! Минут 20 я простоял в ожидании «хоть чего-нибудь», но тщетно. Видя, что пауза затягивается (на посадочном так никого и не было), я решил изучить окрестности. Спустился с насыпи и двинулся в направлении к началу полосы, чтобы осмотреть протяженный холм, который загораживал мне часть пробега. А на фото как раз та насыпь из щебня, с которой я снимал «до того».
При ближайшем рассмотрении интересовавший меня холмище оказался поросшим каким-то жутко колючим кустарником, так что забираться на него могут только какие-нибудь «садо-мазо». Однако, напротив этого холма зияла замечательная дыра в заборе (это не аэродромный забор, нет. Он ограничивает склон около въезда в тоннель под ВПП, и полиции он неинтересен).  С той стороны дыры — хорошо вытоптанная площадка, размеров хоть и небольших, но достаточных, чтобы разместиться для съемки. С этой точки хорошо снимать движение лайнеров по первой трети ВПП: холм уже за спиной и не мешает, столбы освещения — внизу, и тоже не мешают. Остаюсь!
«Перерыв» закончился, и вот на посадку уже заходит Bombardier CS300.

Двигатели выглядят несколько переразмеренными относительно фюзеляжа, на мой взгляд. Кстати, это последнее достижение штатовских двигателестроителей — Pratt&Whitney PW1100G с редукторным приводом вентилятора компрессора. Движки из этого же семейства будут ставить на МС-21.
Между тем, ветер еще более усилился, а с океана стали наползать тучи. Но аэропорт работал своим чередом.
Если вернуться за забор и стоять около дыры, движение по рулежке выходит вот так.
Крепчает ветер, крепчает. Бедные ATRы мотыляет из стороны в сторону.

А дождик стал потихоньку превращаться в дождь. Хорошо, что я захватил с собой дождевик. Хоть на какое-то время он дал возможность поснимать еще.
CS300 направился в начало полосы. Удача! Значит, будет эффектный взлет с водяным шлейфом.
Есть!!!

Еще один SWISS, теперь уже в ливрее Star Alliance.

«Эмбраер»  побежал на взлет в начало ВПП,…
… а пока он рулил, на середину энергично выкатился ATR и резво взлетел. Некогда ему ждать, наверно 🙂

Настал черед EMB-190. Сдувая с полосы потоки воды, он прямо передо мной уходит в воздух.

Порыв ветра накренил машину, но пилоты быстро выправили ее. Вообще, «вечер переставал быть томным». Дождь переходил уже в настоящий ливень, а порывы ветра заставляли держаться за сетку забора. И еще фотоаппарат этот! 🙂
Через несколько минут уже и длинная бленда не спасала объектив от воды, ибо сверху лилось как из ведра. Все, завязываем, пока окончательно на залило технику. Надо же! И в этих условиях еще кто-то летает! 🙂
Добрался до гостиницы мокрым насквозь. Спасли только горячий душ, второй комплект одежды и бокал портвейна. После чего мы, как ни в чем не бывало, отправились снимать ночной Порту. Но это уже другая история и к споттингу не относится!
В целом, считаю аэропорт Порту достойным внимания споттеров. Как говорится, рекомендую!
P.S. Ничего не заметили? НИ ОДНОГО борта Ryanair в трафике, только на стоянке. Бывает же! 🙂

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 2

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?