16-17 ноября на Первой Главной Реактивной базе (1st Main Jet Base/Eskişehir) в турецком Ескишехире прошли торжественные мероприятия по случаю празднования 50-летнего юбилея эксплуатации истребителей F-4E Phantom в составе ВВС Турецкой Республики. Помимо официальных церемоний, 17 числа состоялось небольшое авиашоу с участием «юбиляров», включавшее как наземную экспозицию, так и летный показ.
Для освещения этого события пресс-службой турецких ВВС (Turkish Air Force Public Affair Office) были приглашены сотни представителей профильной прессы и авиаспоттеров со всех уголков планеты. 17 ноября побывал там и я, благодаря чему наши читатели имеют возможность ознакомиться с развернутым репортажем с места события. Начнем же!
Единственное, хочу сразу оговориться, что облетевших весь Интернет снимков и видео полета «Фантома» в юбилейной спецливрее над каньоном читатель здесь не найдет. На ту сьемку, состоявшуюся 16 ноября, было, видимо, приглашено весьма ограниченное количество людей. В число которых ваш покорный слуга, понятное дело, не вошёл. Тем не менее, и отснятое в воскресенье, 17-го, позволяет оценить ту дань любви и уважения, которую ВВС этой страны отдают своей заслуженной матчасти. Всем бы так. И все бы так…
Первый разлет
В лётной программе юбилейного мероприятия приняли участие 5 истребителей. Снимающий люд разместили вдоль ВПП, так что во время взлёта каждый мог насладиться и заснять это завораживающее действо. Сообразно своему местоположению, конечно 🙂
После взлета машины развернулись и выполнили несколько проходов над аэродромом на низкой высоте. Плотная облачность не позволила выполнять какие-то фигуры пилотажа в вертикальной плоскости (как, впрочем, и сделать яркие, «солнечные», снимки). А, может, это и не было предусмотрено программой. Которая ограничилась парным проходами в сомкнутом строю, а также виражами самолета — лидера.
Подготовленный для 50-летнего юбилея праздничный «мундир» лидера смотрелся, без преувеличения, очень эффектно. Особенно — верхняя часть фюзеляжа и центроплан, отображающие полотнище национального флага. Нижнюю часть фюзеляжа украсил «принт» с изображением знаменитого «Спука» — своеобразной эмблемы и талисмана пилотов «Фантомов» по всему миру. Для справки: придумал сей персонаж «призрака» художник технических презентаций компании McDonnell Aircraft Энтони «Тони» Вонг (Anthony «Tony» Wong) ещё в 1958 г.
Остальные детали праздничного раскраса мы поподробнее рассмотрим ниже, когда заглянем на статическую экспозицию.
После нескольких непродолжительных проходов машины одна за другой стали заходить на посадку. Пробег осуществлялся с использованием тормозного парашюта, что добавляло процессу определенный колорит. По традиции, пилоты активно приветствовали снимающую братию.
После посадки истребители прорулили по магистральной РД в зону рассредоточения. А нам представилась возможность заснять это действо, которое многие «коллеги по цеху» восприняли как обещанную «слоновью прогулку», ведь в программе в это время значилась именно она. Позже выяснилось, что Elephant walk организаторы оставили «на закуску». Что, в общем-то, весьма логично.
А лидер отправился на техническую позицию. Здесь была организована статическая экспозиция авиатехники, состоящей на вооружении 111-й эскадрильи «Пантера». Последуем же за ним! Тем более, что время близилось к обеду, и где-то там маячил анонсированный в программе ланч. Как говорится, поближе к кухне! 🙂
Статика
На статической экспозиции разместили пятерку «Фантомов» с лидером в центре. Здесь же выставили образцы вооружения, которое может применять турецкий «Фантом».
Примечательно, что «юбилейный» борт был выкрашен в черный цвет полностью, а такое встретишь нечасто. Его киль c с одной стороны отображает принадлежность к «Пантерам». С другой — фрагмент портрета основателя современной Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка и его изречение «istikbal göklerdedir», что переводится как «Будущее — в небе».
Процесс осмотра экспозиции был совмещен с т.н. ланчем (по желанию, за свои кровные) и, что оказалось просто классным — 40-минутным концертом ансамбля песни и пляски коллектива Eagles Of The Jazz. Несколько интересных джазовых композиций, весьма голосистая солистка, красивая форма военных музыкантов — все это произвело очень приятное впечатление! Ребята — молодцы!
Пока музыканты играли и пели, техсостав начал сворачивать статическую экспозицию и готовить самолеты к буксировке. Споттеры не преминули воспользоваться прибывшими тягачами в качестве стремянок, чтобы сделать эффектные снимки «в фас».
После осмотра статики, концерта и небольшого отдыха мы вновь переместились к полосе. По программе ожидался ещё один разлёт с последующими проходами, после чего все присутствующие должны были увидеть завораживающее действо под названием «слоновья прогулка». Для непосвященных — это когда значительное количество самолетов выстраиваются на полосе друг за другом в несколько шеренг, а затем совершает синхронное руление. Собственно, зачем я это рассказываю? Ниже сами все увидите 🙂
Второй разлёт
Для съемки второго разлёта я переместился чуть ближе к началу полосы, дабы получить несколько иные ракурсы. Отсюда удобнее было снимать и выруливание техники из зоны рассредоточения.
После такой эффектной расстановки на полосе многие ожидали взлета парами. Но — увы… Однако и одиночные взлёты выглядели роскошно!
Далее последовали проходы парами. Пожалуй, более разнообразные, чем предыдущие. Летчики продемонстрировали роспуски и проходы на форсажном режиме. Что вызвало бурную эмоцию у публики.
Параллельно активности в небе с обоих сторон от ВПП начался наземный «движ». Истребители из зон рассредоточения стали выдвигаться на исполнительный старт для последующего формирования «слоновьей» колонны.
Открутив программу, самолеты направились на посадку. И опять — дымки от колес, тормозные парашюты, запах керосина. Романтика! 🙂
Наступал апофеоз праздника. Самолеты выстаивались в колонну, а пресса и споттеры искали наиболее подходящую оптику и удобное положение для сьемки грядущего действа.
Elephant walk
Приглашенные гости снимали этот элемент показательной программы на прежнем месте, сбоку от полосы. Оно бы лучше снимать «в фас», но данный ракурс был доступен исключительно своим. Тем не менее, и сбоку такое действо выглядит весьма впечатляющим. Смотрите сами!
После проруливания колонна остановилась на некоторое время, и все желающие могли запечатлеть «крылья, ноги и хвосты» 🙂 Замечу, что в колонне можно было увидеть самолеты расформированной в июне 2015 г. 112-й эскадрильи, имевшие оранжевую окраску части киля и стабилизатора. А также одну из машин, киль которой был украшен в честь 100-летия Турецкой Республики.
По окончании «фотосессии» техника и управляющие ею люди убыли на места стоянки. Праздник завершился.
На выходе с авиабазы нас провожал ее командир. Крепким рукопожатием и добрыми словами. Как говорится, и вам — спасибо!