4.9
(15)

Поскольку в Интернете появляются публикации по ранним версиям Ту-154, я решил внести некоторую ясность по этим машинам.

Серийный выпуск Ту-154 запланировали в Москве на заводе «Знамя труда» (бывший № 30), но размеры Центрального аэродрома, откуда они должны были уходить в подмосковные Луховицы для сдаточных испытаний оказались недостаточными даже для взлета облегченных машин. Поэтому производство Ту-154 перенесли в Куйбышев (Самара).

Ту-154 стал первым пассажирским самолетом, на котором применили вспомогательную силовую установку ТА-6А.

В июне 1969 года года опытный экземпляр Ту-154 СССР — 85000 с двигателями НК-8-2 тягой по 9500 кгс продемонстрировали на авиасалоне в Париже.

Прототип Ту-154 СССР-85000 с доработанной нишей передней опоры шасси

В 1970 году предсерийные Ту-154 начали покидать сборочный цех Куйбышевского авиазавода. При этом машины с регистрационными номерами 85001, 85004, 85002, 85005, 85006, 85007, 85008 и 85009 задействовали для различных испытаний, в том числе и государственных, а также для обучения летного состава. Всего построили девять предсерийных самолетов. В октябре того же года в 200-м авиаотряде начались эксплуатационные испытания.

Один из опытных лайнеров — СССР — 85005 — долгое время находился в экспозиции ВДНХ в Москве. Но в РФ он оказался ненужным и его благополучно утилизировали.


Внешне предсерийные машины отличались от прототипа лишь формой аэродинамических перегородок (гребней) на крыле. Все самолеты, покидавшие сборочный цех завода, несли эмблему ОКБ Туполева, но в ходе их ремонта и покраски эмблему незаслуженно убирали.

Ту-154 СССР — 85006 — участник эксплуатационных испытаний
Ту-154 СССР — 85007 — участник эксплуатационных испытаний

В Аэрофлот Ту-154 начали поступать, начиная с десятой машины (СССР — 85010). Из них четыре самолета — 85010, 85015, 85016 и 85020 — поступили во Внуково, а остальные, по номер 85020 – в Шереметьево.

Линейка Ту-154 с регистрационными номерами 85015 — 85018
Ту-154 СССР — 85018 в ожидании пассажиров

Летом 1971 года на авиасалоне в Париже представили серийную машину СССР — 85012. После завершения работы авиасалона лайнер передали в авиаотряд, дислоцировавшийся в Шереметьево.

Линейный Ту-154 СССР — 85012, экспонировавшийся на авиационно-космическом салоне в Париже. 1971 г.

Первый пассажирский рейс Ту-154 состоялся 9 февраля 1972 года на машине СССР — 85016 по маршруту Москва-Минеральные Воды.

Ту-154 СССР — 85021

19 февраля 1973 года потерпел катастрофу Ту-154 СССР-85023.

В 1972 и 1973 годах три Ту-154 (LZ-BTA, LZ-BTB и LZ-BTC с заводскими номерами 72А026, 72А027 и 73A036 соответственно) приобрела Болгария. Нельзя исключать, что в ходе плановых ремонтов эти машины, как и в СССР, переоборудовали в вариант Ту-154А.

Ту-154 UK 85050, переоборудованный в Ту-154Б, узбекской авиакомпании «Хавойуллари» на аэродроме Чкаловская. Фото Н. Якубовича

Среди Ту-154 была и экспериментальная машина СССР — 85032 с дополнительным топливным баком № 4 и пассажирской дверью по левому борту, открывавшейся наружу путем ее разворота. Кроме этого на самолете переднюю дверь по правому борту перенесли вперед.


Продолжение истории

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 4.9 / 5. Проголосовавших - 15

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?