Поскольку в Интернете появляются публикации по ранним версиям Ту-154, я решил внести некоторую ясность по этим машинам.
Серийный выпуск Ту-154 запланировали в Москве на заводе «Знамя труда» (бывший № 30), но размеры Центрального аэродрома, откуда они должны были уходить в подмосковные Луховицы для сдаточных испытаний оказались недостаточными даже для взлета облегченных машин. Поэтому производство Ту-154 перенесли в Куйбышев (Самара).
Ту-154 стал первым пассажирским самолетом, на котором применили вспомогательную силовую установку ТА-6А.
В июне 1969 года года опытный экземпляр Ту-154 СССР — 85000 с двигателями НК-8-2 тягой по 9500 кгс продемонстрировали на авиасалоне в Париже.
В 1970 году предсерийные Ту-154 начали покидать сборочный цех Куйбышевского авиазавода. При этом машины с регистрационными номерами 85001, 85004, 85002, 85005, 85006, 85007, 85008 и 85009 задействовали для различных испытаний, в том числе и государственных, а также для обучения летного состава. Всего построили девять предсерийных самолетов. В октябре того же года в 200-м авиаотряде начались эксплуатационные испытания.
Один из опытных лайнеров — СССР — 85005 — долгое время находился в экспозиции ВДНХ в Москве. Но в РФ он оказался ненужным и его благополучно утилизировали.
Внешне предсерийные машины отличались от прототипа лишь формой аэродинамических перегородок (гребней) на крыле. Все самолеты, покидавшие сборочный цех завода, несли эмблему ОКБ Туполева, но в ходе их ремонта и покраски эмблему незаслуженно убирали.
В Аэрофлот Ту-154 начали поступать, начиная с десятой машины (СССР — 85010). Из них четыре самолета — 85010, 85015, 85016 и 85020 — поступили во Внуково, а остальные, по номер 85020 – в Шереметьево.
Летом 1971 года на авиасалоне в Париже представили серийную машину СССР — 85012. После завершения работы авиасалона лайнер передали в авиаотряд, дислоцировавшийся в Шереметьево.
Первый пассажирский рейс Ту-154 состоялся 9 февраля 1972 года на машине СССР — 85016 по маршруту Москва-Минеральные Воды.
19 февраля 1973 года потерпел катастрофу Ту-154 СССР-85023.
В 1972 и 1973 годах три Ту-154 (LZ-BTA, LZ-BTB и LZ-BTC с заводскими номерами 72А026, 72А027 и 73A036 соответственно) приобрела Болгария. Нельзя исключать, что в ходе плановых ремонтов эти машины, как и в СССР, переоборудовали в вариант Ту-154А.
Среди Ту-154 была и экспериментальная машина СССР — 85032 с дополнительным топливным баком № 4 и пассажирской дверью по левому борту, открывавшейся наружу путем ее разворота. Кроме этого на самолете переднюю дверь по правому борту перенесли вперед.