Немного истории
Авиабаза Ньютабару (Nyutabaru) является одной из четырех в Японии, где на постоянной основе размещены подразделения истребителей 4-го поколения F-15 Eagle, являющихся основной боевой единицей Воздушных сил самообороны Японии. Все четыре авиабазы – Титосе, Комацу, Ньютабару и Наха, размещены в границах четырех основных японских островов – Хоккайдо, Хонсю, Кюсю и Окинава. Ньютабару расположена на восточном побережье острова Кюсю, в поселке Синтоми префектуры Миядзаки.
История авиабазы начинается с 17 июля 1940 г., когда для обеспечения функционирования армейской летной школы Кумагайя был построен и введен в действие аэродром. 1 октября 1940 г. авиабаза структурно вошла в состав армейской летной школы Тачиарай. В августе 1945 г., после капитуляции Японии, воинская часть была расформирована, а эксплуатация аэродрома прекращена.
В декабре 1957 г. существующая ВПП аэродрома была реконструирована, и аэродром был вновь введен в действие, уже в составе 3-й авиашколы Воздушных сил самообороны Японии, принявшей на вооружение учебно-тренировочные Lockheed T-33 Shooting Star. 1 июня 1959 г. авиашкола преобразована в 17-ю учебную авиагруппу.
В дальнейшем на авиабазе размещались: с января 1962 г. – 10-я эскадрилья на истребителях North American F-86F Sabre, с марта 1963 г. до декабря 1982 г. – 202-я и 204-я эскадрильи на передовых для того времени истребителях Lockheed F-104 Starfighter. В декабре 1982 г. обе эскадрильи были перевооружены на современные истребители F-15 Eagle. В 1985 г. 204-я эскадрилья была передислоцирована на авиабазу Хиакури (Hyakuri), вместо нее на авиабазу Ньютабару прибыла 301-я эскадрилья, вооруженная истребителями F-4 Phantom II. В апреле 1990 г. размещенная на авиабазе инструкторская авиагруппа также обновила свой авиапарк, заменив Mitsubishi T-2 новыми двухместными F-15DJ Eagle.
6 октября 2000 г. 202-я эскадрилья расформирована, на ее базе создана 23-я учебная эскадрилья, существующая по настоящее время. Кроме того, в 2014 г. инструкторская авиагруппа передислоцирована на авиабазу Комацу, а 301-я эскадрилья «Фантомов» вернулась обратно на авиабазу Хиакури. Ньютабару пополнилась за счет прибывшей из Хиакури 305-й эскадрильи на самолетах F-15J Eagle.
Авиапарк Ньютабару состоит как из «оригинальных» F-15 (производства McDonnell Douglas), так и из «Орлов», лицензионно произведенных Mitsubishi.
Помимо 23-й и 305-й эскадрилий на авиабазе также размещено спасательное авиаподразделение, использующее самолеты British Aerospace U-125 и вертолеты Mitsubishi UH-60J Blackhawk.
Периодически на авиабазе проводятся совместные тренировки с участием авиации корпуса морской пехоты США (F-18 Hornet и F-35B Lightning II).
Ежегодно в конце ноября – начале декабря авиабаза проводит день открытых дверей с динамическом и статическим показом авиатехники. В 2020-2021 гг. авиашоу не проводилось по причине пандемии. Мероприятие двухдневное – в субботу полетная программа рассчитана на гостей авиабазы, а также членов семей военнослужащих и гражданского персонала, в воскресенье – официальное авиашоу (со всеми вытекающими в виде длинных очередей при входе на авиабазу, большого скопления зрителей в местах комфортной фотосъемки и т.д. 🙂 ).
Мне удалось побывать в Ньютабару в дни проведения авиашоу в 2017 и 2018 гг. Хотелось бы отметить, что иногда дни проведения авиашоу в Ньютабару совпадают с днем открытых дверей на авиабазе Хиакури, соответственно, приходится выбирать (исходя из предпочтений), куда ехать либо попытаться застать субботнюю утреннюю часть показа на одной авиабазе, после чего оперативно убыть в другую префектуру скоростным поездом или самолетом 🙂 .
2017 год
В 2017 году в летной программе приняли участие несколько F-15J/DJ Eagle из состава обоих «местных» эскадрилий, пара «Фантомов» 501-й тактической разведывательной эскадрильи авиабазы Хиакури (причем, один «Фантом» — американского производства), знаменитая пилотажная группа Blue Impulse на самолетах Kawasaki T-4, а также вертолет Kawasaki CH-47J Chinook с авиабазы Ирума. Для участия в авиашоу ВВС США традиционно представили истребитель General Dynamics F-16C Fighting Falcon из состава 14-й эскадрильи (авиабаза Мисава).
Эпизоды первого дня авиашоу
Эпизоды второго дня авиашоу
В статическом показе были продемонстрированы: армейские вертолеты Fuji AH-1S Cobra, Fuji AH-64D Apache Longbow, Kawasaki OH-6D и Mitsubishi UH-60JA Blackhawk; патрульный самолет Kawasaki P-3C Orion и противолодочный вертолет Mitsubishi SH-60K Seahawk из состава подразделений морской авиации; техника ВВС – истребители Mitsubishi F-2A, Mitsubishi F-4EJ Phantom II, F-15DJ Eagle (производства McDonnell Douglas и Mitsubishi), учебно-тренировочные Kawasaki T-4 и Fuji T-7, транспортный самолет Lockheed C-130H Hercules, а также Raytheon T-400, Gulfstream U-4 и BAe U-125, вертолеты Kawasaki CH-47J Chinook и Mitsubishi UH-60J Blackhawk, а также наземная техника войск ПВО.
На территории авиабазы есть и небольшая экспозиция старой авиационной техники, ранее состоявшей на вооружении японских ВВС и по праву ставшей авиационной классикой: North American F-86D Sabre и North American T-6G Texan, а также изготовленные лицензионно F-4EJ Phantom II, F-86F Sabre, F-104J Starfighter, T-33A Shooting Star, V-107IA. Есть здесь авиатехника национальной разработки – патрульный вариант небольшого двухмоторного пассажирского Mitsubishi MU-2S и учебно-боевой Mitsubishi T-2, снятый с вооружения в 2006 году.
2018 год
В 2018 году летная программа включила в себя выступления «местных» F-15, одного «Фантома» из состава 501-й эскадрильи и одиночный пилотаж F-16 ВВС США (13-я эскадрилья авиабазы Мисава). Кроме того, для участия в статическом показе прибыли транспортные самолеты Kawasaki C-1 с авиабазы Ирума в красно-белой ливрее и с символикой 60-летнего юбилея авиабазы, а также Kawasaki C-2 (403-я транспортная эскадрилья, авиабаза Михо).
Теперь о споттинге
В солнечную погоду снимать удобнее, находясь вне авиабазы, у ее южного ограждения. Места для зрителей внутри самой авиабазы находятся севернее ВПП, поэтому съемка будет в условиях контрового света. Интересно то, что оба раза в 2017-2018 гг. из двух дней мероприятия солнечный день был в субботу, а в воскресенье было пасмурно, поэтому, собираясь на авиашоу в Ньютабару, лучше спланировать его на пару дней. С южной части (за ограждением) съемка вполне возможна, и освещение хорошее в течение всего дня. Но желательно взять с собой стремянку, хотя бы небольшую, иначе придется снимать через сетку-рабицу. И, конечно же, не следует забывать о достопримечательностях префектуры: это, прежде всего, маленький островок Аошима, соединенный мостом с материковой частью Кюсю, на территории которого расположен синтоистский храм, и местные лангусты 🙂 .