
В 2011 г. я посетил Мюнхен. Одна из главных целей — знаменитый Немецкий музей (Deutsches Museum). Авиационная составляющая этого, пожалуй, основного государственного хранилища технических раритетов размещена в двух местах: собственно в Немецком музее (в самом Мюнхене) и его авиационном филиале в пригороде Обершляйшхайм. Добираться в филиал несложно: из Мюнхена на электричке где-то полчаса езды, а потом столько же — пешочком. Но местечко там интересное — типично бюргерский пригород с красивыми особняками, кайзеровские казармы и огромный парк. Само по себе место, достойное внимания. А уж если там еще и музей — тем более…
Но начнем все же с главной экспозиции, размещенной в Техническом музее. Там собрано почти все, чем по праву может гордиться Германия в авиационной сфере. Кроме того, там серьезные экспозиции по другим видам техники (авто, ж/д, морская), поэтому каждый может найти для себя наиболее интересное. Немецкий музей в Мюнхене очень посещаем детьми и молодежью.
Экспонаты расположены на трех этажах, невзирая на их размеры и вес.
Вот немецкие буревестники реактивной эры: ракетный Ме-163 и Ме-262 с ТРД.
Фау-1 на фоне секции фюзеляжа первого европейского аэробуса А300.
Мессершмитт Bf-109E3, а на заднем плане — Физелер Fi-156 «Шторьх».
На втором этаже — транспортный Юнкерс Ju-52.
Еще несколько экспонатов довоенной поры от «Юнкерс».
Это — А-50 «Юниор».
Знаменитый Юнкерс F-13 — первый самолет, изначально проектировавшийся под перевозку пассажиров. Авиалайнер, однако 🙂
А это Bucker Bu 131 Jungmann, точнее — его лицензионная копия, выпускавшаяся по лицензии испанской фирмой CASA.
В главном корпусе еще много чего интересного, но времени на все, как обычно, не хватает (поездка был с тургруппой, «свободное время» сильно ограничено). Поэтому поехали в Обершляйхайм. Кстати, если вы идете в главный корпус в Мюнхене (было, кажется, 8 евро) и говорите на кассе о своем желании посетить Обершляйшхайм, вам дают туда контрамарку (а так билет стоил 6 евро). Мелочь, а приятно…
Полное название филиала — Deutsches Museum Flugwerft Schleissheim. Все экспонаты «авиафилиала» размещены в крытых ангарах, так что даже дождь осмотру экспозиции не помешает. А это на приангарной стоянке наш соотечественник в рабочем состоянии. Регулярно принимает участие в слетах немецких фанатов Ан-2, коих, оказывается, немало.
Вот сколько там всего! А на переднем плане Хейнкель He-111, выпускавшийся испанской CASA по лицензии (CASA 2.111В).
Раритетная Cessna 195 «Бизнесслайнер» — первая цельнометаллическая «ласточка» Сессны.
Знаменитый Focke-Wulf Fw 44 Stieglitz — одна из самых удачных «летающих парт», по популярности не уступавшая «Юнгманнну». Несмотря на внушительные размеры выставочного зала, экспонаты размещены довольно скученно. Места явно маловато.
Летающая лодка Дорнье Do-24T3 — еще один раритет.
Разработка 60-х годов — легкий спортивный и тренировочный MBB-223 «Фламинго». Если быть точным, то самолет сделан немецкой фирмой SIAT, которая затем влилась в консорциум МВВ. Был выпущен небольшой серией в Германии, после чего лицензия передали испанцам, фирме CASA. Те тоже выпустили с полсотни машин, некоторые из которых эксплуатируются по сей день.
А это — последнее детище Вилли Мессершмитта — истребитель Испано Ависьон НА-300. Начинали испанцы, потом этот самолет планировали строить в Египте, фирма Хеллуан (двигатель тоже под него разрабатывали). Но именно проблемы с последним и погубили проект.
Еще один очень интересный и редкий экспонат — индийский истребитель-бомбардировщик HAL HF-24 Marut. Какое отношение он имеет к немецкой авиапромышленности? Самое прямое! Как и в случае с HA300, главным конструктором этой машины был тоже знаменитый немец, создатель семейства боевых машин «Фокке Вульф» Курт Танк.
Транспортный Сикорский H-34G из состава Бундесмарин в «сложенном» состоянии.
Еще два представителя «вертолетной темы» — всемирно популярный Бел UH-1 «Ирокез» (на переднем плане) и французский «Алуэтт»2 (на заднем).
Ну, наша техника, думаю, в представлении не нуждается. Кстати не об этом… Видите стулья, составленные у стены? В этом музее можно заказать проведение торжественных мероприятий (при мне накрывали какой-то корпоратив). Столики и стулья — прямо «под крылом самолета», «о чем-то поёт» (звуковоспроизводящая аппаратура, ди-джей) — там же. То, что такие мероприятия проводятся регулярно, а экспонаты при этом — целы и невредимы, наводит на мысль: «гуляют» весьма скромно, без размаха 😀
F-4F «Фантом»
Транспортный самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Дорнье Do-31 ( детальные изображения этого самолета вы можете посмотреть здесь). Были построены три прототипа. Два из них в Мюнхенском музее (один — в главном корпусе), а третий — в музее Дорнье. Под До-31 макет еще одного немецкого СВВП — сверхзвукового истребителя VJ101C. Один из прототипов выставлен в главном корпусе в Мюнхене.
Пока я крутился около Do-31, подошел мужичок. Оказался участником испытаний этого самолета, техником по авиаоборудованию.
Рассказывал интересные вещи из истории испытаний. К примеру, откуда на створке передней стойки шасси эта замечательная бортовая живопись.
Насколько я понял, самолет возвращался с Парижского авиасалона и произвел вынужденную посадку на какой-то водоем или реку. Все обошлось, но после этого самолет нарекли еще и водоплавающим, что и подтвердили соответствующим веселым рисунком.
А это — третий немецкий СВВП — истребитель-бомбардировщик VAK-191.
Вообще то, что немцам в 60-е годы удалось создать, построить и испытать три совершенно разных «вертикалки», вызывает большое уважение. Мы в то время смогли «родить» лишь демонстратор Як-36 и нереализованный полностью ВВА-14 конструктора Бартини. Правда, в распоряжении немцев были специализированные двигатели Роллс-Ройс, что фактически стало залогом реализации их программ. Ну, а «не пошли» они из-за финансовых проблем и сложности с эксплуатацией самолетов такого типа. Да и сейчас СВВП, несмотря на полувековое продвижение вперед в технологическом плане, имеют довольно ограниченные возможности и, соответственно, применение.
Идем дальше. Панавиа «Торнадо».
Еврофайтер EF-200 «Тайфун». Правый двигатель отсутствует.
На переднем плане — кабина американо-германского экспериментального детища Х-31 с управляемым вектором тяги (УВТ).
Canadair CL-13 «Сейбр»
Позади «Еврофайтера» — знаменитый в свое время Локхид Т-33 «Шутинг Стар».
Х-31 крупным планом. Интересная машинка. Только с УВТ у них как-то не срослось…
Сопло с УВТ.
И они хотели, чтобы привязанные к хвосту три совковые лопаты эффективно управляли вектором тяги? Как дети, ей-богу… 😀
На закуску — наши ласточки: МиГ-23БН…
… и МиГ-21МФ.
Там еще огромное количество экспонатов (носовые части, несущие винты, двигатели, бортовые РЛС и т.д.), но на них уже не хватило времени.
В целом, музей замечательный. И в частности — тоже. Рекомендую…