![](https://aviamirinfo.ru/wp-content/uploads/2018/06/217F8254.jpg)
9 июня 2018 г. на 22-й базе тактической авиации ВВС Польши прошел очередной День открытых дверей. Здесь я не впервые, аэродром знакомый, но пропустить мероприятие с участием польской (советской) авиатехники не мог.
Позднее прибытие на аэродром (несколько часов в очереди на границе) заставило отложить осмотр и фотографирование статической экспозиции на потом, ибо вся техника была буквально облеплена детьми и взрослыми. А в открытые кабины самолетов и вертолетов выстроились внушительные очереди. Да и дело шло к началу летной программы, так что надо было определяться с местом у забора. Но на учебно-боевой МиГ-29УБ, открывавший статику, времени хватило.
Услышав русскую речь, в разговор с нами вступил один из посетителей, оказавшийся по роду предыдущей деятельности «близким родственником»: прослужил в ВВС Польши 16 лет в качестве авиационного специалиста-механика. «Я до сих пор помню, — рассказывал он, — как на этот аэродром садились ваши (советские, значит) самолеты. Целая эскадрилья — за 2 минуты! А командир эскадрильи — майор, всего 26 лет!!! Молодой совсем, но какая организация! Фантастика, незабываемое зрелище!» Мы немного пообщались еще, и было очень приятно, что, несмотря на усилия политиков простые люди хранят память о том времени, когда мы были вместе.
После краткого ознакомления со статической экспозицией было выбрано место для съемки у ограждения, а тут и летная программа как раз началась. Открыл ее учебно-тренировочный TS-11 Iskra. И хоть снимать пришлось уже традиционно против солнца, кое-какие кадры получились «более-менее».
Далее программу продолжила вездесущая в Польше пилотажная группа 3 АТ-3. В последние годы по популярности они стали догонять, на мой взгляд, «№1» в Польше — группу «Желазны».
А они и вправду красиво летают, и с каждым годом их программа становится все интереснее.
Вот такой красивый роспуск.
Держатся очень плотно. Молодцы!
А вот так снимают польские споттеры: на позиции подготовки, в непосредственной близости от авиатехники. Споттерам в Польше живется хорошо. Пресс-служба военного ведомства считает их «за людей» и охотно аккредитует на мероприятиях такого рода.Эх…
И снова в воздухе «Искра».
В небо уходит пара «отечественных по происхождению» Су-22М4. Как же жалко, что приходится снимать против солнца: такие кадры могли получиться!..
Хотя, на фоне зелени и при соответствующей обработке — вполне прилично.
«Сухие» — красавцы, конечно! И серый НАТОвский камуфляж вполне им к лицу.
Летчики сначала продемонстрировали парный пилотаж, сделав несколько проходов в сомкнутом строю,
а затем работали «индивидуально».
Пара заходов на посадку с проходом,
и вот самолеты уже садятся, используя тормозной парашют.
Летчик этой машины выпустил парашют еще до касания земли. Есть такая техника посадки, сокращающая пробег до минимума.
В заключении свою летную выучку на МиГ-29 продемонстрировали хозяева мероприятия.
Признаться, я такого красивого пилотажа на этой машине давно не видел! Сразу после взлета истребитель буквально вертикально вонзился в небо и выполнил т.н. квадратную петлю.
«Колокол», вертикальные бочки, иммельманы, перевернутый полет — все это смотрелось на одном дыхании.
Мне показалось, что его пилотаж был гораздо эффектнее, чем выступление польского пилота на аналогичной машине в Познани в ходе майского авиашоу. Ну, очень красиво!
На проходе.
Молодец, без всяких «но». Как сказал наш польский знакомый, о котором я рассказывал вначале, «… все равно ваши самолеты лучшие». Ну, и пилот не подкачал 🙂
Как только завершилась летная программа, «приглашенные гости» засобирались домой. Впереди всех оказалась транспортная «Брыся» (М28 Bryza) из состава морской авиации Польши. Вот и АПА уже подогнали, сейчас под ток поставят.
Вслед за «Брысей» «на выход» потянулись и другие гости Дня открытых дверей, прибывшие на своей авиатехнике.
В мероприятиях такого рода в Польше всегда принимают участие небольшие частные самолеты. Такие вот, например, как этот Bristell UL.
А это уже техника посолиднее — PZL-111 Koliber, развитие лицензионной копии французского самолета Socata Ralley.
Еще один ультралайт порулил на старт.
Пожарники продемонстрировали возможности своей машины. Желающие могли заодно и охладиться (денек выдался жарким).
А это самолет чешского производства — Evektor-Aerotechnik SportStar.
Довольно оригинальный Urban Air UFM-10 Samba, издали больше похожий на вертолет. Только без винтов… 🙂
Гости разлетелись, а я еще немного поснимал статику.
Несмотря на скорое завершение мероприятия, очереди из желающих попасть в кабины самолетов не уменьшались. А мечтающие о профессии технического специалиста, мягким местом «осваивали» водило — вот эту длинную оранжевую «палку» на колесах (ой, кто-то один дутик на водиле свинтил. На память, что ли? 🙂 ) Для непосвященных: водило часто используется техсоставом в качестве скамейки: ведь аэродром — не парк культуры, и скамейки там не предусмотрены…
МиГ-21МФ долгое время находился на вооружении 41-го авиаполка ВВС Польши, который в свое время базировался в Мальборке.
Поисково-спасательный W-3 «Сокол».
Вооруженный вариант этого же вертолета называется W-3PL Głuszec.
Ветерану Ми-2 тоже нашлось место в строю. Все три винтокрылые машины представляли 49-ю вертолетную базу в Пруще Гданьском, расположенную не очень далеко от Мальборка. По нашим, российским меркам, в Польше вообще все рядом 🙂
Новые тягачи для авиатехники — красавцы!
По окончании показа техника буксировалась на позицию подготовки, откуда убывала на место постоянной дислокации. Польский пилот попозировал нам немного.
Lim-1 — лицензионная копия нашего МИГ-15.
Этот учебный I-22 Irida некоторое время эксплуатировался в мальборкском полку, а его командир стал первым строевым летчиком, освоившим новую машину.
В 17 часов охрана начала потихоньку выдавливать посетителей со стоянки. Но и до последнего около самолетов крутились «и стар, и млад», так что заснять их «в чистом виде», увы, не получилось.
«Спарку» готовят к буксировке на место стоянки.
«Статический ряд» для строевой части вполне достойный.
МиГ-29УБ отправился в зону рассредоточения.
Наступал черед буксировки Су-22М4, но нас вежливо, но настойчиво попросили «на выход».
Замечательный день (открытых дверей)! С прекрасной организацией, достаточно обширной статической экспозицией и интересной летной программой. А еще были выступления коллективов художественной самодеятельности, демонстрация возможностей специальных служб (пожарные, спасатели) и другие мероприятия. Молодцы!!!