5
(5)

На заставке: угнанный кубинский МиГ-23БН на авиабазе ВМС США Кей Вест. Фото US Navy

В истории военной авиации известны единичные случаи, когда лётчики использовали вверенную им авиатехнику для того, чтобы переметнуться в стан вероятного противника. Наиболее известный из них, пожалуй, — побег Виктора Беленко на МиГ-25П с аэр. Соколовка (530-й иап) в Японию в 1976 г. В 1989 г. аналогичный случай произошел в Закавказье: тогда летчик 176-го иап Александр Зуев на МиГ-29 улетел в Турцию с аэр. Миха-Цхакая.

Но не только советские лётчики в поисках «лучшей жизни» становились на путь предательства. Так, еще в 1953 г. румынский пилот Михай Дьякону угнал истребитель Як-23 в Югославию, а сам впоследствии оказался в США. В том же году лейтенант ВВС КНДР Кым Сок Но вместе с Родиной продал американцам МиГ-15бис за 100 тыс. «зелёных», угнав его с авиабазы Сунан.

Однако, угон кубинского МиГ-23БН 38-летним майором ВВС Оресте Лоренцо Пересем (Orestes Lorenzo Perez) среди аналогичных событий стоит особняком. Пересу удалось не только улететь самому, но эвакуировать с «острова Свободы» и свою семью: жену и двоих сыновей. Впрочем, обо всем по-порядку.

Как рассказывал сам перебежчик американскому изданию The Ledger, после обучения в СССР и выполнения интернационального долга в Анголе Перес с семьей продолжил службу на авиабазе Санта-Клара (Santa Clara Air Base) в 265 км от столицы Кубы. Сложности в экономике и политическое устройство страны, а также близость «оплота демократии» подтолкнули пилота к мысли о побеге и дальнейшей жизни в США. Супруга летчика Виктория его решение поддержала. И вот, 20 марта 1991 г. во время плановых полетов Перес изменил маршрут и ушел в сторону США. Незамеченный американскими радарами (!!!), он трижды облетел базу авиации ВМС Кей Вест (NAS Key West) во Флориде. Продемонстрировав добрые намерения покачиванием полукрыльев, пилот произвел посадку на авиабазе и сразу по прилету попросил политического убежища.

Несмотря на полное незнание английского, его намерения были поняты «принимающей стороной», о чем свидетельствуют и немногочисленные фото, сделанные в момент прибытия Переса в США. Перебежчика немедленно доставили в Вашингтон для брифинга и оформления документов. МиГ-23БН со временем был возвращен на Кубу.

Оресте Лоренцо Перес и встретившие его офицеры ВМС США. Фото US Navy

Первая часть «семейного плана» была выполнена. Со второй же — переездом жены и сыновей — возникли трудности. Кубинское правительство отказалось выпускать семью перебежчика в Штаты и, по утверждению Переса, установило за ними постоянное наблюдение. Под которым они находились, пока Перес добивался их свободы проведением различных публичных мероприятий в США. Не помогло и обращение Президента Буша-старшего к Фиделю Кастро.

Понимая, что гуманитарными путями семью вызволить вряд ли получится, Перес решает их вывезти тайком на самолете. Через правозащитную организацию Valladares Foundation, основанную кубинским политзаключенным, Перес узнал, что продается Cessna 310 1961 года выпуска. За 30 000 долларов Фонд выкупил самолет для его попытки.

Cessna310. Фото — Ahunt, источник — commons.wikimedia.org

Интересно, что, несмотря на опыт летной эксплуатации боевой авиатехники, навыков пилотирования легкого двухмоторного самолета, рассчитанного на перевозку 4-6 пассажиров, у Переса к тому времени практически не было. Хотя он и имел уже лицензию пилота, посадку на этой машине он осуществил лишь однажды, да и то — со вторым пилотом.

Те не менее, 19 декабря 1992 г. в 17:07 Перес вылетел из Флорида-Кейс (Florida Keys) в направлении Кубы. Летя менее чем в 30 м от поверхности океана, он добрался до точки на побережье, где его уже ожидала семья. Жену заранее предупредили о дате и месте встречи.

Посадив самолет в десятке метров от пикапа, который привез жену и сыновей, Перес быстро усадил близких в Сессну и улетел. Так семья перебежчика воссоединилась и стала американскими гражданами. В 1993 г. Перес издал книгу «Крылья утора» («Wings of the Morning»), в которой рассказал в подробностях о событиях тех лет.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 5

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?