5
(2)

Продолжаем знакомить читателей с экспозицией аэрокосмического музея Хилл, расположенного на одноименной авиабазе ВВС США. Начало – здесь.

Все фото автора.

АВИАТЕХНИКА

McDonnell Douglas F-4C Phantom II

Многоцелевой истребитель F-4C поступил на вооружение во время войны во Вьетнаме для выполнения задач по атаке наземных целей. За время серийного производства было выпущено 5069 истребителей этого типа. F-4C был первым самолетом ВВС США, сбитым зенитной ракетой. Экспонирующийся в музее самолет (с/н 63-7424) был поврежден в результате аварии 5 февраля 1964 г., находился на хранении на авиабазе Хилл. Позже был передан в музей и отреставрирован.


Republic P-47D Thunderbolt

Истребитель “Тандерболт” по прозвищу “Jug” (“Кувшин”) во время Второй мировой войны использовался для эскорта бомбардировщиков, а также в качестве штурмовика для нанесения ударов по наземным целям. За время серийного производства было выпущено 15 636 таких истребителей. Около 7 000 из них были потеряны в годы Второй мировой войны на европейском ТВД, из них половина – в воздушных боях.

Экспонирующийся экземпляр был произведен в 1944 г. и эксплуатировался на многих базах ВВС. В 2003 г. он был извлечен со свалки и доставлен в музей для восстановления. В экспозиции музея присутствует с 2007 г.


North American P-51D Mustang

Модернизированный “Мустанг” (в варианте D) поступил в эксплуатацию в 1943 г. Эскортируя бомбардировщики во время нанесения ударов в ходе Второй мировой войны, пилоты “Мустангов” уничтожили 4900 самолетов противника. “Мустанги” участвовали и в Корейской войне, нанося удары по наземным целям. В некоторых странах они состояли на вооружении вплоть до начала 80-х гг.

Представленный в музее P-51D собран из нескольких машин и экспонируется с 1993 г. Его серийный номер первоначально принадлежал истребителю, потерянному над Европой в 1944 г. Окраска машины аналогична истребителю полковника Челси Петерсона (Chelsey Peterson) 4-й истребительной группы Восьмой воздушной армии. Имя “Одри” (“Audrey”), красующееся на фюзеляже, полковник присвоил “Мустангу” в честь своей жены.


Curtiss P-40N-5-CU Warhawk

Истребитель времен Второй Мировой войны, одна из модификаций самолета P-40. Применялся как на тихоокеанском, так и европейском ТВД в годы войны. Только в СССР по ленд-лизу было поставлено более 2 тысяч таких самолетов в нескольких вариантах. И именно на Р-40 американские пилоты пытались оказать сопротивление японцам при нападении на Пёрл-Харбор.

Музейный P-40N в собран из двух самолетов. Один из них – это копия P-40E из стекловолокна, приобретенная музеем, а другая – основные части P-40N, который разбился на Аляске во время Второй мировой войны. Таблички с данными на разбившемся самолете были нечитаемыми, поэтому музеем был использован серийный номер другого P-40N ВВС с той же воинской части. Оригинальный самолет был поставлен 11-й воздушной армии в Эльмендорфе в июле 1943 года. Он летал в 11-й истребительной эскадрилье до октября 1944 года, после чего был отправлен на слом.

General Dynamics F-16A

Один из экспонатов – истребитель из состава пилотажной группы ВВС США Thunderbirds (на переднем плане), в которой он эксплуатировался в 1982-1991 гг. Позже находился на авиабазе ВВС Шеппард в качестве учебного пособия. В музей самолет поступил в октябре 2017 года.

Также в музее представлен стандартный F-16 (на заднем плане) из состава 57-е авиакрыла боевого применения истребительной авиации (57th Fighter Weapons Wing), более известного как “Агрессоры”.

McDonnell Douglas F-15A-19-MC Eagle

Истребитель завоевания превосходства в воздухе. Экспонат музея был изготовлен McDonnell Douglas и принят ВВС США в октябре 1978 года. В ноябре 1978 года самолет был приписан к 32-й тактической истребительной эскадрилье ВВС США в Европе на авиабазе Состерберг (Нидерланды). Позже находился на вооружении нескольких частей ВВС США на американском континенте. В начале 1994 года F-15 с налетом 3 500 часов был снят с вооружения, отремонтирован для статического показа и передан музею в конце марта 1994 года.

Curtiss JN-4D Jenny

Самый известный учебный самолет Америки времён Первой мировой войны. Позже эти легкие бипланы использовались на авиашоу и могли быть приобретены всего за 50 долларов.

Фонд аэрокосмического наследия штата Юта приобрел этот самолет для музея у частного лица. Джим Ниссен приобрел останки этого биплана в 1958 году и потратил годы на восстановление самолета до состояния летной годности. Самолет был окрашен в ранние цвета армейской воздушной службы; он совершил свой первый послереставрационный полет в апреле 1976 года. В течение последующих двух десятилетий машина участвовала в различных авиационных мероприятиях.


МиГ-21Ф-13

Не нуждающийся в представлении легкий советский истребитель. История его появления в музее не раскрывается, известно только что он стал частью его коллекции в июле 1993 г. Самолет имеет окраску и опознавательные знаки вьетнамских ВВС.


МиГ-17Ф

Ещё один советский истребитель. Точнее, его польская лицензионная копия Lim-5. Самолет находился в составе ВВС Польши, а позже был был приобретен Classics in Aviation, Inc. у польского правительства. Музей Хилл приобрел самолет для своей коллекции в 2002 году.
От редакции. Судя по обтекателю под кабиной, в музее экспонируется фоторазведчик Lim-5R.

Consolidated B-24D Liberator

Этот экземпляр бомбардировщика времен Второй мировой войны изготовлен 1942 году. Первоначально эксплуатировался на авиабазе ВВС Эльмендорф (Аляска) и использовался при отражении японского вторжения на Алеутские острова. Позднее самолет передислоцировался на о. Адак и применялся в операциях ВМС США по перехвату японских грузовых судов. Члены Фонда аэрокосмического наследия штата Юта вместе с капитаном Эрнестом Пруэттом, который пилотировал этот самолет во время миссии на о. Адак, отправились на остров, чтобы восстановить самолет. После реставрации в 2006 г. самолет прибыл в Аэрокосмический музей Хилл.


Republic F-105D Thunderchief

Всепогодный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик, также известный как «рабочая лошадка Вьетнама». F-105D мог нести до семи тонн бомб, включая ядерное оружие. В ходе Вьетнамской войны самолеты этого типа выполнили 20 тыс. боевых вылетов. Были потеряны 382 “Тандерчифа”, из них 61 потеря – небоевая.
Представленный в музее F-105D был изготовлен в 1960 году и эксплуатировался на базах в США и Таиланде. В 1968 году самолет пополнил 34-ю тактическую истребительную эскадрилью, где он был переименован в «Арканзасский путешественник», т.к. управлялся уроженцем Арканзаса полковником (впоследствии – бригадным генералом. Прим ред.) Полом Дугласом-младшим (Paul P. Douglas Jr.), в то время – командиром 388-го тактического истребительного крыла. В 1981 году истребитель-бомбардировщик с налетом 4 500 часов был выведен из эксплуатации и передан на базу ВВС Хилл, где восстановлен в том виде, в котором он был известен как Arkansas Traveler.

Интересный вопрос: откуда на сверхзвуковом “Тандерчифе” 60-го года выпуска немецкая свастика как обозначение трофея? Оказывается, имя “Арканзасский путешественник” первоначально принадлежало истребителю P-47 Thunderbolt, на котором Пол Дуглас-младший участвовал в боях с фашистами во время Второй мировой войны. В активе летчика 8 сбитых в воздухе самолетов противника и 27 уничтоженных на земле.


North American F-100A Super Sabre

Первый американский серийный сверхзвуковой истребитель. Экспонирующийся в музее F-100A выпущен в 1954 г. и в ходе эксплуатации находился на вооружении нескольких авиационных частей ВВС США. С 1961 г. использовался в качестве учебного пособия в университете штата Юта в г. Логане. Двадцатью годами позже был передан на авиабазу Хилл для восстановления и через 4 года пополнил коллекцию музея. Самолет восстановлен в облике одного из двух летно-исследовательских истребителей этого типа, которые ранее эксплуатировались на авиабазе Хилл.

McDonnell F-101B Voodoo

В 1950-х годах база ВВС Хилл была назначена основным местом для технического обслуживания, поставки и контрактов F-101. За время эксплуатации через авиабазу прошли 2 400 самолетов этого типа. Экспонируемый F-101B был выпущен в 1959 году и последующие тридцать три года эксплуатировался на разных базах по всей территории Соединенных Штатов. В 1982 году он был выведен из эксплуатации, и музей приобрел его для показа.

Lockheed F-104A Starfighter

Истребитель-перехватчик, самолеты этого типа состояли на вооружении ВВС США с 1958 по 1975 гг.

Экспонат прибыл в Аэрокосмический музей Хилл из Музея Национальной гвардии Арканзаса в Кэмп-Робинсоне (шт. Арканзас) Истинная история самолета все еще остается загадкой. В записях Музея ВВС серийный номер самолета фигурирует как 56-753. Истребитель с таким номером использовался для испытаний оружия на базе ВВС Эглин в 1958 году в течение непродолжительного времени, потерпел аварию и был списан. В то же время, есть версия, что это машина с серийным номером 56-752, которая была поставлена в Иорданию в 1969 году, а затем выставлена в музее базы ВВС Трэвис.

General Dynamics F-111E Aardvark

Тактический истребитель, серийный номер 68-0020/UH, изготовлен в 1969 году. Служил на нескольких базах в Соединенных Штатах и на базе Королевских ВВС в Верхнем Хейфорде, Англия. В экспозиции музея с 1994 года.


Lockheed F-80A Shooting Star

Первый американский серийный реактивный истребитель. Окраска экспоната соответствует самолету с с/н 44-84999, который эксплуатировался 31-й истребительной эскадрильей 412-й истребительной группы (USAF 31st FS (412th FG)). Реально же, по некоторым данным, это реконструированный двухместный Т-33, с которого демонтирована вторая кабина вместе с длинным фонарем.

Cessna T-37A Tweet

Учебно-тренировочный самолет, с/н 57-2259. В экспозиции музея с 1995 г.

Douglas C-47B Skytrain

Всемирно известный военно-транспортный самолет. За годы производства было выпущено около 10 тыс. экземпляров, некоторые из которых эксплуатируются и поныне. Самолет выпускался по лицензии в СССР под обозначением ПС-84 (позднее – Ли-2).
Экспонат музея изготовлен в 1944 году и служил на базах по всей территории США. В 1962 году он был передан на хранение, а в 1975 году этот C-47B использовался пожарными – парашютистами Лесной службы США при тушении пожаров вокруг г. Огдена, (шт. Юта). Музей приобрел самолет в коллекцию в 1984 году, при этом его налет составлял более 16 тыс. часов.

Sikorsky CH-3E Jolly Green Giant

Транспортный CH-3E был изготовлен в 1966 году специально для применения в ходе Вьетнамской войны. Он был оборудован для перевозки двадцати пяти полностью экипированных военнослужащих, либо пятнадцати раненых на носилках, либо 5000 фунтов (~2300 кг) груза. Многие вертолеты CH-3E были позже переоборудованы в поисково-спасательные HH-3E – защищенную титановой броней версию для спасения сбитых пилотов, получившую название «Веселый зеленый гигант».

Экспонирующийся с 1991 г. в музее экземпляр (с/н 65-12790) был изготовлен в 1966 году и служил в Юго-Восточной Азии. В 1976 году он был переведен на базу ВВС Хилл и оснащен системой подбора БПЛА в воздухе.


Bell HH-1H Iroquois

Поисково-спасательный вариант многоцелевого вертолета, использовался при испытаниях МРБ и на полигонах. Представленный в музее экземпляр с 1973 г. эксплуатировался 1550-м учебно-испытательным крылом летного состава на базе ВВС Хилл. В 1987 году “Ирокез” использовался для эвакуации местной авиабазы, транспортировки персонала и обслуживания испытательного и учебного полигона штата Юта. В 1996 году вертолет был выведен из эксплуатации с налетом 7449 часов и выставлен в музее.

Kaman HH-43B Huskie

Поисково-спасательный вертолет с оригинальной, присущей только вертолетам этой фирмы, схемой перекрестно вращающихся лопастей несущих винтов. Вертолеты активно применялись во время войны во Вьетнаме, помогая лодкам, патрулирующим дельту Меконга. Поддержка в этом регионе включала спасательные миссии и операции по тушению пожаров. Например, он перевозил двух пожарных с 1000 фунтами (454 кг) противопожарного и спасательного снаряжения, а также водой, пеной или сжатым азотом для тушения пожаров самолетов, если это было необходимо.

Экспонат музея был изготовлен в 1963 году и служил в Японии, Оклахоме и, наконец, на базе ВВС Хилл в учебных целях. В 1988 году он стал экспонатом музея.

Vultee BT-13B Valiant

Основной самолет первоначальной летной подготовки ВВС США во время Второй мировой войны. За время производства было выпущено более 9 тыс. таких самолетов.

Представленный в музее экспонат был утилизирован как избыточный всего через месяц после его сборки в 1944 году. В 1992 году этот самолет был полностью отреставрирован и приобретен музеем для его экспозиции.

Lockheed SR-71C Blackbird

Стратегический разведчик SR-71C, экспонирующийся в Аэрокосмическом музее Хилла, является единственным в своем роде. Была построена только одна модель модификации C, к тому же это был последний построенный SR-71. Модель C представляет собой гибрид из задней части фюзеляжа опытного YF-12A и передней с двигателями – от SR-71A, построенного для статических испытаний. Модель C была произведена после того, как второй из двух учебно-тренировочных двухместных SR-71B потерпел крушение в январе 1968 года.

Самолет совершил свой первый полет в марте 1969 года. В сентябре 1970 года, после летных испытаний, он был доставлен в 9-е стратегическое разведывательное крыло на базе ВВС Бил. Самолет налетал всего 556,4 часа, не считая 180,9 летных часов налета YF-12A, и совершил свой последний полет в апреле 1976 года. В июне того же года разведчик был выеден из эксплуатации и перемещен на долгосрочное хранение на завод Lockheed в Палмдейле, штат Калифорния. В 1990-1991 гг. самолет по частям был перемещен в музей и после двухмесячного процесса сборки, в октябре 1991 г. он был готов к показу.


Продолжение следует

Интересные рассказы в подкастах www.markhasara.com/episodes.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на обработку Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 2

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?