2 мая в аэрокосмическом музее базы ВВС США Хилл, о котором мы уже рассказывали, открылось новое выставочное пространство. Новая галерея представляет собой ангар площадью без малого 8500 кв. м, в которой разместили как уже знакомые нам по прошлым публикациям, так и новые экспонаты. Кроме того, появилась возможность и далее развивать коллекцию, обеспечивая раритетной авиатехнике наилучшие условия хранения и демонстрации. С открытием галереи площадь крытых выставочных площадей музея увеличилась на 70 процентов.
Сегодня читатели «Авиамир инфо», благодаря нашему давнему другу, пилоту ВВС США в отставке Марку Хасара (Mark Hasara), могут познакомиться с новой галереей и ее экспонатами поближе.
Истребитель 5-го поколения Lockheed Martin F-22A Raptor (s/n 91-4002)
Второй предсерийный экземпляр, использовавшийся для испытаний и доводки системы оружия. Также служил на авиабазе Тиндалл (Tyndall AFB) в качестве наземного тренажера. 10 октября 2018 г. ураган «Майкл» практически сровнял с землей авиабазу Тиндалл, сделав и данный «Раптор» непригодным к дальнейшему использованию по прямому назначению. Руководство музея добилось предоставление самолета в распоряжение Hill Aerospace Museum, организовало его транспортировку, демилитаризацию и восстановление до выставочного состояния.
Cтратегический разведчик Lockheed SR-71C Blackbird s/n 61-7981
Экспонирующийся в музее SR-71 является единственным построенным Blackbird C и последним изготовленным самолетом этого типа. Модификация C представляет собой гибрид между задней частью фюзеляжа YF-12A и функциональным макетом передней части фюзеляжа SR-71A, построенным для статических испытаний. Модель C была построена после того, как второй из двух учебных самолетов модели B потерпел крушение в январе 1968 г.
Экспонат был передан музею в апреле 1990 г., и, после транспортировки и сборки, был готов к показу в октябре 1991 г.
Высотный разведчик Lockheed U-2C Dragon Lady s/n 56-6716
Один из новейших экспонатов музея, ставший доступным для осмотра только с открытием галереи L.S. Skaggs. Первоначально, по информации key.aero, самолет-шпион был выпущен в модификации U-2A, в 1965 г. переоборудован в U-2C и передан ЦРУ. В период с 1971 по май 1980 г. эксплуатировался Стратегическим авиационным командованием ВВС США, после окончания летной эксплуатации отправлен на авиабазу Дэвис-Монтан, где экспонировался в парке «Воин». Передан музею в марте 2022 г.
Истребитель-бомбардировщик Lockheed F-117 Nighthawk
F-117, выставленный в музее, совершил свой первый полет в сентябре 1983 г. Он налетал 5234 летных часа и совершил 54 совместных боевых вылета в операциях «Буря в пустыне», «Союзные силы» и «Операция «Иракская свобода» в составе 4450-й тактической группы (TG). Фактически, этот F-117 (№ 799) совершил наибольшее количество боевых вылетов из всех F-117 в операции «Иракская свобода». Приобретен музеем для показа в 2020 году. Реставрация не окончена.
Эксплуатация F-117 долгое время сопровождалась строгими мерами секретности. Для обоснования таких мер и маскировки развертывания самолетов — невидимок в составе 4450-й тактической группы (TG) на авиабазе Хоумстед (шт. Флорида), где также базировались штурмовики LTV A-7 Corsair, была выдумана история об испытаниях на «Корсарах» секретной радиоэлектроники в подвесных контейнерах. Силами местных умельцев было изготовлено т.н. «клингонское» устройство. Оно представляло собой напалмовый бак BLU-27, в головной части которого разместили ГСН управляемой авиабомбы. Выливное устройство «ощетинилось» антеннами КВ- и УКВ-диапазона, а также соплами искусственных устройств выброса. «Клинтонское устройство» подвешивалось под крыло штурмовиков А-7 во время летных смен, чем отвлекалось внимание «интересующихся граждан» от реальных «виновников» повышенных мер секретности.
Мишень Ryan BQM-34A Firebee s/n 67-21622
Штурмовик Douglas A-26B Invader
С начала Второй мировой войны и до 1970 г. авиабаза Хилл обеспечивала разнообразное техническое обслуживание самолетов A-26 — от обслуживания двигателей и хранения до полного капитального ремонта.
Экспонат музея A-26B изначально имел обозначение модели C и поступил на вооружение ВВС США в 1945 г. Передан в музей в 1990 г. Самолет был восстановлен до более раннего модификации B и окрашен в черно-красную схему 13-й бомбардировочной эскадрильи (легкой) «Смерть дьявола» времен Корейской войны.
Военно-транспортный самолет Fairchild C-119G Flying Boxcar
Представленный в музее C-119G был произведен для Королевских ВВС Канады в декабре 1954 г. и более 20 лет находился на их вооружении. Позже эксплуатировался американской компанией по тушению лесных пожаров Hawkins and Powers of Greybull, а в 1985 г. был приобретен музеем. Ранее самолет экспонировался на открытой площадке музея.
Легкий реактивный транспортный самолет Lockheed (V)C-140B JetStar
Экспонат произведен в 1963 г., эксплуатировался 89-м военным воздушным крылом до 1977 г. Музей приобрел этот самолет в 1992 г., после чего отреставрировал его до состояния, когда «ДжетСтар» был частью президентского флота. До перемещения в новую галерею экспонировался на открытой площадке.
Военно-транспортный самолет Douglas C-54G Skymaster s/n 45-0502
Ещё один экспонат, перемещённый в галерею с открытой площадки музея.
Истребитель North American F-86 “Jolley Roger”
Представленный F-86F выпущен в 1953 г. и эксплуатировался по всем Соединенным Штатам, прежде чем был приобретен музеем в 2004 г. Он окрашен так, чтобы напоминать F-86 «Jolley Roger», на котором летал капитан Клиффорд Дейл Джолли из Национальной гвардии ВВС штата Юта, которому приписывают семь воздушных побед во время Корейской войны.
Истребитель-перехватчик Northrop F-89H Scorpion s/n 54-0322
Приобретен музеем в 1985 г., ранее экспонировался на площадке под открытым небом.
Размещенные на законцовках крыла контейнеры для ракетного оружия, включавшие до 21 НАР “Mighty Mouse” калибра 2,75 дюйма и первые УР класса «воздух-воздух» GAR-1 Falcon (3 ракеты снаружи контейнера).
Истребитель-бомбардировщик Republic F-84G Thunderjet s/n 52-3242
Представленный в музее F-84G был произведен в 1952 году и служил на базах как в Соединенных Штатах (США), так и в Англии. После снятия с вооружения ВВС США в 1957 году самолет был приобретен администрацией г. Мидвейл (шт. Юта) и выставлялся на детской площадке в городском парке в течение двадцати двух лет. В 1983 г. музей приобрел самолет для реставрации, которая завершилась в 1995 г.
Наша справка. Так называемый «номер базз» (Buzz Number) на фюзеляже использовался для идентификации самолетов ВВС США с 1945 г. до начала 60-х гг.. Она была необходима, в том числе, для выявления нарушителей, совершающих «жужжание» (пролеты на предельно малой высоте и высокой скорости. «Вжух», говоря современным языком 🙂 ) над населенными районами. Система была разработана в качестве средства сдерживания пилотов 8-й воздушной армии, совершающих несанкционированные низковысотные полеты над послевоенной Европой. Благодаря огромным буквенно-цифровым обозначениям наземные наблюдатели имели возможность идентифицировать нарушителя и сообщать о нем командованию. Буквенный код соответствовал типу ЛА, цифры, как правило, повторяли последние три знака серийного номера.
В случае «Тандерджета» ситуация странная: Buzz Number не соответствует серийному. Более того, из серийного номера самолета следует, что он изготовлен в 1952 г., а в сопутствующей экспонату табличке говорится, что истребитель изготовлен в 1953 г. Загадка…
Военно-транспортный самолет Convair VC-131 Samaitan s/n 55-0300
Перемещенный с открытой площадки музея экспонат, поступил в экспозицию в 1989 г..
Lockheed F-80A Shooting Star s/n 44-84999
Convair T-29C s/n 52-1119
До открытия новой галереи экспонировался под открытым небом.
Ryan Aeronautical L-17 Navion s/n NAV4-1300
Легкий самолет общего назначения, эксплуатировался в ВВС США и Национальной гвардии с конца 40-х до начала 60-х гг. в качестве связного, разведывательного, легкого транспортного. Во время войны в Корее использовался передовыми авианаводчиками.
Музейный экспонат находился в собственности сенатора от штата Юта, был передан в коллекцию в 2020 г.
Fairchild Republic A-10A Thunderbolt II s/n 73-1666
Этот A-10A был произведен компанией Fairchild Republic Aviation и поставлен ВВС США в июне 1975 г. Экспонат является одним из первых шести произведенных A-10A, все они использовались по программе испытаний и оценки разработки (DT&E). В марте 1980 г. штурмовик был передан в испытательный центр ВВС на авиабазе Эдвардс как YA-10A. Спустя пять лет испытательный центр разработки вооружения ВВС (AFSC) забрал самолет, где он оставался до сентября 1989 года. Впоследствии А-10 был отправлен в учебный центр, где он функционировал как GYA-10A в качестве тренажера для наземной подготовки планера.
В апреле 1992 г .самолет был снят с активной службы в ВВС США и стал собственностью музейной системы ВВС США, после чего был передан в аэрокосмический музей Хилл для статической экспозиции.
Противорадиолокационный самолёт Republic F-105G Wild Wessel s/n 62-4440
Отдельные элементы раскраски и технических надписей на борту самолета.
В новую галерею переместились также многие другие экспонаты, как из основного зала музея, так и с экспозиции под открытым небом. С ними мы знакомили читателей в наших прежних публикациях о музее, поэтому ограничимся подборкой фото их нынешнего местоположения.
Отдельные элементы технических надписей на борту тяжелого многоцелевого истребителя McDonnell F-101B Voodoo s/n 57-0252.
Редакция выражает огромную благодарность Марку Хасара за предоставленные фото!
The editors would like to express their deep gratitude to Mark Hasara for the provided photos!