5
(4)

Несмотря на богатейшую историю отечественной авиации, обилием авиационных музеев наша Родина похвастаться не может. А многие из них созданы и существуют исключительно благодаря неравнодушию энтузиастов, для которых авиация, в целом, и авиатехника, в частности, — это любовь на всю жизнь.

Ярчайшими представителями такого подхода к сохранению нашей авиационной истории являются организаторы некоммерческого партнерства «Дальневосточный музей авиации», бессменный директор нынешнего музея А.М. Бортник и его соратник М.И. Сукач. Благодаря их целеустремленности и энергии в приморском городе Арсеньев появилась и периодически пополняется коллекция отечественной авиатехники и артефактов, рассказывающая об истории нашей авиации. Познакомимся с ней поближе.

Антонов Ан-8

Пожалуй, самый раритетный экспонат музея. По сведениям, которыми располагает редакция, в нашей стране экспонируется лишь в двух музеях — в Монино и Арсеньеве. Экспонат музея (зав. №13480, последняя регистрация — RA-69302), выпущен на Ташкентском авиационном заводе №84 в 1961 г. До 1976 г. эксплуатировался в частях ВВС СССР. 12 октября 1976 г. был передан в летно-транспортный отряд Харьковского авиационного завода №135. С 6 мая 1982 г. — в составе летно-транспортного отряда Арсеньевского авиационного производственного объединения «Прогресс» МАП СССР (завод №116). Летная эксплуатация продолжалась до 4 июня 2003 г., после чего самолет был списан по выработке ресурса. В дальнейшем Ан-8 хранился на стоянке ЛИС ААК «Прогресс». 16 ноября 2016 г. был передан НП «Дальневосточный музей авиации».

Заглянем вовнутрь этого первого отечественного турбовинтового и первого специализированного транспортного самолета, созданного ОКБ О.К. Антонова в середине 50-х гг. прошлого столетия.

Туполев Ту-134

Один из первых серийных самолетов (зав. №9350804, серийный — 08-04). Выпущен в 1969 г. и поставлен на экспорт польской авиакомпании LOT. 29 апреля 1969 г. введен в эксплуатацию с регистрацией SP-LGC и собственным именем «Maria Skladowska — Curie». 29 июня 1982 г. был выведен из эксплуатации в Польше и возвращен в СССР. 27 июля 1983 г. зарегистрирован как СССР-65923 и передан Арсеньевскому авиазаводу. Эксплуатировался в качестве грузопассажирского самолета в интересах завода до июля 1990 г., после чего находился на хранении на территории ОАО ААК «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина. 19 ноября 2015 г. передан в экспозицию создаваемого Дальневосточного авиа музейно-выставочного центра.

Интересно, что самолет исполнен в конфигурации Ту-134А (двигатели с реверсом, удлиненный «на одно окошко» фюзеляж, ВСУ ТА-8 и др. отличия), однако никакой информации о времени и месте доработок самолетов до стандарта «А» на данный момент найти не удалось. Возможно, кто-то из читателей обладает необходимой информацией и поделится ею с редакцией.

Ильюшин Ил-14Т

Экспонат музея (заводской №147001617, рег. СССР-61784) выпущен ММЗ «Знамя труда» 26 августа 1957 г. и передан ВВС СССР. После снятия со снабжения 9 октября 1980 г. передан Якутскому управлению МГА в Колымско-Индигирский объединенный авиаотряд. На самолет была нанесена арктическая окраска. С 1993 г. находился на хранении в аэр. Черский (Нижнеколымский улус Якутии). В том же году был приобретен группой энтузиастов-авиаторов во главе с летчиком ААК «Прогресс» Г. Бакушевым с целью использования в общественно-коммерческом проекте и осуществил перелет в Арсеньев.

Яковлев Як-40К

Экспонат музея (заводской № 47-10, серийный №9631047, рег. RA-88172) представляет собой конвертируемый вариант самолета, рассчитанный на перевозку 32 пассажиров или груза. Выпущен Саратовским авиазаводом 16 августа 1976 г., эксплуатировался Владивостокским авиаотрядом ДВТУ ГА СССР, позднее — авиакомпанией «Владивосток Авиа» в период с 6 сентября 1976 г. до 17 февраля 2011 г. Списан 30 апреля 2011 г., после чего решением руководителя «Владивосток Авиа» В. Сайбеля был безвозмездно передан некоммерческому партнерству «Дальневосточный музей авиации».

Сухой Су-24

Экспонат музея (заводской № 2215308) выпущен Новосибирским авиационным заводом им. В.П. Чкалова 21 октября 1980 г., эксплуатировался в составе авиационных частей 1-й Краснознаменной Воздушной армии (позже — ВВС и ПВО ДВО) до конца 2009 г. Далее списан и передан в Дальневосточный аэрокосмический музей (с. Ивановка Амурской области), где находился на хранении до 2022 г. Был приобретен Некоммерческим Партнерством «Дальневосточный музей авиации» в качестве экспоната Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра. Транспортировка на место нынешней экспозиции осуществлена наземным транспортом (два трейлера) с разборкой и последующей сборкой самолета на месте. В отреставрированном виде предстал перед посетителями 10 июня 2022 г.

Сухой Су-25

Штурмовик Су-25 (заводской №25508103011) выпущен Тбилисским авиазаводом №31 31 мая 1983 г., эксплуатировался в частях ВВС СССР и РФ, последнее место базирования — аэр. Домна (Читинская обл.), Краснознаменный 266-ой отдельный штурмовой авиаполк имени Монгольской народной республики. Самолет эксплуатировался во 2-й, именной эскадрилье «Монгольский арат», начальное формирование которой происходило в 1943 г. на средства жителей Монголии.

25 марта 2021 г. по ходатайству губернатора Приморского края О.Н. Кожемяко после списания самолет был передан Арсеньевскому ГО в качестве экспоната музейно-выставочного комплекса. Доставка самолета осуществлялась наземным транспортом группой специалистов под руководством А. Синицына.

Сухой Су-27УБ

Экспонат музея (заводской №96310412049) выпущен Иркутским авиазаводом им. 60-летия СССР 19 апреля 1988 г. и первоначально поставлен в 47-й иап (аэр. Золотая Долина), входивший в 20-ю иад (позднее — в 23-й корпус ПВО). После мероприятий по сокращению численности Вооруженных сил РФ, расформирования 47-го иап в 1998 г. и перевооружения 22-го гвардейского иап (аэр. Центральная Угловая) на новую авиационную технику самолет был передан в 22-й гиап. В 2007 г. прошел ремонт на 322-м АРЗ (с. Воздвиженка Приморского края). В дальнейшем был списан с налётом 1600 час./2632 посадки и передан в собственность Арсеньевского городского округа в качестве музейного экспоната. Процесс передачи начался в 2020 г., транспортировка с аэр. Ц. Угловая осуществлена автотранспортом с привлечением бригады специалистов ААК «Прогресс».

Микоян-Гуревич МиГ-15УТИ

Самолет выпущен в 1949 г. на Улан-Удэнском авиационном заводе №99. В 1974 г. был списан и позже установлен в виде памятника возле Приморского авиационного техникума в Арсеньеве. Где простоял более 30 лет, вследствие чего пришел в удручающее состояние. В январе 2021 г. был практически спасен от полного уничтожения и впоследствии отреставрирован.

Микоян-Гуревич МиГ-23М

Этот экспонат, переданный в музей из состава бывшего 224-го авиационного полка истребителей-бомбардировщиков (аэр. Озёрная Падь, пос. Кремово Приморского края) ещё ждет своей реставрации.

Антонов Ан-2

А этот Ан-2 — последний на сегодняшний день экспонат, поступивший в музей 18 января 2024 г. Его тоже ждет реставрация.

Миль Ми-34

Экспонат (заводской №0303) выпущен ААК «Прогресс» в 2001 г. В связи с остановкой серийного производства хранился на предприятии в разобранном виде. В 2019 г. руководством ААК «Прогресс» было принято решение о передаче вертолета в качестве экспоната в музей, для чего была проведена большая работа по сборке и комплектации Ми-34 недостающими агрегатами и системами.

Противокорабельная ракета П-15 «Термит»

ПКР П-15 и ее модификации выпускались (в том числе) на Арсеньевском авиазаводе №116 в 1959 — 1990 гг. Входила в состав комплексов вооружения катеров проектов 183-Р, 205, 1241.1, 206МР, эсминцев проекта 56-У, БПК проектов 61М и 61МЭ, СКР проекта 1159, а также берегового ракетного комплекса «Рубеж» на шасси МАЗ-543 (ПКР П-15М).

Яковлев УТ-2

В музее идет постройка реплики знаменитого учебно-тренировочного самолета УТ-2, с которого в с. Семёновка Приморского края в 1941 г. началась история авиазавода №116 как производственного, а не ремонтного предприятия советского авиапрома. Созданный в 1936 г., завод №116 до того осуществлял ремонт самолетов СБ, ДБ, И-15, И-16, а также двигателей М-25 М-85 и М-100.

Выставочный павильон

Здесь представлена история отечественной авиации на Дальнем Востоке. Продолжается формирование экспозиции, где представлены документы, снаряжение, манекены в лётном обмундировании, объекты фалеристики, в т.ч. элементы формы одежды и знаки различия. В павильоне располагается также конференц-зал на 48 посадочных мест с видеотекой. где демонстрируются хроникально-документальные фильмы по истории отечественной авиации.

В заключении хочется продемонстрировать читателям два установленных в г. Арсеньеве памятника, инициаторами установки и непосредственными участниками которых выступило некоммерческое партнерство «Дальневосточный музей авиации». Это транспортно-боевой Ми-24, различные модификации которого выпускались Арсеньевским ААК «Прогресс» в течение 20 лет. На постаменте установлен Ми-24В в «афганской» конфигурации с пылезащитными и экранно-выхлопными устройствами. Памятник был установлен 29 сентября 2012 г. возле Дворца Культуры компании «Прогресс».

9 сентября 2016 г. на площади Славы города Арсеньева торжественно открыли памятник ещё одной винтокрылой машине, чья история неразрывно связана с заводом «Прогресс», боевому вертолету Ка-50. Открытие памятника было приурочено к празднованию 80-летия завода. В 1988 г. на предприятии был собран первый предсерийный образец, именовавшийся В-80. А первая серийная машина, уже под обозначением Ка-50, впервые поднялась в воздух с заводского аэродрома 22 мая 1991 г.

Редакция выражает искреннюю признательность и благодарность директору музея Бортнику А.М., сотрудникам Дальневосточного авиационного музейно-выставочного центра, а также Роману Чирко за помощь в подготовке репортажа!

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 4

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему? Вы также можете оставить адрес эл. почты для обратной связи