5
(2)

В конце сентября мне удалось посетить Хорватию и, помимо экскурсий и отдыха на живописном побережье, получилось уделить несколько дней авиасъемкам.

Аэропорт Загреба (Zagreb Franjo Tudjman/Pleso)

Самым известным в в Хорватии местом споттинга является, пожалуй, столичный аэропорт  имени Франьо Туджмана. Он расположен в южном предместье Загреба, в небольшом городке Велика Горица. Как правило, большинство фотоснимков, выложенных на сайтах авиационной фотографии, именно оттуда. Знаменит аэропорт и тем, что на его территории расположена 91-я авиабаза Плесо. На ней базируются 191-я истребительная эскадрилья, вооруженная раритетными ныне МиГ-21, а также частично 194-я вертолетная эскадрилья общего назначения (Sikorsky UH-60 Blackhawk). С учетом того, что в мае текущего года Румыния прекратила эксплуатацию этих «винтажных» истребителей (ВВС страны перевооружаются на «бэушные» F-16)), нигде в Европе, кроме как в Хорватии, плановые полеты МиГ-21 больше не увидеть.

Из обширного постсоветского наследия по состоянию на 2023 год, по данным Flight Global, в хорватских ВВС числились 12 МиГ-21. При этом в летном состоянии на сегодня находятся 5 машин. В связи с этим полеты на ветеранах проводятся редко. Кроме того, в октябре хорватские ВВС приняли первый истребитель Dassault Rafale. 12 истребителей этого типа (10 одноместных и две спарки) со временем полностью заменят устаревшие МиГи.

Будучи проездом в Загребе в 2021 году мне удалось поймать заходящий на посадку МиГ, однако, во время нынешнего пребывания полетов не было, и мне просто повезло с тем единственным МиГом.

Тем не менее, данный аэропорт сумел порадовать военным трафиком, включившим в себя канадский СC-130 Hercules с авиабазы Трентон (Онтарио), небольшой транспортный Beechcraft C-12 Huron ВВС США и один из Ми-171Ш 194-й эскадрильи, которые базируются на соседнем аэродроме Лучко.

Lockheed СC-130 Hercules

Ми-171Ш

Beechcraft C-12 Huron

Гражданский трафик, включающий многочисленные международные рейсы, для сравнительно небольшого аэропорта Загреба достаточно активный.

Условия для споттинга в целом хорошие. Снимать можно с утра до вечера, меняя местоположение с учетом направленности солнечного света.

Задар (Zadar/Zemunik)

Вторым аэропортом, выбранным для посещения, стал Задар, расположенный на юге страны, недалеко от побережья Адриатического моря. Как и Загреб, Задар — аэродром совместного базирования. Здесь же расположена авиабаза Земуник с дислоцированным на ней 93-м авиакрылом. В состав крыла входят 392-я эскадрилья (учебно-тренировочные Pilatus PC-9M и Zlin 242L), 393-я вертолетная эскадрилья (Bell 206B и Bell OH-58D Kiowa), а также 855-я противопожарная эскадрилья (Bombardier CL-415 и Air Tractor AT-802F). К слову, к 392-й эскадрилье относится и национальная пилотажная группа «Крылья шторма» (Krila Oluje) — частый участник европейских авиашоу.

Аэродромная инфраструктура включает две взлетно-посадочных полосы, соединенных рулежной дорожкой, которые расположены относительно друг друга в виде буквы «Г». Теоретически восточная часть используется непосредственно гражданским аэропортом, западная – авиабазой. Однако на практике для посадки и взлета воздушных судов гражданской авиации часто используется ВПП авиабазы. А военная авиация, в свою очередь, использует «гражданский сектор» для своих нужд.

Интенсивность «военного» трафика для споттинга неплохая, равно как и условия для съемки. С учетом расположенного рядом гражданского терминала аэропорта можно в течение дня пользоваться его удобствами.

На момент моего посещения осуществлялись полеты CL-415: один самолет «нарезал» тренировочные круги, второй убыл для тушения небольших возгораний на соседних островных территориях, прилежащих к материковой части города.

Несколько раз в неделю тренируются экипажи вертолетной эскадрильи. Единственный минус – вертолеты «работают» несколько далековато, зачастую изображение получается с маревом. Ну и направление взлета-посадки, с учетом особенностей данного летательного аппарата 🙂 , спрогнозировать сложно.

На мою удачу, в один из дней удалось поймать взлет и руление одного из трех МиГов, временно находившихся на авиабазе.

Не часто, но бывают и «заморские» гости: в один из дней прибыла пара американских транспортных Lockheed HC-130J Combat King II из состава 102-й спасательной эскадрильи, которые убыли на следующее утро.

Естественно, уделяя должное внимание споттингу, не следует забывать о достопримечательностях самого города, который является важнейшим историческим центром страны, включает в себя очень красивый район «старого города», который местные жители гордо именуют «Венецией».        Подводя итог своему небольшому рассказу, скажу, что споттинг в Хорватии достаточно интересный, но требует определенных усилий по выбору места съемки и, конечно же, везения, поскольку активность военного трафика в Хорватии достаточно небольшая. Тем не менее, определенные сложности окупаются интересным авиационным парком: мне, в частности, помимо, уходящего на заслуженную пенсию МиГа (ради которого, по сути, споттеры и едут в Хорватию), очень интересен вертолет Bell OH-58D Kiowa, который сейчас тоже непросто встретить. Авиашоу, в отличие от других европейских стран, в Хорватии не проводятся, хотя все предпосылки к тому имеются, и, я уверен, желающих посетить их будет очень много. Есть дни открытых дверей, но их анонсирования на общеизвестных веб-ресурсах я не встречал. Что же касается любителей гражданской авиации, каких-либо сложностей, по моему мнению, «гражданский» споттинг в Хорватии не вызовет: трафик для небольших хорватских аэропортов активный, а длительные периоды дождей и ненастья для Хорватии не характерны.

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 2

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему?