
23 августа 2014 г. недалеко от немецкого Ростока, на авиабазе (и одноименном аэродроме) Лааге (Rostok — Laage), в месте дислокации 73-го тактического авиакрыла «Штайнхофф» (Tactical Air Force Wing 73 «Steinhoff»), состоялись День открытых дверей и авиашоу. Поводом для проведения этих мероприятий послужили три знаменательные даты: 55-летие со дня образования, 30-летие функционирования авиабазы Лааге и 10-летие эксплуатации в составе авиакрыла истребителя Еврофайтер (Eurofighter). К слову, у немцев в названии истребителя — никаких «Тайфунов». Лааге — это бывший аэродром ВВС ННА ГДР, где до объединения Германии базировалась 77-я эскадра истребителей-бомбардировщиков (Су-22М4).
Авиакрыло «Штайнхофф» за свою 55-летнюю историю эксплуатировало и F-86 Sabre, и Fiat G.91. Затем были F-4G Phantom, МиГ-29, доставшиеся в наследство от ГДР, и, наконец, Eurofighter. История авиакрыла представлена, в том числе, и в прекрасно отреставрированных образцах стоявших на вооружении машин, размещенных на территории авиабазы.
Несколько слов об организации. В целом, она была на высоте. Для прибывающих на своем автотранспорте была организована огромная стоянка в поле на удалении от авиабазы, откуда гостей вывозили бундесверовские автобусы (с кондиционерами). Споттеров пускали с 8 утра, в то время как основной люд — часом позже. Предлагалось подняться на платформе над базой и поснимать панорамы, но я, увидев обилие «статики», предпочел отснять ее, пока еще народа было немного.
Статическая экспозиция была достойной без всякого преувеличения. Помимо «посланцев» из, как раньше говорили — «братских частей» Люфтваффе, Бундесмарин и Бундесвера, присутствовали представители ВВС Польши, Чехии, Испании, Дании, а также ВВС США в Европе (авиабаза Авиано, Италия). Военная авиация ФРГ была представлена практически всем существующим авиапарком, от огромных транспортных А310-304 до патрульных Дорнье Do-228 и самолетов РЭБ UC-36A на базе бизнес-джета Bombardier Learjet.
Давайте посмотрим немножко статику, а потом я продолжу рассказ.




Напротив — несколько разукрашенных по разным поводам «Еврофайтеров».




Помимо собственно авиационной техники меня очень интересовала наземная инфраструктура базы. Проще говоря, хотелось узреть, в каких условиях трудится инженерно-технический состав ВВС ФРГ. Скажу откровенно, увиденное впечатлило. Позиция обслуживания и подготовки авиатехники в закрытом помещении ангарного типа, с кондиционером и офисным креслом для техника. Там же — вся индивидуальная КПА (контрольно — проверочная аппаратура), необходимая для подготовки к полетам, в т.ч. — на боевое применение. Ну, все виды электропитания, сжатые газы и топливо — само собой…
Поговорил с техниками, как мог (на ломаном английском) рассказал о советских дальневосточных реалиях (интересно, что-нибудь с тех пор изменилось в этом плане?), когда при -30 голыми руками чего-то там откручивали и закручивали… А погреться — разве только в сопле зарулившего на соседнюю стоянку истребителя… Судя по удивленным лицам, ребята меня поняли и сочувственно покачали головами…
Понятно, что все эти их комфортные ангары — до первой бомбы (не дай Бог, конечно), и советские железобетонные укрытия на бывшем ГДР-овском аэродроме Лааге содержатся в идеальном состоянии не зря. Но увиденным условиям службы техсостава я позавидовал белой завистью…
С течением времени народа заметно прибавлялось, и что-то подсказывало: пора искать место «у забора»,т.к. в ближайшей перспективе предполагались полеты именинников и гостей. Да и при регистрации споттеров на сайте мероприятия вроде как обещали таким вот страждущим отдельное место. А, вот и информационный киоск! Сейчас узнаем…
Увы… Вопреки заявлению на сайте, отдельного места для фотографов не будет (у нас тут все — фотографы… 🙂 ). Однако молодой человек в инфокиоске показал на схеме аэродроме, откуда лучше всего снимать полеты. Понятно, что когда я явился в обозначенное место, там плотным строем, локтем к локтю, уже стояли обладатели телевиков от Canon и Nikon и с нетерпением ждали. Конечно же, не меня… 🙂
В полетах (а было организовано 2 залета) участвовали по четверке «Еврофайтеров» и «Торнадо», транспортные С-160 «Трансалл» и А-310MRTT, вертолеты Bo-105, EC-665 «Тайгер» и ветеран CH-53G. Приняли участие также польский МиГ-29А и чешский JAS-39 «Гриппен». Смотрим…
Помимо обычных в таких случаях проходах над аэродромом строем, были разыграны несколько эпизодов с парашютным сбросом груза из «Трансалла», имитацией дозаправки от А-310 четырех тактических машин, высадкой спецназа из CH-53G с прикрытием его работы несколькими «Торнадо» и «Еврофайтерами», взлет «Трансалла» под прикрытием «Тайгера». И даже при том, что почти все эпизоды я уже видел несколькими месяцами раньше на берлинском авиасалоне ILA, оставить равнодушным это зрелище не могло. Здорово, одним словом!
Невольными участниками летной программы стали и пассажирские А-319 и EMB-190, выполнявшие рейсы в/из аэропорта Ростока. Причем, аэробус по какой-то причине с первого захода не приземлился, и у нас была возможность отснять его заход дважды.
А в заключение на полосу приземлился шикарный бизнес-джет Бомбардье BD-700-1A10 Global Express.
Действо завершилось, и народ потянулся на выход к автобусам. А мне не давал покоя ненайденный бывший американский штурмовик А-4 «Скайхок», который значился в программе, но на глаза так и не попавшийся. И я отправился его искать. Нашел!
Рядом был обнаружен частный Пилатус РС-9.
На обратном пути попался вот еще такой Су-22М4 в состоянии, которому позавидовал бы другой музей
и Норт Америкен F-86 «Сейбр», с которого, собственно, и началась история воинской части, которую я покидал.
В целом, мероприятие получилось отличное. Мощная «статика», насыщенный динамический показ, весьма приличные условия съемки (полоса довольно близко, палящего солнца не было, правда, чуток помешал дождик) и относительно небольшое (в сравнении с каким-нибудь авиашоу, к примеру) количество посетителей — всё «сложилось». Приятные впечатления остались надолго!