5
(1)

Основанная графом Доменико Агуста (Domenico Agusta, 28.02.1907 – 2.02.1971) одноименная компания занималась производством самолетов с 1923 г. После окончания Второй Мировой войны авиатематика в деятельности «Агуста» на некоторое время полностью уступила место разработке и производству двухколесной техники — мотоциклов и мотороллеров. Но в 1952 г. между Agusta и американской Bell Helicopter было заключено соглашение, предполагавшее лицензионное производство вертолетов. Началом многолетнего сотрудничества стал выпуск по лицензии легкого многоцелевого вертолета Bell 47. А авиационное подразделение выведено в отдельный бизнес, ставший со временем основным.

Наработав определенный опыт в ходе лицензионного производства вертолетов, инженеры компании по инициативе Доменико Агуста приступили к разработке собственных конструкций. Пожалуй, первой из них, поднявшейся в воздух и получившей известность, стал сверхлегкий одноместный А 103, разрабатывавшийся с 1958 г.

Agusta A 103 во время испытательного полета, 1959 г.

Первый полет прототипа состоялся 30 сентября 1959 г. Вертолет был оснащен поршневым двигателем Agusta M. V. — G. A. 70 V мощностью 72 л.с. и развивал скорость до 153 км/ч. А 103 имел длину 6,12 м, диаметр несущего винта — 7,39 м, его максимальная взлетная масса составляла 381 кг.

Развитием А 103 стал двухместный экспериментальный А 104 «Helicar», разработанный под руководством Эмилио Бьянки. Двухместная кабина существенно расширяла возможные сферы использования, а имя новой машины отражало надежды ее создателей на то, что новинка станет столь же доступной, как легковой автомобиль.

В сравнении с А 103 вертолет немного прибавил в размерах, а его максимальная взлетная масса увеличилась почти на 70 %, до 640 кг. Несущая система конструктивно повторяла применяемую на вертолетах Bell и представляла собой двухлопастной ротор со стабилизатором поперечной устойчивости. Двухлопастным был и хвостовой винт. Для удобства транспортировки хвостовая балка могла быть легко демонтирована.

Увеличение взлетной массы повлекло установку более мощного двигателя. Им стал 4-цилидровый G.A. 140V, созданный дочерней компанией Meccanica Verghera (MV). Максимальная мощность двигателя составляла 138 л.с. при 3200 об/мин. Двигатель располагался вертикально, в отдельном отсеке за кабиной, а над ним — топливный бак.

После завершения наземных проверок, длившихся около 140 часов, бессменный летчик-испытатлель компании Отторино Лянча (Ottorino Lancia) поднял опытную машину в воздух. С датой перового полета возникли некоторые разночтения. Часть источников утверждают, что он состоялся 29 сентября 1960 г. Однако в ходе подготовки материала я наткнулся на скриншот памятной открытки, выпущенной Gruppo Lavoratori Anziani D’Azienda — Agusta в честь 40-й годовщины первого полета А 104. Состоявшегося, как указано, 21 декабря 1960 г.

Обратная сторона памятной открытки в честь 40-летия первого полета А 104.
Источник — https://helicopterpostcards.czweb.org/

Более того, на лицевой стороне черным по-белому (в прямом смысле 🙂 ) указана причина выпуска открытки.

Лицевая сторона памятной открытки в честь 40-летия первого полета А 104.
Источник — https://helicopterpostcards.czweb.org/

Летные испытания вертолета были прекращены в связи, как объясняется, с загрузкой компании подготовкой лицензионного производства вертолета Bell 204. Что и говорить, развертывание в начале 60-г гг. серийного выпуска довольно сложной по тем временам машины с ГТД требовало значительных усилий. Однако можно предположить, что закрытию проекта способствовали как невысокие летно-технические характеристики вертолета, так и отсутствие интереса со стороны потенциальных заказчиков. Рассчитывать же на серьезный спрос со стороны «частников» всего через 15 лет после окончания Второй Мировой войны, пожалуй, не приходилось. До времени «Робинсонов» было ещё далеко.

Для улучшения ЛТХ на третьей построенной машине, в некоторых источниках представленной как первая серийная, был установлен газотурбинный двигатель MV Agusta AT 230 мощностью 200 (по другим данным — 270) л.с. Однако дальше этого дело не пошло.

Проект А 104 завершился постройкой трех вертолетов (один — с турбовальным ГТД). Его развитием стал немного увеличенный в размерах А 105 уже со штатным турбовальным двигателем Turbomeca-Agusta TAA.230 мощностью 275 л.с. Впрочем, и этот вертолет не снискал славы, а его выпуск ограничился двумя прототипами, причем, один из них — с 4-местной кабиной.

Второй прототип Agusta A 104 с регистрацией I-AGUM (зав. № 4002) можно увидеть в парк-музее Volandia, расположенном в двух шагах (фигурально, конечно) от миланского аэропорта Мальпенса. После окончания действия Сертификата летной годности 9 июня 1961 г. вертолет находился на хранении на заводе Agusta в Cascina Costa. В 2007 г. его передали в парк-музей Volandia, где он был восстановлен волонтерами общества Amici di Volandia.

Характеристики А104

Массово-габаритные характеристики;
— длина фюзеляжа — 6,35 м
— высота — 2,35 м
— диаметр несущего винта — 7,95 м
— площадь ометаемой поверхности несущего винта — 49,6 м2
Масса пустого: 380 кг
Максимальная взлетная масса: 640 кг

Летно-технические характеристики:
Максимальная скорость — 165 км/ч
Крейсерская скорость — 135 км/ч
Скороподъемность — 4,1 м/с.
Практический потолок — 3000 м
Продолжительность полета — 2 часа 30 минут
Дальность полета — 330 км

Пожалуйста, оцените прочитанное по пятибалльной шкале!

Ваша оценка очень важна (выставляя оценку, Вы соглашаетесь на сохранение Вашего IP-адреса)

Средняя оценка - 5 / 5. Проголосовавших - 1

Оценок еще нет.

Сожалеем, что материал не понравился

Сообщите - почему? Вы также можете оставить адрес эл. почты для обратной связи