
Последнее обновление — 19.04.2021
Мне повезло, я жил по соседству с одним из основателей Музея ВВС в подмосковном Монино, генерал-майором Михаилом Васильевичем Шишкиным. Благодаря его внимаю я оказался в начале 1960-х в хранилище старой авиационной техники и с этого момента начал собирать фото его экспонатов. А все цветные фото в начале 1970-х сделаны на пленке фирмы «Орво» (ГДР).
В 60-е годы перед главным входом на территорию жилого городка монинской академии установили на пьедестал МиГ-15бис, правда, простоял он там недолго и из-за расширения въезда на его территорию снесли, передав самолет в музей.
Самолет Ан-8, заводской № 9340504, поступил в музей в 1976 г.
Самолет Ан-10А, заводской № 0402406, поступил в музей в 1976 г.
Самолет Ан-12, заводской № 8900203, поступил в музей в 1973 г.

Артиллерийское орудие, ранее десантировавшееся с самолета Ан-12.
Самолет Ан-14А, заводской № 500303, поступил в музей в 1977 г.
Ан-24 СССР — 46746 Киевского авиазавода (№ 47300903) 1964 года выпуска. Поступил в музей в 1979 г.
К линейке самолетов ОКБ Антонова можно добавить и снимок Ан-2
на рулежной дорожке аэродрома во время проведения авиахимических работ, сделанный в начале 1970-х гг.
Противолодочная амфибия Бе-12. Самолет № 5600302 построен в 1960 году на заводе в Таганроге и впервые взлетел 18 октября. В музей поступил 5 июня 1974 года. Совершил 170 полетов, налетав – 809 часов. Фото сделано в августе 1974 года.
Самолет для местных авиалиний Бе-32 СССР-67209 (заводской № 0600105). Изготовлен в 1970 году, в музей поступил в 1983 году.

Самолет-штурмовик Ил-10М поступил в музей в 1959 г.
Самолет Ил-12Т, заводской № 30218, поступил в музей в 1959 г.
Ил-12Т после первой «реставрации».
Самолет Ил-14 поступил в музей из Гражданской авиации, но в лихие 90-е бомжи его сожгли.
Магистральный пассажирский самолет Ил-18В СССР-75737 (заводской № 181002702). Выпущен в 1961 году на заводе № 30 в Москве. В музей поступил в 1977 году.
Бомбардировщик Ил-28, заводской № 5305771, поступил в музей в 1967 г.
Вертолет Ка-18.
Истребитель Ла-7.
Истребитель Ла-11. На заднем плане механики проводят регламентные работы на бомбардировщике Ту-2.
Истребитель Ла-11, проданный за рубеж, похоже, уже никогда не вернется на Родину.
Ла-15 – последний серийный истребитель С.А. Лавочкина.
Перехватчик Ла-250 в первозданном виде.
Фрагмент Ла-250, который в 1968 году еще не разрешали фотографировать.

Ночной бомбардировщик Ли-2ВП зав. № 18418809 1945 г. выпуска. Этот самолет поступил в музей в январе 1959 г., но «благодарные» потомки посчитали, что его место на свалке. Я не стал кадрировать этот снимок, чтобы показать состояние этой реликвии, а также – ангара, переданного музею в середине 1960-х.
Транспортный Ли-2 послевоенного выпуска и его останки на задворках музея.
Этот Ли-2 из Аэрофлота еще жив.
Когда ВВС и Аэрофлот прекратили эксплуатацию Ли-2, то в музей поступили аж три машины.
Этот самолет в музее позиционируют как бомбардировщик, в действительности это учебно-штурманская машина Ли-2УШ, о чем свидетельствую ухваты для практических бомб под его центропланом.
Вертолет Ми-4, заводской № 1104, поступил в музей в 1965 г.
Вертолет Ми-6ПЖ2 (заводской № 9683901В). Изготовлен в 1969 году на Ростовском вертолетном заводе. Поступил в музей 5 ноября 1991 года из города Троицк. Перелет в Монино с промежуточными посадками в Уфе, Правдинске (Горьковская область) и Чкаловской выполнил военный летчик В.А. Наумов. В 1972 году после переоборудования в противопожарный вариант «ПЖ2» участвовал в тушении лесных пожаров в Подмосковье, работая с аэродрома Чкаловская.
Первый серийный вертолет Ми-6 (заводской № 003101В). Изготовлен в 1960 году на заводе № 23 в Москве. Поступил в музей в 1978 году.
Вертолет Ми-10, заводской № 8680604, поступил в музей в 1974 г.
Вертолет В-12 поступил в музей в 1975 г.
Стратегический бомбардировщик М-50 поступил в музей в разобранном виде с аэродрома ЛИИ в 1968 г.
Чтобы сделать этот снимок М-50, пришлось забраться по боковому подкосу ангара почти под его крышу.
Легкий ночной бомбардировщик По-2ЛНБ, заводской № 642749, поступил в музей в 1958 г.
И еще несколько снимков По-2, сделанных в 70-е годы во время съемок художественных фильмов на территории музея.





Истребитель МиГ-9, заводской № 114010, поступил в музей в 1960 г. В такой окраске он снимался в фильме Татьяны Лиозновой «Им покоряется небо».
Истребитель-штурмовик МиГ-15бис ИШ, заводской № 2115368, поступил в музей в 1961 г.
Учебно-тренировочный истребитель УТИ МиГ-15, заводской № 22013, построен в 1954 г. В музей поступил в музей в 1973 г.
Первый прототип истребителя МиГ-23 с крылом изменяемой стреловидности поступил в музей в 1973 г.
Крылатая ракета КС-1.
Фронтовая крылатая ракета ФКР-1.
Крылатая ракета КСР-5.
Аналог воздушно-космического самолета многоразовой системы «Спираль» на транспортной платформе.
Истребитель-бомбардировщик Су-7Б, заводской № 1707, поступил в музей в 1968 г.
Самолет АНТ-2.
Фрагмент авиэтки Невдачина «Буревестник» на фоне АНТ-2 в старом (сгоревшем) ангаре.
Фронтовой пикирующий бомбардировщик Ту-2С поступил в музей в 1958 г.
Стратегический бомбардировщик Ту-4 поступил в музей в 1958 г.
Бомбардировщик Ту-16 (заводской № 1880802) построен на заводе № 1 в Куйбышеве в 1954 году. Заводские испытания, завершившиеся 18 декабря, провел летчик А. Казаков. В следующем году машина поступила в НИИ ВВС и эксплуатировалась до августа 1960 г. На ней, в частности, летал летчик-испытатель А.К. Стариков. В ходе эксплуатации самолет налетал 562 часа 48 минут, совершив 218 посадок. Затем бомбардировщик передали на учебную аэродромную базу Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. В музей поступил в 1967 году.

Ту-16К-16 со станцией радиолокационной разведки и целеуказания «Рица» (заводской № 4201004) построен на заводе № 22 в 1954 году. Видимо, был переделан из Ту-16КС. Поступил в музей в 1975 году.

Ту-22 (заводской № 5050051) построен в 1960 году на заводе № 22 в Казани. До 28 сентября 1962 года находился в ЛИИ. Затем по 18 октября 1965 года эксплуатировался в строевой части, а с 27 октября – на учебной аэродромной базе Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е. Жуковского. В музей поступил в 1967 году.
Ту-22М0 нулевой серии выпущен на заводе № 22 в Казани в 1970 году. Заводские летные испытания начались 23 марта 1971-го и завершились спустя три года из-за неоднократного превышения эксплуатационных перегрузок, доходивших до 4g. 25 февраля 1975 года машину передали на учебную аэродромную базу Военно-воздушной инженерной академии имени проф. Н.Е. Жуковского. В музей поступил в 1967 году. Всего на самолете совершено 142 посадки, налет составил 127 часов 29 минут.
Межконтинентальный бомбардировщик Ту-95, заводской №4800007, в свое время переоборудованный для испытаний самолета РС.
Под правой консолью крыла (ближе к законцовке) устанавливалась фотокамера для видеорегистрации отделения изделия от носителя. Поступил в музей в 1972 г.
Летающая лаборатория Ту-104АК, предназначенная для тренировки космонавтов на невесомость. Самолет Ту-104А (заводской № 8350705) изготовлен на Харьковском авиационном заводе (№ 135) в 1958 году. Первый полет летчик-испытатель Коробко выполнил на нем 28 декабря. В январе 1959-го машина поступила в 8-ю акдон и 6 июня того же года – в 207 авиационный транспортный отряд (АТО) ГВФ. Спустя три года, 25 июня, самолет передали в 200-й АТО Московского управления транспортной авиации, где он прослужил до 1965 года. После чего машину передали в ВВС и переоборудовали в летающую лабораторию. В ходе эксплуатации было выполнено 378 режимов на невесомость, 130 посадок, а налет составил 171 час.
Всего же самолет налетал 9861 час и совершил 5051 посадку. Поступил в музей 16 января 1979 года из 70-го отдельного исследовательского тренировочного авиационного полка имени В.С. Серегина.
Пассажирский самолет Ту-114 поступил в музей в 1972 г.
Пассажирский самолет Ту-124 СССР-45825 (заводской № 2350705) изготовлен на Харьковском авиационном заводе (№ 135) в 1962 году. В музей поступил в 1981 году.

Фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2 поступил в музей в 1959 г.
Учебно-тренировочный истребитель Як-11, заводской № 60217, поступил в музей в 1965 г.
Самолет Як-12Р, заводской № 14410, поступил в музей в 1962 г.
Реактивный истребитель Як-17, заводской № 1402001 поступил в музей в 1961 г. Самолет готовили для съемок фильма «Им покоряется небо».
Учебно-тренировочный самолет Як-18 с мотором М-11, заводской № 1163320, поступил в музей в 1958 г.
Учебно-тренировочный самолет Як-18У с мотором М-11, заводской № 1161029, поступил в музей в 1962 г.
В таком виде вертолет Як-24 с бортовым номером 51 поступил в музей. Фото 1968 г.



В начале 1970-х Як-24 реставрировали, заменив полотняную обшивку. Лопасти несущих винтов трапециевидной формы заменили прямоугольными от Ми-4.
Истребитель-перехватчик Як-25М, заводской № 0718, поступил в музей в 1972 г.
Почти одновременно с Як-25М в 1972 г. в музей поступил разведчик Як-27Р, заводской № 0703.
В 1975 г. в музей поступил фронтовой бомбардировщик Як-28Л, заводской № 2920902.
Як-28Л, заводской № 2920902, на фоне истребителя-бомбардировщика Су-7БКЛ (заводской № 5812), поступившего в музей в 1975 г.
Як-40 СССР — 87490 (серийный № 0117) 1971 года выпуска. Поступил в музей в 1981 г.
Турбовинтовой двигатель КБ Кузнецова НК-12 (до сих пор эксплуатируется на Ан-22 и Ту-95), поступил в музей в 1961 г.
Турбореактивный двигатель КБ Микулина АМ-3 поступил в музей в 1961 г.
Ракета Х-66 класса «воздуx-поверхность».

Триплан «Сопвич» поступил в музей в 1959 г.
Биплан «Вуазен» LAS поступил в музей в 1959 г.
Линейка раритетов монинского музея ВВС во время съемки художественного фильма по мотивам книги «Шаги по облакам».
Вертолет продольной схемы «Вертол-44» компании «Пясецкий» поступил в музей в 1975 г.
Гондола стратостата «СССР-3» (иногда ошибочно ее относят к «СССР-1») поступила в музей в 1960 г.
Гондола стратостата «Волга» поступила в музей в 1964 г.
Продолжение темы — здесь
12 комментариев
Игорь Михелевич
Рекомендую почитать эту монографию
Андрей
>> И ответа на п.2 предыдущего коммента я так и не увидел. И кто и где сказал, что МС из строевой части?
Я не могу ответить на ВСЕ вопросы.
>> Николай Васильевич планирует предметно заняться этим вопросом в плане поиска достоверной информации в архивах.
Не получится. Архивы КБ Туполева и ЛИИ не сохранили информацию об этой машине. Там по просьбе А. Почерникова искали — не нашли.
>> “Крышка воздухозаборника” вполне может оказаться люком перехода из носителя в РС.
Не может. Это не люк, а именно механически выдвигаемая створка.
>> Самолет мог действительно использоваться как двигательная ЛЛ, никто это не отрицает. Но… для испытаний НК-12 (-12М, -12МВ) НА КРЫЛЕ.
Нет, грузоотсек сделан для размещения двигателя под фюзеляжем, у него даже створки не предусмотрены.
>> Посмотрите, как подвешивались двигатели на Ту-16ЛЛ и Ту-142ЛЛ. Они подвешивались под ЦТ. А где должен висеть двигатель, если его воздухозаборник закрывался этой крышкой?
Крышка находится прямо перед отсеком для двигателя. Очевидно, что это был такой двигатель, возможно, с длинным воздухозабоником.
>> Появятся ФАКТЫ или формуляр – welcome!
Все имеющиеся факты А. Почерников уже изложил. Формуляры, скорее всего, утеряны и уничтожены.
Игорь Михелевич
Мне кажется, Вы уже сами запутались в своих доводах. И ответа на п.2 предыдущего коммента я так и не увидел. И кто и где сказал, что МС из строевой части?
Наша дискуссия, как мне кажется, затянулась и превращается в простое бадание какое-то…
Николай Васильевич планирует предметно заняться этим вопросом в плане поиска достоверной информации в архивах. Поэтому определение истины чуток отложим.
И еще, по части доводов Алексея.
1. «Крышка воздухозаборника» вполне может оказаться люком перехода из носителя в РС.
2. Самолет мог действительно использоваться как двигательная ЛЛ, никто это не отрицает. Но… для испытаний НК-12 (-12М, -12МВ) НА КРЫЛЕ.
3. Посмотрите, как подвешивались двигатели на Ту-16ЛЛ и Ту-142ЛЛ. Они подвешивались под ЦТ. А где должен висеть двигатель, если его воздухозаборник закрывался этой крышкой? Может ли самолет летать с такой передней центровкой?
Я переливание из пустого в порожнее пока закрываю. Появятся ФАКТЫ или формуляр — welcome!
Андрей
1. Ту-95МС, представленный в Монино — это второй опытный самолёт, переделанный из Ту-142М. В ВВС никогда не был. Проходил испытания в КБ Туполева и потом был списан в ВВИА им. Жуковского. Логично, что там такой же наплыв, хотя и немного удивительно. Но это факт.
2. В Ту-95Н переделывался строевой Ту-95, модернизированный до Ту-95М. Его серийный номер 5800101. Это подтверждено архивом КБ Туполева и написано у них в книге. Это не Ту-95ЛЛ, это разные самолёты.
Игорь Михелевич
Вот тут-то Вы и попались 🙂
1. На серийных МС (равно как и К) на консолях нет камер, фиксирующих сброс груза. Это «видео» нужно при испытаниях. Поэтому можно предположить, что стоящий в Монино МС тоже не из строевой части в музей попал.
2. Если предположить все-таки, что это 95/2, чему есть вроде бы веские основания, то как объяснить строевой бортовой номер на этой машине http://www.airwar.ru/image/idop/bomber/tu95/tu95-2.jpg ? И наличие на ней в первоначальном варианте оборудованной кабины кормового ВСР (тоже есть снимки)? И — главное — зачем двигательной ЛЛ телеметрические полосы на носовой части фюзеляжа, присутствующие на снимке? «Вы что на это скажете, товарищ?» (© М.Булгаков, «Собачье сердце»)
Можно предположить, что машину использовали не только как ЛЛ двигателей, но и для каких-то других целей. Или предполагали использовать. И именно как самолет-носитель. Но с РС не срослось, поэтому ее переориентировали на двигатели. То, что бомбоотсек не «заточен» под РСР, еще ни о чем не говорит. Собственно, носитель ведь так и не был создан, но какие-то работы в этом направлении наверняка велись. Дай Бог, Алексей докопается до истины. Туполевцев надо трясти. Испытатели ведь знают, получается, только часть биографии, связанную с ЛЛ. Но наверняка не всю.
Как говорится, аналогичный случай был у нас в деревне. В Рижском ВВАИУ им. Я. Алксниса в 70-е годы на учебном аэродроме присутствовал МиГ-27 с двигателем (как и положено) Р29Ф-300, но с регулируемыми воздухозаборниками. По формулярам (сам в руках держал) это был чистейший МиГ-27 (МиГ-23БМ). Но у «двадцать седьмого» воздухозаборник нерегулируемый, как известно. Таковой присутствует на МиГ-23БН, но там стоит (стоял, точнее) АЛ-21Ф-3.
В общем, пытали мы преподавателей на этот счет довольно долго, но никто нам объяснить ситуацию не мог. Сейчас, по-моему, эта машина находится в музее, что рядом с аэропортом Рига.
А движок тот мы спалили на газовке во время практических занятий. Типичнейшая ошибка при запуске на МиГ-23/27: постановка РУД чуть-чуть выше упора «Малый газ»…
Андрей
С обтекателем у законцовки правой плоскости Ту-95ЛЛ всё гораздо проще. У имеющегося в музее Ту-95МС точно такой же обтекатель в том же самом месте.
Обтекатель оборудован стеклянным окном, направленным в сторону фюзеляжа. Таким образом, это отсек для кино/фото камеры, которая со стороны контролирует сброс бомбы или запуск ракеты.
Игорь Михелевич
В принципе, оснований для недоверия к информации нет. И скурпулёзный рассказ на ФБ заслуживает всяческого уважения. Осталось прояснить назначение обтекателя у законцовки правой плоскости. Согласитесь, что ЛЛ по отработке двигателей камера ни к чему. А вот если с ЛЛ что-то запускали, тогда другое дело…
Вообще, парадоксальная вещь: имея заводской номер, нет возможности документально установить «родословную». С «супостатовской» техникой, насколько я сталкивался, таких проблем нет. Грустно…
Андрей
В ЖЛИиДБ подтвердили, что номер 4807 принадлежал ТУ-95ЛЛ, это был номер ЖЛИиДБ, четырёхзначный, как номер исследовательского борта.
Волонтёр, ответственный за этот самолёт, раскопал историю борта, и подробно её написал:
https://facebook.com/2184142298347346
https://facebook.com/2185647308196845
Да и при внешнем осмотре самолёт имеет все особенности летающей лаборатории, и никаких намёков на подвес другого самолёта. Внутри есть дополнительный топливный бак и пульт управления экспериментальным двигателем.
Игорь Михелевич
95/2 действительно использовался как ЛЛ для испытаний двигателей. Но абсолютно никаких оснований считать, что в в Монино находится именно он, нет, т.к. по прибытии в музей самолет имел на киле заводской номер 4807 (см. фото). Вы можете документально подтвердить, что этот номер принадлежит 95/2?
Андрей
Ту-95 — это не первый серийный, а второй опытный, самолёт-дублёр 95-2, первый Ту-95 с двигателями НК-12.
И он никогда не был носителем системы РС, а прослужил в ЛИИ летающей лабораторией двигателей — Ту-95ЛЛ.
Игорь Евгеньевич
И Вам спасибо!
Алексей
Спасибо! Очень интересно!