Свое название музей получил от старейшего чехословацкого военного аэродрома. Да-да, именно чехословацкого, т.к. аэродром был создан в 1918 г., практически сразу же после образования объединенной Чехословакии. Коллекция начала создаваться на полвека позже, и музей был открыт для посещения в 1970 г. А я там побывал в 2011 г.
Официальная статистика утверждает, что коллекция музея насчитывает 275 летательных аппаратов, из которых почти сотня размещены под навесами и в ангарах, 25 – под открытым небом, 155 – в запасниках музея. Десяток экспонатов находится в летном состоянии.
Коллекция действительно весьма богатая, даже несмотря на превалирование под навесами и открытым небом советской авиатехники из состава ВВС ЧССР. Чешское авиастроение само по себе имеет богатую историю как до — , так и послевоенного периода. Приличное количество раритетной авиатехники было также получено в дар или обменяно, благо запасов «из советского задела» на заднем дворе музея предостаточно.
В ангаре, посвященном началу реактивной эры, представлены действительно настоящие раритеты: первый серийный английский истребитель с ТРД Глостер «Метеор», почти его ровесник — Де Хэвилленд «Вампир».
Там же посланец Страны Советов – Яковлев Як-17, ставший первым реактивным самолетом ВВС Чехословакии (имел обозначение S-100).
Заокеанская техника представлена первым реактивным УТС Локхид Т-33 «Шутинг Стар». Все самолеты – после реставрации и производят самое благостное впечатление. Лишь отсутствие с собой широкоугольника не позволило отснять эти экспонаты целиком.
Хочу сразу отметить благожелательность смотрителей музея. Все – и мужчины (в которых сразу угадывались «коллеги по авиационному цеху»), и женщины – заслышав русскую речь, начинали улыбаться. Некоторые вполне сносно говорили по-русски. И на просьбы зайти для съемки за ограждение реагировали, в целом, положительно. Играло на руку и то, что в будний день посетителей совсем немного. Притом, что вход бесплатный, и за фотографирование (без штатива) тоже денег берут.
Часть коллекции, что под навесом и облаками-тучами, конечно, не в таком хорошем состоянии, как аппараты ангарного хранения. Но, с технической точки зрения, — вполне сносном. Бывает и хуже… Давайте посмотрим, что там экспонируется.
Начнем с ярко-голубого «Фантома». Это модификация FGR.2 Королевских ВВС Великобритании.
Английская версия известного американского истребителя отличается установленными двухконтурными двигателями Роллс-Ройс «Спей» (Spey Mk.202) и отсутствием пушки «Вулкан» в носовой части. БРЭО самолета также отличается от «американца». Так, например, БРЛС имеет режим картографирования местности.
Самолеты находились на вооружении до 1992 г.
Далее — Ил-28, который представлен в двух вариантах: радиотехнической разведки (РТР) и учебно-боевом.
Далее следует ряд транспортных самолетов. Первым — Ил-14, точнее — его лицензионный грузовой вариант Avia-14T, выпускавшийся чехословацкой компанией Avia.
Рядом — Антонов Ан-24В чешских ВВС. Довольно свежий музейный экземпляр.
Замыкает «транспортный» ряд L-410UVP, тоже из состава ВВС Чехии.
Экспозиция на противоположной стороне начинается с вертолетной техники, в разное время состоявшей на вооружении чехословацких ВВС.
Далее следует ряд «разномастной» авиатехники «всех времен и народов». Начинается он с чешского Су-25К.
За «Грачом» — два представителя шведской школы самолетостроения: СААБ-35 «Дракен» и его «сменщик» в ВВС Швеции — СААБ-37 «Вигген».
А это не просто «Сейбр», а лицензионная версия этого американского истребителя, выпускавшаяся в Австралии под обозначением СА-27. В отличие от «американца», на самолете из «страны кенгуру» установлен английский двигатель Роллс-Ройс «Эйвон» .
Нортроп F-5E «Тайгер» (Tiger) из состава ВВС СРВ
попал в музей в 1981 г.
Настоящий раритет — пассажирский Туполев Ту-104А. Да еще в идеальном состоянии!
Отдельная стоянка посвящена боевой авиации чехословацких ВВС. Здесь, естественно, царят МиГи и Су.
Далее перемещаемся в ангары.
Ангар, где, в основном, разместилась продукция чешского авиапрома, «перенаселен донельзя». Экспонаты размещены в несколько ярусов. Сотрудники музея говорили о том, что эту скученность планируется преодолеть за счет разделения экспозиции на две части (и два ангара соответственно).
А аппаратов интересных там и впрямь достаточно, много опытных образцов, реплик самолетов довоенной постройки, планеров и т.д. Я не буду давать пояснения всем фотографиям, иначе длина поста «начнет стремиться к бесконечности» 🙂
Предмет особой гордости музея – выставочный зал, посвященный Второй Мировой войне. Основу экспозиции составила советская техника того времени, но есть экспонаты и из других государств, принимавших участие в той войне.
Но не только самолеты здесь выставлены, много других интересных экспонатов. Например, первая немецкая управляемая авиабомба.
Или такой вот «авиасимулятор» Королевских ВВС Великобритании.
В целом же, музей замечательный! Только вот работает он, к сожалению, лишь в теплое время года (с мая по октябрь, с 10 до 18 часов). Будете в это время в Праге – непременно посетите!
Как добраться: от конечной остановки метро Летняны (Letňany, красная линия, «C») автобусами №№ 185, 280, 259, 302, 375, 376. Автобусная остановка – сразу на выходе из метро, ехать – минут 10, по-моему. Выйти на остановке Letecké muzeum. Остановка – по требованию, поэтому есть смысл смотреть в окошко, и когда в нем появится украшающий вход в музей МиГ-21Ф-13, нажать кнопочку Stop.