Первый зарубежный авиамузей, который я посетил. И случилось это в уже далеком 2009 г. Своей «серьезной» фототехники у меня тогда еще не было, поэтому пришлось одолжить передовую по тем временам Sony DSC-F828. Надо сказать, аппарат весьма достойный. Что получилось – смотрите (и читайте)…
В своем сегодняшнем обличии этот музей достаточно молод. На территории бывшего действующего аэродрома Гато он базируется с середины 90-х гг. Но история его уходит корнями в 1957 г., когда немецкий чиновник Хельмут Джеккель (Helmut Jaeckel) в инициативном порядке стал собирать первые экспонаты, относящиеся к истории немецкой авиации, на небольшом аэродроме городка Итерзен. В 1967 г. музей возглавил доктор Бокер (Boecker), при котором музей получил новый импульс развития. За 10 последующих лет экспозиция музея «разрослась» до 15 тысяч экспонатов, став одной из наиболее значительных в Европе. Вместе с тем, увеличение текущих расходов на содержание музея вынудило Бокера в 1987 г. передать всю коллекцию в дар ВВС ФРГ.
С объединением Германии количество экспонатов музея выросло примерно на 70%. Для достойной экспозиции требовались новые площади, и музей было решено перенести на территорию бывшей английской авиабазы Гато (Gatov), располагавшейся в пригороде Берлина. Англичане покинули этот аэродром в 1994 г., и уже в следующем году началось перебазирование экспонатов, которое завершилось к 1 марта 1996 г.
На момент посещения экспозиция музея насчитывала более 450 тысяч экспонатов, в том числе – более 150 летательных аппаратов (по другим данным – 212), авиационные двигатели, средства ПВО, средства наземного обслуживания, форменная одежда военнослужащих люфтваффе и ВВС ННА ГДР, множество интереснейших документов.
В Гато собрана практически вся послевоенная авиационная техника, состоявшая на вооружении авиации обеих Германий. Интересно отметить, что модификации МиГ-21 какое-то время занимали едва ли не центральное место экспозиции современных боевых самолетов.
Один из ангаров отведен под исторический экскурс, посвященный немецкой военной авиации в период с 1886 по 1990 гг. Здесь можно увидеть реплики таких известнейших аэропланов, как Fokker E.III, Junkers D.I, Fokker Dr.I, Avro 504, Fokker D.VII. Интересно смотрится и Rumpler Taube, сконструированный австрийцем Иго Этрихом (Igo Etrich) еще в начале прошлого века. Послевоенная история люфтваффе представлена «Сейбром», «Старфайтером», МиГ-21, «Торнадо», другими экспонатами.
Каждому из истребителей, когда-то составлявшим основу ВВС, посвящен еще и отдельный зал, где можно поближе ознакомиться с двигателем, кабиной, РЛС самолета. А можно присесть за монитором, на котором демонстрируется кинохроника об эксплуатации машины. Надо сказать, очень захватывающее зрелище. Мне, как инженеру — «эксплуатационщику» в прошлом, было не оторваться от кадров предполетной подготовки F-104 или выполнения замены двигателя на «Торнадо». Всегда же было интересно, «как там у них»?
А вот история люфтваффе в период Третьего рейха представлена довольно скупо. «Ненастоящий» Мессершмитт Bf-109G (реально же это Испано HA 1112), Физелер Fi 156 «Шторьх», несколько десантных планеров, а также ракетные Мессершмитт Ме-163 и Бахем Ва 349 «Наттер» – вот, пожалуй, и все. Есть еще Не-111 (тоже испанский вариант — CASA 2.111), но его увидеть не удалось. Жаль. Ведь, с технической точки зрения, боевая авиация Германии достигла своего наивысшего расцвета именно в этот период.
Экспозиции, посвященной сегодняшнему дню люфтваффе, тоже отведен отдельный ангар. Правда, настоящее — а именно Еврофайтер «Тайфун» — представлен только на фото, а в «натуре» демонстрируются «Торнадо», «Фантом», «Альфа Джет» и МиГ-29, а также ряд других аппаратов, относящихся к «сегодняшнему дню» условно (ну, к примеру, вертолет Сикорский Н-34G). Будем надеяться, что экспозиция «сегодняшнего дня» вскоре пополнится новыми экспонатами.
Но, конечно же, основная часть экспозиции находится под открытым небом. Так что на очереди — прогулка на свежем воздухе.
Сразу за «Атлантиком», встречающим нас у входа, начинается линейка боевых машин, основу которой составляют истребители некогда противоборствующих в «холодной» войне сторон.
Раз уж заговорили о палубной тематике, пожалуйста — противолодочный Фейри «Ганнет» (Fairey Gannet AS.4)
Далее по рулежной дорожке мы двигается к продолжению экспозиции. Многие машины здесь расположены друг за другом, так, что их можно обойти с обоих бортов.
Открывает эту экспозицию английский самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Хаукер Сиддли «Харриер» (Hawker Siddeley Harrier GR.Mk.1). Первый в мире серийный СВВП и, пожалуй, самый успешный проект «вертикалки». Его «продолжение» — «Харриер» II — продолжает служить до сих пор. Даже «всемогущие» Штаты не смогли создать серийный СВВП и вынуждены были закупить 102 таких самолета для Корпуса морской пехоты ВМС США.
Семейство истребителей-бомбардировщиков ОКБ П.О.Сухого тоже представлено несколькими машинами.
А это — разведчик-корректировщик и противопартизанский OV-10B «Бронко» (North American OV-10B Bronco). В люфтваффе использовался как буксировщик мишеней. Сейчас несколько машин имеются в частных коллекциях.
Есть в коллекции музея и чехословацкие УТС.
Легендарная «Канберра» — первый английский серийный реактивный бомбардировщик с богатой историей.
Не менее легендарный Ил-28 — первый советский массовый реактивный бомбардировщик.
А это, по-своему, уникальный самолет, хотя и малоизвестный. Западногерманский Ханза HFB320 Hansa Jet является единственным послевоенным серийным самолетом с крылом обратной стреловидности. На фото — его версия РЭБ.
Военно-транспортная авиатехника представлена Ан-26 и «Норатласом».
Странно, что в коллекции на то время отсутствовал С-160 «Трансалл» — основной ВТС ФРГ.
Отдельная площадка отведена под вертолетную технику, где экспонируются Ми-2, Ми-8/Ми-9, Ми-24, Белл UH-1 «Хью» и раритетный Пясецкий Н-21. В ангарах можно найти также и другие довольно редкие образцы вертолетной техники, в частности, легкий Сандерс Ро «Скитер».
Бестселлер фирмы «Белл» — многоцелевой вертолет UH-1D «Ирокез» (Bell UH-1 Iroquois). в ФРГ по лицензии были выпущены 352 машины (производитель — Дорнье).
Интересные экспонаты размещены также непосредственно перед входами в ангары.
Немало места уделено ракетному оружию, а также различным системам управления и т.д. В музее представлены системы ПВО, а также оперативно-тактические ракетные комплексы. Несколько примеров вышесказанного:
Общее впечатление от посещения музея – исключительно положительное. Чисто, ухожено, доброжелательные сотрудники, замечательные условия для фотосъемки. Музей работает ежедневно с 10 до 18 часов, вход свободный. Знакомясь с отзывами о музее в Интернете, натолкнулся на формулировку «многие самолеты в плохом состоянии». Я бы этого не сказал. Выцветшая краска еще не означает плохого технического состояния. Пневматики шасси накачаны, амортизаторы заряжены, каких-то особых дефектов конструкций не замечено. Видно, что за авиатехникой ухаживают и содержат ее в надлежащем виде. Как это и подобает странам, чтящим свою историю и авиацию, как часть этой истории.
6 комментариев
Игорь Евгеньевич
Спасибо за оценку, Геннадий!
Официально, конечно, нет. Что на улице, что в ангарах — ограничительные линии. Исключение — в помещениях, посвященных отдельным типам. Там можно и в кабину заглянуть (через фонарь, разумеется).
Но… я был в рабочий день, посетители практически отсутствовали, и контроль за «редкими экземплярами» типа меня не осуществлялся. Поэтому ближе к обеду я осмелел и стал «заплывать за буйки». «В те далекие времена» я увлекался т.н. walkaround (детальной съемкой частей, узлов и агрегатов, ниш шасси и пр.), поэтому значительную часть экспонатов удалось отснять именно так. Рекомендация: посещайте музей в рабочий день и будет Вам счастье! 🙂
Геннадий Лапшаков
Замечательный репортаж. Спасибо, Игорь.
Прикоснуться к экспонатам можно? Уж больно хотелось бы потрогать некоторые из них. Заглянуть в нишу шасси? Или везде установлена дистанция для просмотра??
Игорь Евгеньевич
И Вам спасибо! Добраться туда достаточно просто. Со станции подземного и надземного метро (U+S Banh) «Ратуша Шпандау» (Rathaus Spandau/S+U) ходит автобус №135 в направлении Альт-Кладо (Alt-Kladow). Садитесь на него и едете до остановки Зеекорсо (Seekorso). Вышли из автобуса, перешли на противоположную сторону улицы. Если повезет, увидите небольшой указатель «К музею». Ну а нет — идите по одноименной с остановкой улице Зеекорсо, вдоль коттеджей (там небольшой коттеджный поселок, довольно симпатичный). Вы как раз напротив этой улицы и выходите из автобуса. Улица сворачивает налево — и Вы туда же. Упретесь взглядом в школу. Обратите внимание на школьный стадион: полагаю, у нас далеко не в каждом городе есть что-то похожее в качестве главного городского стадиона… Перед школой поворачиваете направо и идете по улице уже непосредственно ко входу музея.
Автобусы ходят строго по расписанию, интервал — где-то 10-15 минут утром-вечером, днем — минут 20. На остановке «Шпандау» электронное табло, показывающее время до автобуса, на обратном пути — на остановке Зеекорсо была обычная табличка. Но по автобусам можно сверять часы. Удачи!
online-map
Здравствуйте. Спасибо за фотографии. Как добраться в музей авиации в Гатове общественным транспортом?
IgorMig
Ну, я там был лишь однажды, поэтому за «всегда» не отвечу. Но, судя по фото из музея моего немецкого товарища, которые он мне присылал, в рабочие дни там реально немноголюдно.
Сергей Иванович
Спасибо! Очень содержательный рассказ, как будто сам побывал там. Это всегда там так пусто или в какой-то определенный день?